Четыре поколения семьи Евдокимовых

Держим курс в Тукаевский район в кряшенское село Мелекес. Считается, что именно здесь кряшены сохранили традиционные элементы быта, языка, культуры в наиболее в чистом виде.

Традиционная изба кряшен

В доме с резными ставнями, которому больше полувека, нас встречает четыре поколения семьи Евдокимовых – кряшен до мозга костей. У порога по традиции, сложившейся у этого народа, исполняется гостевая песня. В ней поется о том, что гости – желанны в этом доме, для них с утра разожжена печь и готовятся разные кушания.

Хозяйка дома Роза Евдокимова рассказывает о том, что избу они купили два года назад у родственников и пока не стали ее разбирать.

Дом и хозяйство оказались кладезем находок для Евдокимовых – от прежних хозяев остались старинные инструменты, и каждый из них датирован: ручная мельница – 1900 года, бочки для хранения продуктов – второй половины XIX века, деревянные лопаты для копки картофеля – с 50-х годов прошлого века.

Лопатами, вырезанными из цельного дерева, до сих пор пользуемся, годны и корзинки для кладки и высиживания яиц гусей, кур. В рабочем состоянии ручная мельница, где мололи рожь и пшеницу. Всю эту бытовую утварь изготовил бывший хозяин дома Василий Капалыгин,

вспоминает Роза Евдокимова.

Самовар – на углях, еда – из печи

В избе кряшен – чулан, кухонька с печью, в ней готовят, и она обогревает, общая комната – спальня и зал.

В горячей печи на углях, на сковороде на свином жиру уже шкварчат, румянятся оладушки. Готовят их по бабушкиному рецепту, с теми же ингредиентами: мука, яйца, вода, дрожжи. Все это наши предки производили сами. У нас же сейчас все магазинное – живем в современном мире. Проходите, мы встречаем гостей накрытым столом,

приглашает кряшенская семья.


Анна Павловна, мама Розы Евдокимовой, печет блины в печи


Воду для чая кряшены кипятят в самоваре на углях

Кроме блинов, кряшены угощают боламыком – это толченый картофель, смешанный с мукой, посередине налит растопленный свиной жир, в который нужно макать смесь. На столе красуются пирожки – дуручмак: тесто на молоке, сверху смазано толченым картофелем. Рядом на тарелке золотистая горка ровных шариков – шишара, приготовленная на муке и воде.

Как вспоминает старейшая представительница семьи Евдокимовых, 94-летняя Анастасия Ивановна, шишару готовили за неделю и прятали в чулане. Иначе дети, а их в семье не меньше десяти рожали, съедят.

Шишару подают к чаю, приготовленному в самоваре на углях.

Питрау теряет свое значение

Застолье не обходится без самогона, медовухи. Это часть празднества, но напиваться у кряшен не принято и пьяниц нет. Рюмку наливают только одному человеку, он должен выпить и спеть, дальше следующему и так далее. У кряшен все разговоры между гостями построены на песнях,

рассказывает руководитель народного фольклорного коллектива «Питрау» Людмила Адамова.

Сейчас мы наблюдаем, как кряшенский язык уходит. Дети понимают его, но говорить на нем не могут. Но они наизусть знают песни, танцы, традиции – их изучают в коллективе «Питрау».

Как рассказывают Евдокимовы, есть ошибочное представление о происхождении кряшен. Есть крещеные татары – новокрещенные, а есть кряшены – старокрещенные. Истинные кряшены – это крестившиеся язычники.


Кряшены передают свои традиции в культуре, одежде, языке детям

После того как гости насытились, кряшены пускаются в пляс. Посреди комнаты женщины, мужчины танцуют, притопывая, шаркая ногами, при этом продолжают петь. Испокон веков кряшены славились голосами. Звучание песен у каждого кряшенского села разное: в Мелекесе – мелодичное, в Бурдах – веселое.

У каждого села кряшен и свои главные праздники. В Мелекесе это – Петров день.

Сегодня у Питрау нет того значения, какое было прежде. Наши дедушки и бабушки на Петров день, 12 июля, находили себе пару. А на Покров уже сватались. Неизменны только бабушкины наблюдения: «После Питрау заканчивается лето», «Цветы на травах нужно собирать до Петрова дня, а коренья – после»,

признается тетя Розы Елена Павловна.

Меняли платье три раза

В современном мире, где принято узаконивать отношения молодоженов в ЗАГСе и проводить застолья в ресторанах, кафе, не играют обрядовые народные свадьбы. В старину свадьбу у кряшен играли две недели. Когда приходили сваты, разыгрывались театрализованные представления: все наряжались, исполнялись хвалебные песни.

Невеста в дом к жениху приходила с приданым: вышитыми полотенцами, которыми украшала комнаты, скатертью, постельным бельем. У кряшен законной считается свадьба после венчания. Живут они по Божьему закону. Новорожденных детей никому не показывают в течение 40 дней. И женщина, перед тем как выйти на улицу, прикрывает голову, уши, грудь. Делается это от сглаза,

делится Роза.

К слову, последний кряшенский свадебный обряд в селе Мелекес был проведен в прошлом году, так захотела молодая пара. Сейчас это редкость.


Сын Розы Евдокимовой Арсений играет со своей младшей сестрой Марией, рядом — средняя дочь Дарья

Кряшены были грамотными, читающими, постоянно вели записи, метрические книги, которые хранились при храме, построенном в 1888 году в Мелекесе. Позже храм был разрушен. Часть данных из этих книг находится у Розы Евдокимовой, по ним она составляет родословные семей сельчан.

Искусные ткачи и портные

Известны кряшены и своим умением ткать. В прежние времена они сами выращивали лен, делали из него нити, изготавливали ткани, после вручную из отдельных лоскутков шили платья, фартуки, рубахи, штаны.

В нашей семье сохранились платья хозяйки дома Марины Капалыгиной. Они полностью ручной работы. Наша 94-летняя бабушка в молодости была искусной швеей, она моей средней дочери сшила платье по эскизам прошлых лет. У кряшенских женщин было несколько платьев – рабочие и нарядные. Они их меняли три раза в день, что считалось признаком состоятельности,

говорят Евдокимовы.

Были среди кряшен знахари, помогавшие заговаривать с помощью трав болезни людей и животных, спасали скот от падежа. Некоторые использовали свой дар не во благо, а наводили порчу. Им это возвращалось – умирали в муках. Называли их провидцами, через сны видели будущее. Дар сохранился у представителей этого народа до сих пор.


Гостей встречали и участники коллектива "Питрау" (в центре)

[видео]

Фото и видео: Антон Катушенок

Поиск

Журнал Родноверие