В большинстве случаев невозможно четко сформулировать, почему славяне строили свои крепости. Крепости обычно не были постоянно заселены и, вопреки распространенному мнению, обычно не были ядром городов. Так почему же они были построены? Одна из теорий напрямую связана с отвратительной практикой, которая обеспечивала богатство славянским вождям.

О различных причинах строительства опорных пунктов, предлагаемых наукой, я уже писал в другой статье . Я также кратко упомянул там самую противоречивую теорию или, по крайней мере, самую противоречащую традиционному представлению о мирных славянских обществах.

На протяжении нескольких десятилетий все большее число специалистов утверждает, что некоторые из крепостей строились не как культовые центры или символы власти, а как особые лагеря, предназначенные для содержания рабов — людей, похищенных с земель соседних славянских групп и переправленных в другие страны. областях или проданы за пределы славянского региона, особенно в мир.Араб.

Новый взгляд на знаменитый замок Великой Моравии

Интригующим примером является крепость в Микульчицах на нынешней чешско-словацкой границе, считающаяся одной из крупнейших крепостей, построенных в 9 веке, во времена Великоморавского государства.


Основные маршруты вывоза рабов из Великой Моравии по мнению Иржи Махачека. Копать землю.

Только центральная часть этого комплекса занимала внушительные 10 гектаров. Согласно традиционным интерпретациям, это был важный центр силы и гарнизон княжеской военной дружины.

Исследования современными методами, проведенные в 2013–2014 гг., не дали ожидаемых находок: элементов оружия, пряжек ремней, шпор. Иными словами, нет ничего, что могло бы подтвердить, что за валами жили воины, составлявшие основу власти Моймира и его потомков. Археолог Иржи Махачек предлагает альтернативное решение тайны этой великой крепости.

"Лично я склонен полагать, что плотно застроенная, но к тому же разделенная и огороженная территория Майдана, с просторными домами, могла служить лагерем для заключенных, согнанных сюда в результате организованных вооруженных экспедиций моравскими князьями, а затем продавали торговцам на известных рынках рабов, действующих в регионе", — пишет профессор Брненского университета.

Большой, но пустой

Марек Янковяк, польский археолог, работающий в Оксфордском университете, утверждает, что именно так следует интерпретировать группу загадочных, «больших, но пустых» крепостей из Малой Польши.

Речь идет о нескольких крепостях, в которых не обнаружено следов постоянного проживания. Исследователи по-разному пытались объяснить тот факт, что на их строительство были вложены огромные усилия, а затем не было принято решение обосноваться внутри насыпей.

Янковяк рассматривает, среди прочего, дело об очень большом, 15 гектарах, крепости в Нашаковице, расположенном у подножия Карпат: вдали от наиболее густонаселенных районов, но на одном из путей, ведущих от Вислы к Моравии.

Раскопки, проведенные на территории крепости, дали немало удивительных результатов. Например, были обнаружены следы больших хлебных печей, что позволяет предположить, что производство и распределение продуктов питания осуществлялось централизованно. Точно так же бывает... даже в тюрьмах.

Не только Нашаовице, но и лагерь Страдув площадью 50 гектаров мог быть большим лагерем рабов. По мнению Марека Янковяка, эту функцию также можно осторожно возложить на многие небольшие города северной части славянского региона. Исследователь объясняет, что различия в масштабах обусловлены разными видами транспорта.


Модель великоморавской крепости Микульчице


Остатки крепости на Висле в Страдове.

Дворец или казармы?

В равнинной местности, куда пленников перевозили на лодках, охотники за рабами каждый раз брали с собой не более нескольких десятков жертв. В маленьком круглом городке было достаточно тихо, чтобы запереть их на ночь.

Интересным, хотя и весьма неопределенным примером является город в Морачеве, Великопольша. На его территории были обнаружены следы впечатляюще большого (для славянских реалий) здания площадью до 200 квадратных метров.

Согласно традиционной интерпретации, это был зал, где собирались старейшины или знать на пиры и собрания. Но в последнее время было замечено, что на месте сооружения отсутствуют какие-либо предметы роскоши, следы роскоши и великолепия. Отсюда предположение, что, возможно, здание все-таки было не дворцом, а... казармой, в которой толпились группы рабов, чтобы было легче за ними присматривать.

Для сравнения, на юге, среди высокогорья, где люди путешествовали по суше, караван рабов мог одновременно включать в себя до сотни несчастных, скованных и закованных в кандалы.

Следовательно, лагеря, предназначенные для их содержания, были гораздо больше: это были огромные огороженные поля с убогими хижинами. Они охраняются в первую очередь для предотвращения бегства из своих внутренних районов, но не представляют собой опорные пункты, которые могли бы эффективно противостоять внешнему врагу.

Поиск

Журнал Родноверие