Много раз, проезжая через село Кривополянье Чаплыгинского района, журналисты «Липецкой газеты» восхищались нарядным видом окошек с резными наличниками на домах вдоль дороги. Вдохновившись этой красотой, мы выбрали время и отправились в Кривополянье, чтобы полюбоваться работами мастеров и узнать, кто же создаёт это кружевное волшебство.

Нашим экскурсоводом в Кривополянье стала сотрудник местной библиотеки Елена Моисеева, которая познакомила нас с историей села, где в настоящее время живёт более 5 тысяч человек.

На слиянии трёх рек

Кривополянье расположилось в низменной местности на слиянии трёх Ряс — Ягодной, Становой и Гущиной, в непосредственной близости от Чаплыгина, ранее — Раненбурга. Село основано в 1638 году на кривой (по конфигурации) поляне, поэтому и получило такое название.

Главная его достопримечательность — каменный храм во имя Михаила Архангела, один из старейших в Липецкой области. Он был построен на месте старой церкви и освящён в 1805 году. Свои двери для верующих не закрывал даже в советские годы. Сейчас Михайло-Архангельский храм является памятником архитектуры XIX века и находится под охраной государства. В его внутреннем убранстве немало резных работ местных мастеров.

Жители Кривополянья испокон веков занимались сельскохозяйственными работами, а также извозом и плотничеством. А кроме того, содержали постоя­лые дворы, валяли валенки, вили верёвки, выделывали овчины, «обряжали» иконы фольгой и восковыми цветами. И очень любили украшать свои жилища, — К сожалению, не на всех домах сохранились наличники, многие сняли их, когда обшивали стены сайдингом, а раньше это было очень популярным украшением.

Но и сейчас кружевные деревянные наличники остаются брендом села. Многих кривополянских мастеров уже нет в живых, но до сих пор их работы можно увидеть на окнах домов.

Ожившая сказка

Несмотря на то, что от чудесных оконных украшений в селе глаза просто разбегаются, два дома в Кривополянье остаются самыми заметными. Там живут местные мастера Сергей Медведев и Юрий Погонин, которые и в настоящее время продолжают радовать своими работами односельчан и дачников.

Вместе с Еленой Семёновной мы отправились к Сергею Матвеевичу Медведеву. От красоты его жилища на улице Космонавтов, 15 захватывает дух — дом больше похож на древнерусский терем. Рядом с резными воротами необычная композиция — ангел на колеснице, управляемой лебедями, а во дворе — сказочные персонажи. Здесь и русалка, и леший, и водяной, и старославянский бог любви, повелитель птиц Лель, и много чего ещё.

Сергей Медведев — бывший машинист-железнодорожник, сейчас он на пенсии. Мастер рассказывает, что резьба по дереву всегда была его увлечением. Самое удивительное, что резчиков в его семье не было, ремеслом он овладел самостоятельно, когда ему было уже под 40.

В 1988 году меня с работы направили на обучение в Подмосковье. Был в столице и заглянул в магазин «Тысяча мелочей». Сам не знаю, что меня сподвигло, но увидел полукруглую стамеску и зачем-то приобрёл её. А в подмосковной Щербинке на книжном развале мне в глаза бросилась большая цветная книга «Резьба по дереву». Словно озарение какое-то случилось — я заинтересовался и купил. Так вот и увлёкся резьбой. Интернета тогда не было, учился по книгам,

— делится мастер.

При помощи тестя Сергей Матвеевич построил свой дом, сам же украшал его резными изделиями. Помогал в этом и художественный талант — говорит, с детства неплохо рисовал. А когда решил проблему с жильём, мастер увлёкся резными скульптурами, вырезал их в подсобном помещении в свободное от работы время. Так и поселилась в его доме сказка!

Со временем дом потребовалось обшить сайдингом, но красоты это не испортило: даже современные материалы, украшенные деревянным кружевом, заиграли сказочным светом.

