Несмотря на то что славяне завоевали огромные пространства Восточной Европы, их экспансия полна загадок. История славян полна вопросов, на которые нет ответов. Возникли ли славяне в Польше так же, как и другие славяне в Европе?

"Славяне" — откуда происходит слово

"Славянские народы занимают на Земле большее пространство, чем в истории"

Эта фраза, произнесенная когда-то Иоганном Готфридом фон Гердером, основателем немецкой исторической философии и считающимся отцом славяноведения, и сегодня вызывает сомнения.

Следует ли считать ее описанием состояния знаний об истории славян? Или это факт, с которым нам, славянам, трудно смириться? Или мы просто создали своего рода антиисторию: не производили, не рождались, скука, пассивность и стагнация, которая, тем не менее, привела к тому, что мы стали самой многочисленной языковой группой в Европе? До сих пор неизвестно, каким образом.

Мы не такой народ, как баски, которые живут на одном месте почти с доисторических времен и могут исследовать собственную историю, уходящую в глубь тысячелетий. Мы не создали империю с письменной историей, воспитавшую выдающихся философов, харизматичных правителей и провидцев, которые решали судьбы мира, оставив после себя храмы и города, кодексы, произведения искусства и торговые пути.

История славян

Славяне шли через историю в лаптях из лыка или коры. Все, что от них осталось, — это лишенный орнамента горшок, неуклюже вылепленный их руками, ведь они даже не пользовались гончарным кругом. В бой они шли, закатав штаны, чтобы они не мешали им бегать и сражаться.

Но в этих льняных бриджах они добрались до нынешней Сирии, Пелопоннеса и, скорее всего, Исландии. Они стояли у Константинополя, столицы половины мира того времени. Успех неграмотных славян, а может быть, только их языка, был противоположен успеху четкой, логичной латыни. Языка империи, породившего поэзию, которая была не только тонкой и красивой, но и измерялась ритмическими стопами. Хотя самым древним письменным славянским памятником является слово "страва". Однако именно "страва" сегодня появляется на столах европейцев чаще, чем амброзия и деликатесы.

Известный историк Норман Дэвис сравнивал занятия историей с искусством. Он говорил, что историк должен быть немного художником, чтобы творчески подходить к обрывкам информации и записям, гниющим в архивах. Между тем, история славян была изложена много лет назад ремесленниками, которые относились к археологии, письменным и лингвистическим источникам крайне инструментально.

Откуда взялись славяне?

Люди на протяжении многих лет находятся в двух враждебных лагерях. Они сражаются друг с другом, не обращая внимания на толпы людей, которые в силу своих школьных обязанностей вынуждены терпеть муки скуки на уроках истории.

Первым из враждебных лагерей являются так называемые автохтоны. Они утверждают, что славяне от их деда или даже прадеда с прабабушкой жили между Одером и Вислой и отсюда отправились покорять Европу. Другие — аллохтонисты. По их мнению, славяне пришли, вообще говоря, из-за нашей восточной границы, из бассейна Днепра. Оттуда они пришли и заселили Центральную Европу и Балканы.

"Споры одних с другими, сосредоточенные главным образом на указании ошибок другой стороны, не вносят ничего интересного и нового в обсуждение древних славян, они вообще не могут прийти к согласию (...), так как каждый думает по-своему и ни один не хочет уступить другому",

— так писал о славянских племенах на рубеже VI и VII веков неизвестный историк по имени Псевдо-Маврик.

Итак, оставим разделывание более древних почв и споры о названиях рек, из которых свет истории выловил наших предков. Давайте займемся историей, о которой говорит Дэвис, — искусством, основанным на фактах. Этих фактов не так много, и в их зыбком свете история славян предстает расплывчатой, неконкретной, как славянская душа. Череда теорий о происхождении наших бабушек и дедушек выдается за непреложные истины лишь до тех пор, пока не появляются еще более истинные или те, чьи приверженцы просто кричат громче.

Записанные здесь размышления, конечно, не дадут четкого ответа на вопрос. Как получилось, что и русоволосый белорус с рюмкой самогона, и смуглый черногорец, склонившийся над бутылкой домашнего вина, при наличии доброй воли могут поднять тост с одинаковым звуком? Может быть, в конце концов, сами вопросы интереснее, чем поиск ответов? Так или иначе, пора начать наш рассказ.

