Восстание полабов более тысячи лет назад на территории современной восточной Германии произошло между реками Эльба, Одер и Балтийское море. Целью восстания 983 г. было создание нового независимого государства с сильной военной силой. Для достижения этой цели им сначала пришлось стряхнуть с себя немецкое господство оттонов. Это было не первое и не последнее вооруженное восстание, но оно было самым крупным и результативным за всю историю Полабы. Союзу нескольких славянских племен удалось за короткое время завоевать немало территорий и поставить на колени Оттонскую империю. Результатом восстания в последующие десятилетия стало превращение Пястовского польского государства в значительную власть в Центральной Европе.

В восстании приняли участие двадцать больших и малых племен — названия некоторых племен не сохранились, — которые объединились в союз лютиков или велетов (нем. Lutizenbund). Союз состоял из самых крупных племен с редарами (внутри велетов) во главе и ободритами и стодоранами. Неясно, насколько участвовали также лужицы (сорбы) и рановы с полуострова Руйна (где была знаменита Аркона), но также были задействованы древиане, вагросы и варносы. Восстание затронуло также племена брежане, битенце, линиане и смолице. Центр союза находился недалеко от Велети в Радегосте (нем. Rethra), где находилась святыня Радегоста-Сварожич. Северо-восточную часть полабских славян занимали велети. Великим князем велетов был Дроговит, а князем ободритов – Мщивой из династии Наконидов. Говорили, что среди велетов первенство принадлежало редарам, которые считались самыми многочисленными и воинственными.

Их столица Радогост, где находился храм бога войны Сварожича, до сих пор не найдена. В святилище Сварожича стояли резные деревянные идолы богов, куда помещали подношения и конфискованное военное снаряжение. Сварожич, вероятно, был покровителем всех полабов через связь Лютичева.

Немцы не хотели занимать места только военным путем, а вместо этого строили на Полабье учреждения для последующей германизации и христианизации славян. Это также было основной причиной восстания, так как поляки хотели остаться независимыми и верными старой вере. Верность старой вере также отражена в имени христианского бога, которого жители Полаба на протяжении веков называли deus Theutonicus, богом германцев.

Хотя военные походы на славян были уже вскоре после восстания, они продолжались еще 150 лет. Столица стодоранов Бренна (также называемая Бреннабор, нем. Бранденбург) досталась саксам только через 174 года после окончания восстания. Восстание до сих пор вызывает у нас много вопросов не только о полабских племенах, но и о роли соседних чехов и поляков, а также политические вопросы союзов и стратегии. Вопрос также в том, сможет ли лютический союз выжить в долгосрочной перспективе на своих славянских старообрядческих основах с решающим большинством, когда Европа в то время поворачивалась к феодализму и христианству. На восстание повлияло несколько факторов и предшествующие сражения, но здесь мы ограничимся самим восстанием. Стоит упомянуть, что на всю картину также повлияли скандинавские викинги, которые вторглись на территорию полабов с кораблями и пехотой с конца 8-го века.

Источники восстания включают саксонского священника Титмара Мерзебургского (975-1018), немецкого священника Адама Бременского (1050-1085), Гельмольда Божовского (1120-1177), написавшего Chronica Slavorum и Saxo Grammaticus (ок. 1140-1140 гг.). 1220), который написал историю Дании в 16-м томе Gesta Danorum и где он также описал полабских славян. Эти описания часто очень субъективны и славяне представлены в негативном, но тем не менее важном для того времени источниках. Важным источником является и археология, так как на территории сегодняшней восточной Германии обнаружено более 700 объектов, а сегодня существует даже несколько музеев славянских укреплений.

21
Световид в Старемгарде, современный Ольденбург, северная Германия.

Полабские славяне были племенами, которые жили к западу от Польши между реками Одра и Ныса на востоке, Солава (нем. Saale) и Эльба (нем. Elbe) на западе. Они были организованы в более мелкие или более крупные политические группы. Их соседями были чехи на юге, немцы (саксы и тюринги) на западе, датские викинги на севере и поляки на востоке. С современными названиями можно написать, что они жили с севера в сегодняшней Саксонии и восточной части Тюрингии, северо-восточной части Баварии, всей Бранденбурге и сегодняшнем Мекленбурге. Другими словами, вся сегодняшняя восточная Германия или бывшая Германская Демократическая Республика была заселена полабскими славянами.

