Древние манси считали, что наша земля наполнена множеством разнообразных духов. Главными помощниками шаманов служили духи предков, скитающиеся по земле или живущие в специальных амбарчиках, а также духи других шаманов. Если человек заболевает, это значит, что в него вселились духи болезней. Шаман должен их извлечь и отправить в нижний мир. Чтобы шаману получить полезную для себя информацию, он должен пообщаться с духами мест (хозяевами гор, рек, скал, деревьев). Особенно важны духи животных, так как они умеют перевоплощаться. Например, если на охоте человек неуважительно отнесся к своей добыче, ее дух может разозлиться и убедить остальных животных покинуть эти места. Души человека после смерти имеют разную судьбу.

Одна навсегда остается на земле, становясь духом предков. Родовой дух не теряет контакта со своими потомками и другими родственниками, становится их защитником и помощником. По прошествии времени, примерно от года до нескольких столетий, духи предков уже не могут находиться поблизости от пауля, но, тем не менее, еще участвуют в оказании помощи живущим. Они находят себе естественные пристанища — скалу, дерево, родник и т. п. Буквально все живые и неживые вещи, все природные объекты, окружающие манси, имеют духовное начало. Можно сказать, что и общение человека с этими предметами начинается именно на уровне духовного взаимодействия, а не с оценки бездушного внешнего облика, как это происходит у нас. И такое общение, без суеты и спешки, видится более глубинным, полезным и гармоничным для человека. Люди тундры и лесов обладают высочайшее наблюдательностью, чувствительностью и прозорливостью. Не потому ли они приспособлены к выживанию в труднейших условиях северных гор, болот и тайги? А любые попытки навязать им образ "цивилизованного" человека раз за разом терпят провал и ведут лишь к потере исконных навыков, к деградации и вымиранию населения, забывающего традиционный образ жизни.

С. Михалевич "По следам Виктора Мальцева"

Поиск

Журнал Родноверие