Славянские племена

Отец истории Геродот, возможно, и писал о том, что невры (которых часто считают славянами) раз в год превращаются в волков, но что они делали, когда волками не были? В трудах античных историков славяне появляются только в середине VI в. Что было до этого — откуда они пришли, почему оставались незамеченными до тех пор — неизвестно. И все же они не могли не существовать вовсе!

Сегодня мы считаем, что это были славяне и анты. Они говорили на одном языке, невероятно варварском, имели, словом, одинаковое устройство и обычаи обоих этих северных варваров. Что мы принимаем за неопровержимое доказательство того, что и те и другие точно были славянами, хотя никто из авторов прямо об этом не писал.

Древнейшие языки мира — когда они возникли и какие из них используются до сих пор?

Уже в XIX веке историки пришли к выводу, что доверять своим древним предшественникам нельзя. Они не только пользовались картами путешествий, которые имели мало общего с реальной географией, но и безоговорочно доверяли своим информаторам и дополняли свои (скудные) знания воображением.

Один из главных, если не сказать культовых, авторов текстов о славянах, некий Иордан, считал, что Висла течет с запада на восток. Его "Славянский счет" — это компиляция источников, которые он успел прочитать за своим столом, где составлял историю готов, лишь упомянув славян. Другой античный "эксперт" — историк, который с такой же страстью писал панегирики, как и пасквили на одного и того же правителя, — знал о славянах только то, что они поклонялись богу, который создал молнию.....

Любая информация, предоставленная античными авторами о территориях за пределами Римской империи, кажется весьма подозрительной. Это неудивительно, ведь классические произведения охватывали территории, гораздо более обширные, чем территории их собственных путешествий, и часто выходили за пределы их знаний. Между тем названия, народы и племена часто путали британцы, завоевывавшие Африку в XIX веке, которые, в конце концов, получали информацию из первых рук. Даже сегодня, в век спутникового наблюдения, искушенные политические комментаторы иногда допускают фактологически значимые ошибки.

Происхождение славян — что говорит нам археология?

Поэтому давайте обратимся к раскопкам. Здесь объектом исследования являются не двусмысленные записи, а конкретная материя — кирпичи, броши и надгробия. Раньше археологи считали, что там, где раскопан горшок "пражского типа", то есть ручной работы, не украшенный сосуд, и где найдены следы квадратного полухрама с очагом в одном углу, обязательно жили славяне. Для этих исследователей горшки и полуземлянки обозначают еще одну область славянского ареала. Но, в конце концов, люди, говорящие на одном языке, могли жить в радикально разных материальных культурах.

Возьмем, к примеру, арабских бедуинов со стадом коз, несколькими верблюдами, пластмассовыми бидонами, одним котлом и палаткой. Сравните их с сибаритствующими городскими жителями, полными восточного великолепия, пахнущими тысячей и одной специей. Их образ жизни чрезвычайно отличается, и все же и марокканский бедуин, и житель дамасского или египетского оазиса скажут о себе: "Я — араб", да еще и на арабском языке.

Как же мы можем быть уверены, что житель ветхого фахверкового дома, склонившийся над примитивным очагом, был славянином? Откуда нам знать, что он считал себя таковым? Материальных следов слишком мало, и они слишком скудны, чтобы делать категоричные выводы об этнической принадлежности. В конце концов, горшок использовался просто для переноски воды, а яма для хранения зерна. Из него после дня работы в поле мужчина готовил брыджу, предположительно любимое лакомство славян.

Необычная находка археологов на славянском кладбище

От древней эпохи осталось много интересных культурных следов: украшения, застежки, монеты... Начало современной эры, когда славяне вошли в историю, словно растворилось в земле. На месте ресурсной ямы, как правило, остается земля другого цвета или даже другого оттенка. — Именно так выглядят славянские археологические памятники", — говорит один из исследователей, который уже много лет фотографирует славянские реликвии.

Происхождение славян: что говорит нам генетика?

