Издревле земли восточных славян подвергались набегам кочевых и полукочевых племен – хазар, печенегов, половцев. Кочевники беспощадно убивали всех, кто сопротивлялся, угоняли в плен молодых мужчин и женщин, сжигали постройки, забирали всё, что представляло ценность. Позже с Запада стали угрожать военными походами немецкие рыцари. Поэтому в те времена воином был каждый взрослый мужчина из славянских земель. Нежелание воевать означало гибель или рабство. Древние славяне были отважными людьми. Для защиты от врага они применяли самое разное холодное оружие.

Главным оружием воина из княжеской дружины был меч. Не всякий охотник или землепашец мог владеть этим оружием, так как стоило оно немалых денег. Каждый меч изготавливался индивидуально и был символом воинской доблести хозяина. Рукоятка меча часто имела богатое украшение. Первоначально это было почти исключительно наступательное средство, первые мечи были рубящими, позже их начали применять как колющее оружие.

Нож с незапамятных времен использовался как бытовой инструмент или на охоте. Позже он трансформировался в настоящее оружие. Простолюдин не мог позволить себе дорогой меч, но вполне мог обладать полуметровым ножом. В умелых руках это было опасное оружие. Им можно было нанести смертельную рану, попав в незащищенное место или в щель между доспехами.

Топор также первоначально применялся для работы. Позже появились боевые варианты топора – чеканы, секиры, бородовидные топоры. Каждый из этих видов применялся для определенных целей. Чекан подходил для пробивания металлических панцирей и использовался конниками. Секира имела длинную рукоятку и большой радиус действия. Бородовидный топор был хорош в ближнем бою.

Копьё было незаменимым оружием как для пешего воина, так и для конника. Оно позволяло поражать противника на дальней дистанции. Существовали разные виды копий, в том числе легкие метательные. Это достаточно простое оружие, изготовить его мог любой кузнец. Поэтому копья широко использовались дружинниками и простым людом для защиты своих земель.

Самым главным оборонительным оружием был, несомненно, щит. У восточных славян они были чаще всего округлой формы, делались из дерева, обивались железом. Щит выдерживал удары разных видов холодного оружия. Предполагается, что подобное оружие было позаимствовано у древних скандинавов. Щит и меч – это было мощное сочетание оборонительного и наступательного оружия.

Также для защиты тела применялись кольчуга и шлем. Кольчуга была облегченной альтернативой тяжелым рыцарским доспехам. Она прикрывала туловище воина и неплохо защищала от режущих ударов. Шлемы были разных видов, но чаще всего использовались головные уборы конической формы.

Во все века и у всех народов было стремление к спорту. Различны были лишь формы этого спорта, но в каждой из этих форм непременно заложено было стремление человека состязаться с себе подобным в физической силе, ловкости, выносливости. [...]

"Запад есть Запад, Восток есть Восток.."

— писал когда-то английский поэт, а он знал толк в Востоке…

Речь пойдет об одном из древнейших боевых искусств — о русском. Хотя… это только повод, подход к теме. В этом году в Санкт-Петербурге на масленицу уже в одиннадцатый раз проводился фольклорный фестиваль, посвященный Русской воинской традиции.

При изучении истории развития военного дела, оружия и воинского снаряжения, реконструкции структуры войска Древней Руси и тактики ведения боя наиболее характерны те же проблемы, что и для других аспектов исторической науки, а именно — проблемы источников.

Кулачные бои на Руси представляют такое характерное и своеобразное явление и такой интерес в развитии нашей культуры, что все, что относится до истории этого народнаго развлечения, разросшагося до грандиозныхъ размеровъ и распространеннаго повсеместно въ России, невольно останавливаетъ на себе внимание.

Павел Петрович Бажов (28.01.1879–3.12.1950) родился в поселке Сысерть на Урале. Отец, дед и прадед Павла Петровича всю жизнь проработали на сысертских медеплавильных заводах. На их медные деньги и случилось выучиться Павлу Бажову: сначала – училище в Екатеринбурге, затем – духовная семинария в Перьми.

Поиск

Журнал Родноверие