В год культурного наследия Рязанская область представила свой главный промысел на различных российских площадках. В музеях Москвы, Петербурга, Сергиева Посада туристы увидели михайловское кружево и узнали о его самобытности.
Удары коклюшек, словно клавиши музыкальных инструментов, создают утонченные мелодичные звуки, а если вместе соберутся несколько мастериц, то эта комната наполняется настоящей симфонией. Под такое сопровождение в руках местных тружениц рождается произведение искусства – михайловское цветное кружево. О его плетении женщины не могут рассказывать прозой.
Нитка нитку заплетает. По дорожке вниз сбегает. И петляет, и кружит, а плести узор спешит. И позвякивают дружно целый хоровод коклюшек – быстрых, шумных, говорливых мастериц неутомимых.
Татьяна Преснова, главный художник предприятия по плетению кружева.
Уникальный народный промысел – плетение михайловского кружева – здесь берегут не одно столетие. Зарождалось оно еще в 19 веке, когда над созданием кружевных изделий работали 10 000 мастериц. Они творили не только по сколку, то есть по рисунку, труженицы применяли еще и численный способ, увеличивая количество переплетений. Тогда и получило михайловское кружево широкую известность на всю страну. Изделия показывали на всероссийских выставках, где и положила на них глаз государыня Мария Федоровна — супруга императора Александра III. Михайловское кружево украшало ее наряды и комнату, являясь в то время предметом роскоши. Причем, каждое изделие соответствовало временам года.
По одному техническому сколку, меняя цветовую гамму, можно рассказать о сезоне, о жизни, об укладе. И наша задача в год культурного наследия — показать подрастающему поколению эту красоту, привлечь их.
Татьяна Преснова, главный художник предприятия по плетению кружева.
Детям рассказывают, что в Михайлове живут династии кружевниц. Ирина Копытина – мастерица четвертого поколения. Традиции своих бабушек и прабабушек бережно хранит. Остались у труженицы даже старинные коклюшки.
Вот здесь есть коклюшки, которым более 100 лет. У нас на витрине есть доказательство – выцарапаны инициалы и 1910 год, это еще задолго до создания артели. Плели издавна и передавались они из поколения в поколение, от ученицы к ученице, и дошли до наших дней.
Ирина Копытина, художница предприятия по плетению кружева.
Чем больше коклюшек, тем шире кружево. Сейчас в руках мастериц – всего 18 пар, которые рождают узорчатую ленту, но порой михайловские мастерицы используют до 60 пар, и тогда получаются такие кружевные салфетки, полотенца и скатерти.
Уникальность михайловского кружева – в орнаменте и многообразии цветов.
Михайловского кружева аналогов практически нет. Если мы возьмем остальные промыслы – вологодские, елецкие – они похожи друг на друга, растительный орнамент. У нас – геометрический, яркий, самоутверждающий, у нас бывают до 6 цветов разнообразных.
Татьяна Преснова, главный художник предприятия по плетению кружева.
Современной фабрике по плетению михайловского кружева в этом году исполняется 95 лет. За это время мастерицы не только сохранили традиции своих предшественниц, но и привнесли элементы современности. Теперь в изделиях переплетается не только ручная работа, но и машинная вышивка. Михайловское кружево становится еще более наряднее и интереснее – пленит красотой и изяществом.
Рязанские произведения искусства по-прежнему славятся по всей России. Они занимают почетные места в экспозициях Государственного Русского музея, Музея народного искусства в Москве, музея этнографии в Санкт-Петербурге, историко-художественного музея-заповедника в Сергиевом Посаде.