Колыбель "славянства" ищут не только археологи и лингвисты, но и антропологи и генетики. По мнению последних, характерным геном для славян является R1a1 (M17). Это так называемая гаплогруппа, находящаяся в мужской Y-хромосоме, то есть передающаяся практически без изменений от отца к сыну. На европейском континенте она встречается у 63 % лужицких сербов (из Германии), 56,4-60 % поляков, 44-54 % украинцев и 50 % русских. Древнейшей "генетической колыбелью" славян, согласно этому исследованию, должна быть Южная Европа.

Загвоздка в том, что хотя фальсифицировать генетические данные практически невозможно, их ложная интерпретация вполне вероятна. Все потому, что славянство — это в первую очередь лингвистическое, а не антропологическое понятие. Такой же высокий процент носителей R1a1, как в Польше, в Европе встречается среди... венгров. Которые лингвистически не имеют ничего общего не только со славянами, но и со всей индоевропейской группой языков в целом. А также среди 80 процентов кельтов (Rosser, 2000).

Истоки славянской культуры

Если не в генах, то где искать суть славянства? Флорин Курта, американский медиевист, считает, что истоки славянства следует искать не в горшках, а в эмблематических знаках, то есть знаках, отличающих славян от других народов. Таких, как школьный щит на рукаве сегодняшнего школьника или стоячие волосы на голове панка. Для Курты таким знаком является залоговая фибула. То есть застежка на платье, которую носят женщины, демонстрируя свою принадлежность к славянской элите. Ведь они формируются именно тогда, когда формируется этничность.

Достаточно ли было надеть платье с фибулой, чтобы проявить славянство? — Возможно", — отвечает Курта, которого другие археологи критикуют за то, что он приписывает слишком большое значение простым петлям на пуговицах. Однако его соображения идут дальше и являются интересным голосом в славянском деле.

Флорин Курта считает, что славян "создали" византийские авторы, назвав склавенами все варварские народы, которые нападали на империю с севера во время грабительских экспедиций. Это название было создано для упрощения слишком сложной реальности. В конце концов, мы сами называем всех представителей желтой расы китайцами, а большинство мусульман, будь то персы или пакистанцы, просто арабами.

Но вернемся к империи, которая возвела сеть крепостей на Балканах, чтобы защитить северную границу от нашествий варваров. Захватчики жаждали золота и оружия, а также масла, вина и рыбного соуса под названием гарум. Оказавшись отрезанными от престижных товаров, славянские вожди — если они хотели оставаться таковыми и выделяться из массы людей, питающихся бряком, — были вынуждены мобилизоваться политически и военным путем.

Начала формироваться новая, более сильная, лучше организованная группа славян, замеченная именно византийскими авторами. Так провозглашает теория Курты, как и все остальные, не лишенная лазеек, позволяющих ее опровергнуть. Но — признаемся — куда интереснее, чем, например, знаменитое "переселение народов".

Скитания славян

О том, как эти народы должны были странствовать, стоит задуматься. Трудно представить, как матери вдруг берут детей на плечи, отцы семейств привязывают диких свиней пеньковыми веревками (одна из теорий происхождения названия славян гласит, что Suobenoi означает "гуляющий со свиньями"), как отцы оставляют никчемную прерийную травку на растерзание археологам и идут по лесу куда глаза глядят.

Когда они решили:

"Ну, дальше мы сегодня не пойдем, останемся здесь; давайте-ка лучше вспашем землю и сделаем новые горшки"?

Что заставило их принять драматическое решение оставить все свое имущество и отправиться странствовать? В конце концов, они были не кочевниками, а земледельцами, которых никакая сила не оторвет от их собственной земли.

Некоторые историки предполагают, что движущей силой миграции был враждебный климат севера.

Однако трудно представить себе крестьянина, который пашет, сеет, собирает урожай и который однажды утром поднимается со своего ложа, устланного сухой травой и мхом, выходит из своей землянки, оглядывается вокруг и говорит:

"О, опять моросит дождь, но здесь ужасно сыро. Надоели мне эти полесские болота, ноги до сих пор мокрые, весь климат и эта серая безнадежность действуют на меня угнетающе. Завтра я отправляюсь на поиски солнечного света, я уезжаю на юг"

По мнению профессора Пшемыслава Урбанчика, который, вероятно, обнаружил славянские следы вплоть до Исландии, при рассмотрении славян следует отказаться от сомнительной теории миграции народов. Скорее, эти народы следует рассматривать как странствующие элиты — вожди со своими армиями и семьями. Именно за их судьбой должны были следить историки, которых совершенно не интересовала скучная жизнь оседлого, земледельческого большинства, не имевшего ни амбиций, ни возможности для какой-либо экспансии.

