На главной: Идол Перуна на облаке. Старая Ладога, капище на Варяжской улице. Середина IX века. Гравировка на костяном гадательном жребии. Высота фигуры 2,6 см. Находка археолога Валерия Петренко.
Летописец свидетельствует, что у идола Перуна, поставленного Владимиром в Киеве в 980 году, тело деревянное, голова серебряная, а ус злат.
Прорись по черно-белой фотографии
Сверху эту сторону жребия украшает «восьмерка». Оборотная сторона гадательного жребия.
Христианский крест, переходящий в Нижнем мире в молоточек Тора. Два питьевых рога и две лестницы.
Летописец свидетельствует, что у идола Перуна, поставленного Владимиром в Киеве в 980 году, тело деревянное, голова серебряная, а ус злат.
Деревянное тело – это, видимо, ствол Мирового древа. А почему ус злат, мне стало понятно, когда увидел этот ладожский рисунок. Перун стоит на облаке и из усов мечет сквозь облако стрелу. То есть молния – продолжение золотых усов Перуна. А голова серебряная, потому что это седые тучи.
Это, насколько мне известно, единственный атрибутированный его портрет. Атрибуция моя.
Рисунок нанесен острым штихелем на костяном жребии (челюсть какого-то животного). На оборотной стороне также прочерчены четыре параллельные линии, разделяющие горний и дольний мир, только вместо Перуна христианский крест, переходящий в Нижнем мире в молоточек Тора. И два питьевых рога. А ниже две лестницы.
То есть еще до прихода Рюрика (или сразу после) христиане в Ладоге уже жили. Мирно. Рядом с язычниками.
Верхнее цветное фото сделано в запасниках Староладожского музея-заповедника Максимом Коновальчуком 21 июня 2017 г.
PS. Почему именно Перун, а не финский У́кко (фин. Ukko)?
Укко — верховный бог, громовержец в карело-финской мифологии. Представлялся стариком с седой бородой, разъезжающим по небу на колеснице, мечущим молнии и производящим гром. Известен как покровитель скота и урожая.
.
Да потому, что у нашего Перуна бороды нет. Только огромные усы, которые превращаются в молнии.
PS от 21 июня 2018
Спустя год возвращаюсь к сюжету: из Старой Ладоги прислали новую фотографию петренковского жребия.
На двух плоских сторонах жребия прочерчен знак в виде восьмерки, символизирующий вершину горнего, заоблачного мира.
Такой же знак удалось обнаружить на руническом камне из Готланда (ныне эта стелла перенесена в Стокгольм, в Национальный музей). Примечательно, что оба рисунка относятся к IX веку. И, кстати сказать, Евгений Рябинин полагал, что первопоселенцами в Ладоге были выходцы с Готланда.
Рунический камень с Готланда. IX век. Стокгольм. Национальный музей.