Восстание

В период до восстания противником полабов был король и император Оттон II (955-983), воевавший на нескольких фронтах, от Дании до Богемии, Польши и Калабрии в Италии и до Парижа во Франции. За год до восстания Оттон II отправился с большой армией в Италию, где сразился с мусульманами в битве при Кротоне и потерпел поражение. Весть о поражении, вероятно, дошла до славян и еще больше их воодушевила. У них также было достаточно взносов и уплаты десятины церкви. Поляки также с энтузиазмом относились к христианизации полабских славян, поскольку пясты обратились в христианство в 10 веке и хотели укрепить и расширить свою власть. Поскольку поляки явно не желали ждать, пока христианские солдаты теснят их с двух сторон, они нанесли удар первыми.

Восстание началось в первой половине июня 983 г., до уборки урожая, или срока уплаты налогов императору. Во время восстания повстанцы разрушали церкви, монастыри, города и другие видимые памятники иноземного владычества. Такая участь постигла несколько городов: Рыбанис (польск. Rybnica, нем. Ribnitz), Дамгор (польск. Dębogora, нем. Damgarten), Радзим (нем. Gross Raden), Клемпенов (форма Polab не сохранилась), Лугкин (нем. Luckenwalde), Нимик (нем. Нимегк), Морц (нем. Morz) и десятки, если не сотни, других деревень и городков. Целью восстания было нападение на Хоболин и Бренну, два символа власти оккупационных сил, а также на расположенные там епископские города. 29.06.983 племенной союз солдат прибыл перед Хоболином (нем. Havelberg), и этот день считается официальным началом восстания. До Хоболина велеты соединились со стодоранами. После кровопролитного боя защитники не смогли сдержать натиска, и город пал. Тевтонские рыцари были убиты, город разграблен, церкви сожжены. Место епископа было стерто с лица земли. На территории Северной Марки славяне захватили и сожгли прежних держателей власти. Через три дня после падения Хоболина славяне подошли к Бренне (нем. Бранденбург). Город был атакован с двух сторон. Защитников здесь было больше, чем в Хоболине, но и город пал. Как и предыдущие аванпосты, этот был разграблен, особенно церкви. Вероятно, в городе шла братоубийственная война между славянами-христианами. Пока полабы сражались на фронтах, датчане вторглись на их территорию с севера и разорили северо-западную Саксонию. Трудно судить, были ли викинги по соглашению с германцами или это была их одиночная акция. город был разграблен, церкви сожжены. Место епископа было стерто с лица земли. На территории Северной Марки славяне захватили и сожгли прежних держателей власти. Через три дня после падения Хоболина славяне подошли к Бренне (нем. Бранденбург). Город был атакован с двух сторон. Защитников здесь было больше, чем в Хоболине, но и город пал. Как и предыдущие аванпосты, этот был разграблен, особенно церкви. Вероятно, в городе шла братоубийственная война между славянами-христианами. Пока полабы сражались на фронтах, датчане вторглись на их территорию с севера и разорили северо-западную Саксонию. Трудно судить, были ли викинги по соглашению с германцами или это была их одиночная акция. город был разграблен, церкви сожжены. Место епископа было стерто с лица земли. На территории Северной Марки славяне захватили и сожгли прежних держателей власти. Через три дня после падения Хоболина славяне подошли к Бренне (нем. Бранденбург). Город был атакован с двух сторон. Защитников здесь было больше, чем в Хоболине, но и город пал. Как и предыдущие аванпосты, этот был разграблен, особенно церкви. Вероятно, в городе шла братоубийственная война между славянами-христианами. Пока полабы сражались на фронтах, датчане вторглись на их территорию с севера и разорили северо-западную Саксонию. Трудно судить, были ли викинги по соглашению с германцами или это была их одиночная акция. Через три дня после падения Хоболина славяне подошли к Бренне (нем. Бранденбург). Город был атакован с двух сторон. Защитников здесь было больше, чем в Хоболине, но и город пал. Как и предыдущие аванпосты, этот был разграблен, особенно церкви. Вероятно, в городе шла братоубийственная война между славянами-христианами. Пока полабы сражались на фронтах, датчане вторглись на их территорию с севера и разорили северо-западную Саксонию. Трудно судить, были ли викинги по соглашению с германцами или это была их одиночная акция. Через три дня после падения Хоболина славяне подошли к Бренне (нем. Бранденбург). Город был атакован с двух сторон. Защитников здесь было больше, чем в Хоболине, но и город пал. Как и предыдущие аванпосты, этот был разграблен, особенно церкви. Вероятно, в городе шла братоубийственная война между славянами-христианами. Пока полабы сражались на фронтах, датчане вторглись на их территорию с севера и разорили северо-западную Саксонию. Трудно судить, были ли викинги по соглашению с германцами или это была их одиночная акция. Вероятно, в городе шла братоубийственная война между славянами-христианами. Пока полабы сражались на фронтах, датчане вторглись на их территорию с севера и разорили северо-западную Саксонию. Трудно судить, были ли викинги по соглашению с германцами или это была их одиночная акция. Вероятно, в городе шла братоубийственная война между славянами-христианами. Пока полабы сражались на фронтах, датчане вторглись на их территорию с севера и разорили северо-западную Саксонию. Трудно судить, были ли викинги по соглашению с германцами или это была их одиночная акция.