По мнению Урбанчика, авары, пришедшие из степей Азии, должны были сыграть решающую роль в успехе славян. Кочевники быстро подчинили себе большие территории, населенные различными оседлыми земледельческими народами, с которыми, согласно традиции, они обращались с должной жестокостью.

Если Обжину (Авару) нужно было ехать, он не запрягал коня или вола в телегу, а поручал 3, 4 или 5 женщинам нести Обжину. Авары, дикие и безжалостные всадники с черепами неправильной формы, с лицами, испещренными шрамами, со скальпами врагов, прикрепленными к попонам, весной отправлялись в военные походы. Они брали с собой славян — пеших, одетых даже не в рубахи, а только в бриджи. Так под командованием Аварского славяне дошли до Салоник. Они осаждали Константинополь, участвовали в византийской экспедиции против арабов (на чью сторону они охотно перешли) и расселились вплоть до Сирии.

Славянская экспансия

Конечно, они не заселили Европу таким образом. Но авары, обеспечивая стабильность для славян и всех тех, кто приходил к выводу, что быть славянином — это выгодно, могли быть и своего рода популяризаторами славянства. Гунны каждый год приходили зимовать к славянам, брали их жен и дочерей в постель, брали славянское пушечное мясо в свои военные походы. Они также могли использовать славянский язык в своих иностранных делах (как английский сегодня).

Славянское эгалитарное общество быстро принимало чужаков и, как бы, вливало их в свои ряды. Что, по мнению культурологов, является важнейшим условием демографического успеха. В противном случае, с точки зрения чистой биологии, такой "славянский демографический скачок" (с примерно 300 000 в VI веке до почти 8 миллионов в XI веке нашей эры) был маловероятен, хотя и не невозможен.

Вот что писал Псевдо-Морис об открытости славян даже по отношению к военнопленным в шестом веке: "Тех, кто попадает к ним в рабство, они не держат в рабстве, как другие племена, бесконечно долго, но ограничивают время сроком, дают им выбор, либо за договорной выкуп они вернутся к своим, либо останутся свободными и друзьями".

Как славяне появились в Европе? Они заселяли или, скорее, заражали своей славянскостью вновь завоеванные территории. Возможно, славянский язык прошел тот же путь, что и суахили. Сначала его использовали только арабы для торговли с жителями Африки, а теперь на нем говорят целые народы. Сегодня на славянских языках говорят люди от степей Украины и снегов Камчатки до гор Македонии и лесов восточной Германии.

А что же авары? Они исчезли. Осталось только польское слово "великан" и каменные рельефы, которые до сих пор находят в полях. Это так называемые "бабы", которые обычно считаются памятниками славян. Хотя на самом деле они не только не славянские, а азиатские, это не бабы, а усатые деды, вооруженные мечами.

Может быть, тогда переселение народов на самом деле было лишь переселением образа жизни? Может быть, в неизвестность переселялись вовсе не люди, а мода и веяния? Славяне вели удивительно скромный образ жизни, их женщины не носили дорогих украшений, а мужчины не украшали даже рукояти своих мечей. Они не хранили сокровища и деньги в своих землянках и не знали гончарного круга. В конце концов, горшок, сделанный их руками, служил не хуже, а если он был уродлив? Они не беспокоились об этом.

"Они живут тяжелой жизнью и на самой низкой ступени, как мессагеки (гунны), и постоянно покрыты грязью, как и они".

- писал Прокопий Кесарийский.

