Когда путешествуешь по Мещёрской земле, возникает ощущение что христианство так до конца здесь и не утвердилось. Слишком уж много почитаемых в народе Камней, Священных Рощ и Источников. Велика тяга местного населения к дышащей язычеством глуши здешних болот и лесов.

Много архаики сохранили местные старообрядцы. После Никоновской церковной реформы именно старообрядцы сохранили остатки языческих культов, и пронесли их через века. В старообрядческой среде до сих пор живут языческие обычаи почитания Камней, Источников и Рощ.

В пяти километрах к западу от города Егорьевска сохранился удивительный историко-природный артефакт Мещёрско-Мерянской эпохи. У деревни с не этимологизирующимся от славянских языков названием Чёлохово в лесу на кургане стоит деревянная часовня Святого Никиты, неподалеку лежит огромный гранитный Камень — Посмотреть схему расположения на Народной Яндекс.Карте

По местным поверьям, сам Б-г говорит из валуна, но услышать его голос может только чистый душой человек. Поклонение камням характерно для финно-угров, на это указывает в своих работах финская исследовательница дославянского наследия Центральной России Арья Альквист. Она указывает на широкое почитание камней как на этногенетическую особенность локальных Русских культур, вобравших в себя мощный финно-угорский субстрат. Геологи считают, что камень принесен в край болот и топей последним ледником из Карелии, что по своему весьма символично для этого древнего финно-угорского края.

Предания гласят, что первые христианские миссионеры пришли к Камню, бывшему тогда финно-славянской святыней с иконой Святого Никиты и с тех пор этот святой считается небесным покровителем всей всей округи. Рядом выросло сельцо Гвоздна известное по письменным источникам с XIV века. До XVIII века в Гвоздне стояла деревянная церковь Святаго Никиты, затем разобранная и перевезенная в село Высокое (современный Егорьевск) которая до сего дня не сохранилась. Ныне это сельцо не найти на картах. Опустело оно в XVIII веке, когда его владелец Демидов вывез своих крестьян на уральские заводы. Но даже опустев, это место продолжало притягивать к себе насельников одноименной волости Гвоздна, находившейся между Усть-Мерской волостью и волостью Мещерка, (границы Западной Мещёры). Места эти являлись областью традиционного старообрядческого расселения. Преследуемые властями старообрядцы создавали небольшие сельские молельни, лесные часовни и прибегали к служению в уединённых пустынных местах, которые избирались в соответствии с уже имеющейся древней языческой традицией.

Одним из таких мест стал старый языческий Камень, ставший популярным местом лесных молений старообрядцев. Место получило прозвание "Обитель мира". Здесь была построена часовня, расчищена поляна для молящихся. Место было издавна почитаемо из-за Источника и Камня находившихся тут.

В начале XX века около Камня была выстроена часовня, у источника оборудованы купальни для паломников. После революции все постройки были уничтожены, а в 70-е годы был уничтожен и сам родник. Однако Камень чудом уцелел.

Ныне у Камня, воздвигнут столбец с иконой Святого Никиты, и деревянная часовня, построенная по образу старой. Край крыши, крытой лемехом, украшен традиционными "утиными лапками".

Необычными для часовни кажутся монеты, оставленные в проеме маленького рубленного окошка. Некая жертва то ли святому и церкви, то ли Месту, и Духам его оберегающим...

К Камню от часовни ведет тропинка, через несколько десятков метров открывается поляна. Деревья сплошь увешаны лентами и тряпицами — знаками почтения и уважения к Духам Места.

Посреди всего этого стихийного великолепия — большой красный Камень. Высота камня — чуть больше полуметра при такой же ширине, длина — около двух. Сверху камня насыпаны монеты. Удивительно, но столь большой валун совершенно не врос в почву, будто что-то держит его на поверхности земли. Энергетика у камня сильная. Несмотря на жару и сухой воздух, камень источал влагу, такое ощущение что вода просто сочится из него.

За камнем, в ельнике — резной столбец с иконой Святого Никиты (того самого, который считается покровителем здешних мест), покрытый крышей.. Такие часто устанавливали старообрядцы в своих молельнях. Еще в начале XX в. среди старообрядцев был широко распространен обычай ставить такие столбцы с иконами или кресты покрытые крышей, возле своего дома. Возможно это как то связано с обычаем угро-финнов и их потомков располагать рядом со своими домами валуны, игравшие в древности немаловажную роль в домашней обрядности.

Домашние моления и жертвоприношения совершались ими или на шестке печи, или на этом камне. Среди каждого двора была положена вровень с землей камень, большей или меньшей величины, а под ним вырыта яма. Обычай ставить у избы крупный валун был распространён и среди жителей Ивановской области, на территории которой проживали Меря.)

Любопытно, что у старообрядцев был в хождении вид надгробного креста, называемого крест-голубец, который по большому счёту крестом не является. По сути, эти "кресты" повторяют женскую фигуру Богини Матери.

К огромному сожалению, некогда бывший неподалеку святой источник уничтожен. Виной тому — расположенные рядом фосфоритные разработки, буквально срывшие большую часть бывшей "Обители Мира". Здесь еще забьет новый родник чистой Святой Воды, приносящей исцеление телу и духу тех, кто не забыл о своих корнях и чтит силу нашей древней Земли.

© Сайт Merjamaa, посвященный народу меря

Поиск

Журнал Родноверие