Воодушевленные, они вместе с Мштиславом подошли к Гамбургу и после тяжелых боев захватили и сожгли его. Силы Мщивой оцениваются в 10-15 тысяч солдат. Битва за Магдабург осталась безрезультатной, так как славянам не удалось захватить город, являвшийся главной германской метрополией. На этом основная атака славянских повстанцев заканчивается. Славяне заняли крупные аванпосты на Эльбе, Полабия стала свободной. После крупнейшего восстания самых западных славян германская экспансия на восток остановилась еще на 150 лет. Еще хуже обстояло дело с немецкой церковью. Все церкви, которые были построены к тому времени, были разрушены. В то время немецкие епископы называли эти места «местами неверных», in partibus infidelium.

Разрушенный во время восстания Гамбург был восстановлен только через 35 лет. Позже, после восстания, были еще войны со стодорцами, с которыми воевали чехи и поляки, и даже между самими полабами происходили братоубийственные войны. Позже Союз Лютичева распался. С июня по июль 992 г. вокруг Бранденбурга шли тяжелые бои между славянами и имперской армией. В итоге немцы подошли к воротам города, но ситуация повторилась, что захватить город им не удалось. Конец свободы для Велети наступил с крестовым походом в 1147 году со стороны германцев, оккупировавших территорию Полабы. Княжество Стодоран пало в 1157 году, когда Альберт Медведь получил Бренну и начал строить свой Бранденбург.

22
Карта территории, населенной полабскими славянскими племенами .

Сегодня причиной распада Лютичевой унии считается то, что они не преобразовали и не приспособили страну к временам, а значит, не имели возможности существовать посреди Европы со старомодным политическая организация.

Не осталось ни памятников, ни многих музеев полабцам, восставшим в восстании 983 года, но славянские названия на карте Центральной Европы и два народа, являющиеся остатками прежних полабских славян, верхне- и нижнелужицкие (нем. Oberlausitz и Niederlausitz соответственно) сохранились для обеих наций, немцы используют название Sorben). Славянский этнос на полаби был уничтожен и стерт с карты политической Европы, вместе с германизацией исчезли культура и язык полабских славян. Они вошли в историю как отважные воины, сражавшиеся за свободу и веру предков.

Ресурсы в литературе

∙ Роберт Ф. Барковски: Połabie 983. Беллона. Варшава, 2015
∙ К. Вачовски: Западнославянский язык. Познань, 1950 г.
∙ Жерар Лабуда: Фрагменты истории западнославянского региона. Звездек 1. Познань, 1960 г.

Поиск

Журнал Родноверие