Славянская бедность

Славяне вели настолько непривлекательный образ жизни, что были незаметны для историков и неуловимы для своих врагов. О них не писали, потому что не было предмета, о котором можно было бы писать. На них не совершали набегов, потому что им нечего было грабить. Другие народы короновали правителей, платили дань, развивали торговые связи и центры специализированной промышленности, такие как железоделательные заводы в Свентокшиских горах. Славяне сеяли только столько проса, сколько было необходимо, чтобы пережить зиму, а их свиньи гуляли по лесам. У них не было государства, а небольшие самодостаточные общины, основанные на кровных узах, делали их свободными и равными.

В то же время такое минимальное существование как нельзя лучше подходило к тем тяжелым временам, в которые они жили. Ранняя славянская культура очень эгалитарна, приравнивая всех к одному и тому же низкому уровню. При раскопках остатков "дославянской", или германской, эпохи обнаруживаются дома и могилы как элиты, так и простолюдинов. У славян все выглядит так, будто здесь жили только бедняки. Женщины окрестных племен носят серебро и золото и одеваются в дорогие ткани. А у славян это похоже на жизнь в монастыре.

Странна эта славянская память о возвышенной бедности. Предок наших правителей — Пяст — был даже не колесником, как мы привыкли думать, а княжеским пахарем. У чехов тоже есть династия, происходящая от крестьянина, который был возведен на престол в крестьянской одежде, в лаптях из луба. То же самое можно сказать и о каринтийских славянах (с территории нынешней Австрии). Надо признать, что на фоне богатых коронационных обычаев остальной Европы наши выглядят довольно экстравагантно.

Скромно и гигиенично

Можно было бы сказать, что наши предки ввели своеобразную моду на бедность. Зачем рисковать жизнью, надевая драгоценную брошь или выпивая вино из изысканного кубка? Не лучше ли обвязать себя пеньковой веревкой, пить мед в лесу и жить? Налоги? Есть те, кто даже выбирает тюрьму, чтобы избежать их.

Отсутствие государства означает нулевые расходы на дань! Не говоря уже о свободе и, вдобавок, равенстве! Поэтому простая и экономная жизнь старых славян была лишь кажущейся нищенской. Она давала чувство защищенности и стабильности, более ценное, чем роскошь. Пусть глинобитный дом и не был вершиной мечтаний о жилище, но в нем было тепло. Как и баня, где можно было дешево согреться.

"У них [славян] нет бань, но они используют дома на деревьях. Они затыкают щели в них чем-то, что бывает на их деревьях, похожим на морские водоросли, и что они называют: мох..... В одном углу они строят каменную плиту, а в верхней части напротив нее прорезают окно, чтобы дым выходил наружу. А когда плита нагревается, они затыкают это окно и закрывают дверь хижины. Внутри находятся емкости с водой. Они наливают воду на разогретую плиту, и от нее поднимаются клубы пара. У каждого из них есть травяной венок, которым они разгоняют воздух и притягивают его к себе. Затем их поры открываются, и лишние вещества выходят из их тел..... На них не остается ни струпьев, ни чешуек. Они называют этот дом: аль-истба",

- писал арабский историк.

Простота была гарантией выживания. Такие народы, как сарматы, варяги, фракийцы и венеды, для которых главное было богатство и роскошь, исчезли из истории... Или они просто перешли в славянство?

Общие традиции и религия

"Стоит задуматься, не было ли у славян особого подхода к предметам. Может быть, именно поэтому мы не находим на их землях памятников? Может быть, они отвергали все чужое и использовали только то, что производили сами — как Ганди, который призывал культивировать собственные традиции и осуждал заимствование чужих образцов. Может быть, они просто не хотели использовать ни иностранные горшки, ни золото, ни иностранные ткани [...]? А может быть, отсутствие находок следует объяснить крахом римской системы поощрения за послушание? [...] Славяне были отрезаны от римских товаров, от дорогих подарков, и вожди полагались на новый, более простой образ жизни. Возможно, славяне были обществом, в котором статус получает тот, кто способен дать больше всех. Ведь культурным антропологам хорошо знакома церемония потлача, или раздачи. Самым значимым в общине становится тот, кто способен больше всех раздать или больше всех публично уничтожить. Может быть, пресловутое славянское гостеприимство и щедрость — это праправнучка потлача?"

- размышляет Пол Барфорд, английский археолог, который много лет жил и работал в Польше и является автором всеобъемлющего труда "Ранние славяне".

