Известно, что территория Среднего Дона и реки Воронеж в эпоху викингов была населена донскими славянами, представителями боршевской культуры. Эти люди в орбиту Древнерусского государства не входили и так и не вошли. Зато очень плотно контактировали с Хазарским каганатом и его ближайшими представителями — донскими аланами.

Жилось им, в общем-то, неплохо, друг до друга было рукой падать. Однако же, славянские поселения были укреплены. Впрочем, хазарские тоже. Чего стоит одна только Маяцкая крепость, сложенная из меловых блоков? Возможно, у этих людей был какой-то общий враг — реальный или потенциальный, что заставляло укреплять свои поселения.

Несмотря на то, что Донской торговый путь не чета Волжскому или Днепровскому, торговля процветала и здесь. И сюда приезжали арабские торговцы, привозя свое серебро и товары. Кто-то из торговцев привел верблюда, чьи кости остались на славянском поселении Титчиха. На земле донских славян найдены клады арабских серебряных монет. Торговля была достаточно приличная, хотя и менее оживленная, чем где-нибудь в Посеймье. Иногда здесь использовали подделки арабских монет. В общем, жизнь текла своим чередом, а где-то западнее в это время происходили бурные события становления Древнерусского государства. И там проживали свою письменную историю затронутые взглядом летописца поляне, северяне, кривичи и прочие. Для донских же славян все закончилось, похоже, с походом Святослава на хазар. Лишившись могущественного покровителя, донские славяне уходят, вероятно, на Оку.

Активных следов взаимодействия русов и донских славян как-то не прослеживается. Здесь нет всяческих крутых предметов скандинавской культуры, которые так изобильны на Днепре и Волге. Соответственно, нет особого резона говорить о сколь-нибудь заметном присутствии русов на Дону или Воронеже. Однако в 2023 году в черте города Воронеже проходили раскопки, которые выявили одно очень интересное погребение. Мой товарищ участвовал в этих раскопках и информацию я знаю из первых рук, но только недавно появились доступные для широкой общественности фото и комментарии, поэтому можно будет кое-что разместить здесь.

Если вкратце, то вот, что там обнаружилось:

"Итоги археологического полевого сезона сотрудников АУК ВО ГИИКН #3

В августе 2023 года в рамках регионального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура" сотрудниками АУК ВО ГИИКН проведены научные археологические раскопки одного из курганов выявленного объекта археологического I Белогорского могильника, находящегося на территории ландшафтно-археологического комплекса «Вантит».

Исследованный курган (№29) оказался нетипичным, по сравнению с ранее изученными курганами славянского времени на территории «Вантита» и Черноземья в целом. Во-первых, в центральной части насыпи кургана обнаружена большая погребальная конструкция (сооружение), ее размеры превышают 3х4 м. В заполнении были обнаружены кремированные костные останки человека. Во-вторых, при вскрытии северо-западного сектора обнаружено «впускное» славянское захоронение также с кремированными костными останками как минимум двух индивидов.

В процессе изучения погребения археологами были обнаружены находки, представленные небольшим бронзовым предметом (бляшкой?) с изображением мужского лица (возможно, древнего божества), а также железным ножом и глиняным сосудом.

В настоящий момент приведены лишь предварительные результаты археологических и антропологических исследований, более детальные выводы будут опубликованы в дальнейшем"

Источник

Большая погребальная конструкция — это очень необычно. Взятая сама по себе, по отдельности, она может быть и ни о чем не говорит, но если брать в совокупности, вместе с другими предметами, выглядит интересно. Потому что бронзовая бляшка, которая выглядит вот так.

Это уникальный предмет. Аналогов на территории донских славян у него нет. Степных аналогий (салтово-маяцких) вроде бы тоже. Вспоминается гнездовский скандинавский амулет.

Хотя честно говоря, это не прямые аналогии. Но более близких не вспоминается.И наконец, нож в погребении — древнерусского типа, а не боршевского, как говорят спецы.

Если же брать все в совокупности, выходит достаточно загадочно. Большая погребальная камера, конечно, не настолько крутая как вот такие древнерусские посмертные квартиры-студии.

Однако для боршевской культуры такие большие погребальные камеры вообще нехарактерны. Смущает только, что в ней в нашем случае кремация, а не ингумация. Бронзовая личина тоже вроде как и похожа на викинговскую, но вроде как и не совсем. Только нож из Руси. Ну и кроме того, погребальная камера — это одно погребение, а нож и бляшка — другое, хотя и в том же кургане. Но стоит заметить, что впускное погребение в боршевской среде — это тоже крайне необычно и непривычно.

Можно ли говорить в контексте этого погребения о присутствии русов на Воронеже? Пожалуй, о сколько-нибудь значимом — нет. За столько лет раскопок — это первое такое (возможное) яркое свидетельство. И то слишком много непонятного. Кто были эти двое, похороненных в одном кургане, но в двух разных погребениях? Мб заезжий торговец — рус, умерший на чужбине, а затем и его родственник/родственница, подхороненный немного погодя? В очередной раз приходится только сожалеть о том, что наши предки когда-то полюбили кремацию. А то бы сейчас столько возможностей было!

Поиск

Журнал Родноверие