Археология

Археологический сезон выдался в этом году поистине незаурядным – и по масштабам раскопок, и по количеству находок. О ходе работ и предварительных результатах ученые рассказали на «археологической пятнице» в конце августа.

kurgans
Отметил их на карте, кроме последнего, так как такого корпуса нет: (Карта использована по соглашению с mirkart.ru)

В древности места около нынешнего Чертанова были довольно обжиты, о чём говорят существовавшие здесь многочисленные группы курганов — захоронений славянского племени вятичей 11—13 веков.

Всего на территории Чертанова выявлено 10 курганных групп, относящихся к 12—13 вв. Практически все они раскопаны, сохранились лишь курганы в Битцевском лесопарке. Раскопки близ Чертанова и в нынешнем Битцевском лесопарке велись в 19 веке а также 1923, 1953, 1956, 1982 годах. Также курганы обнаружены в сельце Красное (Красновский курганный могильник – один курган на даче г-жи Бутурлиной), в деревне Бирюлёво (Бирюлевский курганный могильник – три кургана в угольной роще помещика Г.Н. Оболенского) и 2 кургана в селе Покровском. В разное время Чертановские курганы исследовались многими московскими археологами: А. В. Городцовым, Г. П. Латышевой, М. Г. Рабиновичем, А. Г. Векслером, Н. А. Кренке, С. С. Ширинским и другими.

В 1848 г. в районе с. Гусятина, на границе современных Хмельницкой и Тернопольской областей, в р. Збруч (левый приток Днестра) было выявлено каменное изваяние, сочтенное многими исследователями за изображение древнеславянского божества Святовита. Через некоторое время Збручский идол был доставлен в Краковский археологический музей, где он хранится и ныне. Збручский идол привлек к себе самое пристальное внимание ученых, и за более чем столетие, минувшее со времени его открытия, этому уникальному памятнику посвящено много работ.

Массовое появление в древнерусских погребальных и поселенческих памятниках большого количества импортных типов оружия, снаряжения всадника и коня и «социально престижных» типов вещей, распространение этого набора в восточноевропейских могильниках IX—XIII вв. традиционно связывается с древнерусской дружинной культурой.

Применение методов семиотики при изучении древних культур очень перспективно. Так, например, синтактический уровень изучения подразумевает учет максимального числа источников, большая часть которых остается вне поля зрения исследователей, применяющих традиционные методы. Особенно важен такой подход при работе с массовыми материалами, как например с керамическим комплексом поселения Майданецкое, что позволяет получить неожиданные, хорошо документированные выводы.

Из тысячи берестяных грамот, найденных за последние пятьдесят шесть лет, стало ясно, что десять веков назад население Новгородской республики было поголовно грамотным.

Летом 2006 года нам в составе очень небольшой туристической группы, удалось посетить очень красивую и пока еще незахоженную туристами, группу дольменов в урочище “Три Дуба”, правый борт долины реки Шахе, Северо-Западный Кавказ.

Экскурсовод Нила рассказала, что если сделать небольшой крюк и подняться на группу не по дороге, а прямо по склону горы, можно посетить жертвенный камень в виде головы волка или собаки, мы согласились и наши наблюдения превзошли все ожидания!

Как выглядели древние обитатели Вологодчины? Воссоздать их образ пытаются антропологи и археологи.

"...Вятко сиде с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи", — так автор "Повести временных лет" Нестор описывает происхождение названия племени вятичей, заселивших в древности всю территорию бассейнов Оки и Москвы-реки.

Целая серия исторических свидетельств говорит о том, что земли вятичей простирались еще шире — от нынешнего Дмитрова аж до среднего Дона. Места эти были покрыты дремучими труднопроходимыми лесами. Неудивительно, что вятичам довольно долго удавалось жить обособленно, не признавая власти киевских, муромских и суздальских князей. А все пути, связывающие эти княжества между собой, проходили в обход земель, о которых идет речь, и считались небезопасными.

Письменные свидетельства о непокорных племенах вятичей сделаны еще в IX веке арабскими и персидскими путешественниками. Города же в их землях стали появляться лишь в XI-XII веках. Одним из них стала и Москва. Представляя собой поначалу лишь небольшую крепость на территории современного Кремля, она еще долгое время была окружена вятичскими поселениями, обитатели которых свято хранили обычаи предков. К примеру, именно благодаря приверженности вятичей обряду погребения соплеменников современные археологи имеют возможность изучать нравы, быт и культуру наших далеких прародителей.

Первыми коренными жителями Москвы были вятичи, о которых летописец Нестор рассказывает так: "…Были два брата в ляхах, один Радим, другой Вятко; Радим пришел и сел на реке Соже, от него прозвались радимичи; а Вятко сел родом своим на Оке, от него прозвались вятичи".

Поиск

Журнал Родноверие