- И мне кажется, что славянские земли внезапно занял некий орден, давший обет бедности",

- говорит профессор Ежи Гонсовский.

Может быть, согласно его рассуждениям, славяне были (по крайней мере, изначально) некой религиозной системой? Отметим, что примерно в это же время возник ислам. Мусульмане менее чем за сто лет объединили огромные территории мира, потому что вместе с военной экспансией они распространили новую и привлекательную религию. Религия, которая — и это, пожалуй, самое важное — говорила людям, как жить. Важно отметить, что там, куда ислам добрался тогда, он исповедуется и сегодня. Возможно, то же самое можно сказать и о распространении славянства?

Ведь в те времена религия представляла собой некий пакет услуг, включающий в себя как духовные вопросы, так и повседневную жизнь. Она учила, как молиться и поститься, а также что есть, как распределять имущество, как заниматься сексом... Часто она была единственным регулятором жизни, носителем культуры и обычаев. И по сей день в мусульманских странах, помимо того что возводятся мечети, люди одеваются определенным образом и следуют определенным социальным нормам. Возможно, так было и со славянами, возможно, их система верований наиболее соответствовала времени, в которое она возникла.

Религия славян, кстати, до сих пор оставляет исследователям широкие возможности для творческой интерпретации. Она была записана в основном миссионерами, боровшимися с языческими культами. Они описывали непонятные для них суеверия и записывали — часто неверно — некоторые имена богов. В Полабии немецкие миссионеры окрестили Световита, светлого святого человека, Святовидом.

Славянские традиции и христианизация

Некоторые хотели бы видеть в наших предках невинное племя, свободное от греха язычества и покорно ожидающее христианизации. Ничего подобного. Славяне приносили кровавые человеческие жертвы, предавались оргиям, ритуальному объеданию, пьянству и наркотикам. Последнее человеческое жертвоприношение было совершено не так давно, в XIX веке, чтобы отогнать чуму от деревни.

Мы сами порой не осознаем, что участвуем в языческих культах. Из церковных праздников широкое распространение получили лишь те, которые как бы "наложились" на языческие традиции. Празднование весеннего и осеннего солнцестояния, культ мертвых, весенняя радость от воскрешения природы, зимняя самая длинная ночь — священная и страшная одновременно, во время которой стрекочут животные. Все это было не чуждо нашим языческим предкам. Они были свидетелями и участниками "рождения новой традиции". — Немного языческой, немного христианской. На их глазах, а может быть, и в их сознании, сакральность природы трансформировалась в христианскую культуру.

Так угощения, принесенные по умершим, со временем стали отдавать кладбищенским нищим, ведь молитва нищего имела наибольшую силу. Сегодня мы даем "на помин" священникам. Кто из нас не страдает от несварения желудка каждый год после рождественского ужина? Ведь чревоугодие — один из кардинальных грехов, а также отголосок языческого ритуального пиршества. Не пирует только тот, кому ставят пустую тарелку. Странник? Какой странник, лишнее место на рождественском столе ждет тех, кто когда-то сидел здесь с нами — умерших.

А причудливая традиция в канун Рождества есть грибы посреди зимы? Возможно, это далекий отголосок галлюциногенных пиршеств во время главных религиозных праздников и переходящих праздников. Может быть, сказки о карликах и великанах — это влияние именно грибов, вызывающих макро- и микропсихику. Может быть, и мужество и ярость, с которыми славяне и их вожди-авары бросались в бой, были вызваны грибами, на этот раз поганками? Ведь для обогащения пива обычно использовались галлюциногенные добавки, такие как скополамин-, гиосциамин- и атропинсодержащие экстракты люльки или белокрыльника. А само слово "пир", вероятно, произошло от употребления biesu, наркотика, вызывающего пророческие видения и экстаз.

Иногда трудно поверить, что на самом деле скрывается за невинными на первый взгляд историями. Каждый ребенок знает, что аисты приносят детей. Но почему именно аисты? Оказывается, это связано с цветком папоротника, а точнее, с его поиском в канун Середины лета (так называемый Купальнок). Слово, которое в переводе с чешского означает, мягко говоря, "заниматься сексом". Цветок, как известно, нужно искать ночью, в лесу. Бесстыдные, развратные песнопения и движения, хлопанье в ладоши, возбужденные изгибы и прочие амурные песни..... Так Длугош описывал обряды славянских Купальниц, правда, через 500 лет после введения христианства, но все равно странно живо и ярко.

