В русской литературе часто можно встретить мнение о неком культурном влиянии на архитектуру западнославянских языческих храмов. Причём, упоминается как «сильное кельтское влияние», так и заявления, что «храмы балтийских славян построены техникой, характерной для ранних скандинавских церквей». Впрочем, некоторые немецкие историки пошли ещё дальше, предположив, что развитое храмостроительство и изящная отделка храмов у балтийских славян – не что иное как влияние немецкой христианской культуры.

Однако, совершенно не важно кто из исследователей и по какой причине допустил ошибку в своих построениях. Гораздо важнее, прежде, чем принимать на веру информацию из какого бы то ни было источника, выяснить что же на самом деле представляет из себя эта самая «архитектура храмов».

Действительно, на территории восточной Германии было раскопано не менее десятка языческих «храмов», точнее строений, интерпретируемых как таковые. Интерпретации эти в большинстве случаев очень и очень спорны. Зачастую «храмом» признаётся простая каменная кладка под фундамент, при полном отсутствии каких либо находок, а найденные поблизости кости животных или людей считают доказательством жертвоприношений. Хотя, далеко не каждое большое строение должно быть храмом, а кости могут быть и остатками обычной трапезы или военных столкновений. Никаких идолов, вещей с мифологическими изобрайениями или чего-либо подобного в большинстве этих храмов найдено не было.

Наверное наиболее достоверной находкой является языческий храм в Гросс Радене. Тут действительно сложно дать строению другую интерпретацию – оно выделяется среди остальных и величиной, и техникой постройки и внешним убранством. На территории строения были найдены наконечники стрел, ножи, конский череп, и чаша также сильно отличающаяся от прочей керамики.

Подобный же храм, точнее ограда была найдена неподалёку от Гросс Радена, на озере Лёддиг, в пределах владений того же племени варнавов. Сходство тут также налицо.


Макет храма на озере Лёддиф в музее Пархима.

Как видно, оба строения выполнены одной и той же техникой. Причём, техника эта далеко не уникальна – балтийские славяне часто применяли её при строительстве оград и крепостей.


Конструкция храмов в Гросс Радене и на озере Лёддиг.

Крепость Берен-Любхин, построенная той же техникой, что и языческие храмы в Гросс Радене и на озере Лёддиг

Причём техника характерна именно для славян, никакими заимствованиями и влияниями тут и не пахнет. Это, так сказать, самые несомненные примеры. Не имеет смысла останавливаться на тех случаях, где был раскопан только фундамент и о конструкции невозможно сделать каких либо выводов. Следующим, наиболее вероятным храмом является строение, раскпанное в Волине. В первой фазе своего существования храм реконструируют следующим образом:

И вот так во второй фазе:

Если конструкция и не является наиболее характерной для балтийских славян, то подобные дома у них всё же не редки, особенно на морском берегу.

Следующий пример – храм в Берлине-Шпандау.

Как видно, это строение построено техникой именуемой у немцев «флехтванд» — из жердей, обмотанных соломой и обмазанных впоследствии глиной. Подобная техника была широко распространена у балтийских славян, так строили как жилые дома, так и хозяйственные амбары и просто издороди



Плетённые дома в Гросс Радене.

В заключение можно рассмотреть и храм в Ральсвике на Рюгене, насчитывающий 3 фазы существования.

В первой фазе, по предположениям археологов, стоял лишь идол, во второй был построен храм, рассмотренной выше плетённой техникой, в третьей фазе храм был построен такой же техникой как и в Волине.

Таким образом, среди всех известных у балтийских славян храмов, невозможно выделить какой то один конкретный архитектурный тип – имеется по 2 примера от трёх разных типов. А если вспомнить описание храма Святовита на Арконе, то можно выделить и ещё один, четвёртый, тип – 4 столба обтянутых тканью. Таким образом, ни о каком влиянии на архитектуру храмов не может быть и речи – по той простой причине, что попросту не существовало (или неизвестно) общего архитектурного какона для строительства храмов. Очевидно культовые постройки возводились просто той техникй, какая была распространена в конкретное время в конкретном месте. К тому же, интерпретация многих из этих зданий как храмов до сих пор является дискуссионной. Наиболее же достоверные примеры в Гросс Радене и на озере Лёддиг безусловно являются примерами типичной славянской архитектуры.

Поиск

Журнал Родноверие