Церковь безрезультатно переименовала Купальницу в ночь святого Яна. В это единственное время года можно было делать практически все, включая инцест. Сексуальное поведение должно было побудить Мать-Землю к урожаю. И урожай Купальницы появлялся как раз тогда, когда на следующий год прилетали первые аисты. Весна — это время пробуждения к жизни, всплеска жизненных сил, а Пасха, отмечаемая в полнолуние, — это еще и праздник самой весны. Как еще понимать празднование символов плодородия, жизни и пищи? Не является ли это отсылкой к язычеству? Не имеет ли святая вода какого-либо отношения к водяным демонам? А свечи на Кандлемасе — не имеют ли они отношения к богу огня Перуну?

Есть и более темная сторона этого места, где примитивное, злое, славянское язычество соприкоснулось с культурным, превосходным, латинским христианством. Выбивание зубов за нарушение поста, принуждение к трапезе мечом, волочение на веревке по грязи, избиение священных идолов палками, расплавление статуй старых богов, рубка их топорами на дрова и вырубка священных рощ, в которые уходили души, чтобы вернуться оттуда к жизни. Для наших предков это был конец света. Язычники не делают различий между царством священного и профанного. Для них вырубка священной рощи была настоящим концом, уничтожением племени. Ведь они не могли жить без души.

Но стоит задуматься о том, как это многовековое презрение к славянской темноте и неполноценности влияет на нас здесь и сейчас. Мария Джанион пишет, что отголоски языческого отчаяния продолжались веками и — как историческая травма — не могли пройти бесследно в культуре славянских народов. Берт Хеллингер, основатель успешной психологии семейных расстановок, утверждает, что каждый человек находится под влиянием семьи, в том числе и семьи прошлого. Именно семья создает психическую поддержку для следующих поколений.

Именно предки ответственны за то, что мы чувствуем сегодня. Возможно, именно "плохое крещение", подчинение жителей бассейнов Вислы или Буга, презрение латинской церкви к их языку, отвращение к их обычаям и мифологии породило наше сегодняшнее польское чувство неполноценности, наши комплексы по отношению к культурному, цивилизованному Западу.

"Славяне" — откуда взялось это слово

Мы называем себя славянами — людьми, которые используют слова, то есть людьми, с которыми можно разговаривать. В отличие, например, от немцев, которых невозможно понять. Иногда мы предпочитаем считать себя славянами — сынами славы. Но с таким же успехом это название может происходить от латинского слова sclavus — раб. Эти две крайности прекрасно описывают наше отношение к Европе.

Сегодня мы не хотим вспоминать, что славяне были одними из самых востребованных и ценимых (особенно при мусульманских дворах) рабов. Арабское слово saqaliba означало не только славян, но и рабов, ведь именно такие приезжали ко дворам арабских эмиров из богемской Праги — центра работорговли. Многие делали военную или дворцовую карьеру... Но это лишь фрагмент нашей истории.

На протяжении веков мы были простыми фермерами. "С курами, в преторианских штанах, научись любить свой позор", — советует Милош. Так почему бы не полюбить праславянские штаны? Наша инаковость, на которую делает ставку сегодняшняя мультикультурная Европа? Ведь наши штаны, по собственному выбору, надевали много веков назад готы, вандалы, силинги, кельты, лузитаны, гепиды и многие другие, которыми мы все немного являемся сегодня. Так же, как рабы и знаменитые воины, с нашей эфемерной, неписаной, "сложенной по духу" неисторической историей народа, который, возможно, не умел строить впечатляющие храмы или красиво молиться, но вся его жизнь была молитвой, а земля — храмом.

При написании статьи я использовала, в частности, следующие источники:

"Неславяне о происхождении славян" под редакцией Пшемыслава Урбанчика;

каталог PNA "Славяне в раннесредневековой Европе";

Мария Янион "Niesamowita Słowiańszczyzna.

Поиск

Журнал Родноверие