Для работы я использую лиственные породы — осину, липу, тополь, ясень. Труд полностью ручной: сначала рисую картинку, перевожу её на приглянувшееся дерево, а далее вырезаю. Наличники — это не самое сложное. В старину у них была практическая цель — закрывать щели в окнах, но по древнеславянскому поверью это ещё и обереги. Поэтому я изучаю славянские символы. В былые годы ездил в командировки в Екатеринбург и Пермь, там есть очень интересные музеи деревянного зодчества. Любовался работами, присматривался к узорам,

— рассказывает Сергей Матвеевич.

А недавно мастеру сделали необычный подарок, кто-то принёс и оставил в его дворе интересный подвесной календарь, где на каждой странице картинки наличников из разных регионов страны — целая энциклопедия. Сергей Матвеевич, довольный находкой, и рад бы поблагодарить дарителя, но человек пожелал остаться неизвестным.

Как фата невесты

От Медведева мы направились к Юрию Ивановичу Погонину. Его дом № 89 на улице Мостовке вызывает не меньшее восхищение. Белые деревянные узоры, окутавшие окна, напоминают свадебный наряд невесты. Двери и окна в доме — арочные, мастер рассказывает, что они сложнее в исполнении, но зато выглядят эффектнее. В доме тоже немало резных скульптур — здесь и Кощей Бессмертный, и Баба-яга, а над головой парит деревянный орёл. Межкомнатные двери и большое зеркало в резной окантовке также создают в помещении сказочный образ.

В настоящее время мастер вырезает картину Георгия Победоносца, которого считает своим ангелом-хранителем. Юрий Иванович — человек верующий, и, хотя в советское время воспитывался в атеизме, позже потянулся к Богу. Говорит, молитва всегда помогала ему в работе — до пенсии Погонин был фельдшером на скорой помощи. В местном храме немало его работ: он вырезал раку, вытачивал и реставрировал иконостасы.

Юрий Иванович рассказывает, что талант перенял от предков — коренных жителей Чаплыгинского района.

Мой дед по матери Тимофей Алексеевич хорошо рисовал, а я за ним наблюдал, присматривался. А прадед мой был лучшим мастером в Кривополянье. Причём он не только плотничал, но и работал в управе, был вторым лицом после старосты. Теперь в роду у нас — два живописца. Это мои троюродные братья. И я — скульптор. Считаю, что художественный дар — это призвание от Бога,

— отмечает Юрий Иванович.

Кружевными наличниками мастер украсил не только свой, но и дом дочери Натальи, которая живёт неподалёку, помогал и соседям с созданием нарядов для окон. Вместе с Юрием Ивановичем мы отправились полюбоваться его работами на улицу Дзержинского.

Кто-то обшивает дом сайдингом, а наличники выбрасывает. Бывает, говорят мне, они уже не актуальны. А я отвечаю, что никогда красота из моды не выйдет! Вы свои дома безликими сделали, превратили в хозяйственные помещения. Сами-то ведь не ходите везде в спецодеж­де, а дома тоже должны быть красивыми. Окна — это парадный вид жилища,

— говорит мастер.

Юрий Иванович не повторяет в работе узоры, говорит, что у каждого жилища украшения должны быть индивидуальными, с душой. И создавать красоту нужно, вдохновившись, иначе ничего не получится. В плохом настроении только дрова можно рубить, а когда наладится — тогда и браться за работу, поясняет мастер.

Уезжая из Кривополянья, мы остановились и на улице Большой Советской — привлекло внимание крыльцо дома

№ 173. Оказалось, что его хозяйка Валентина Рыжкова — артистка ансамбля «Раненбургские родники». Она рассказала, что дом построил и украсил резными узорами её покойный отец Иван Егорович Жиров 30 лет назад. Он был мастером на все руки, и, хотя несколько лет назад ушёл из жизни, тепло его души и рук хранит деревянное убранство.

Свою историю на Руси резные наличники ведут примерно с X века. Считается, что первыми их начали изготавливать древние славяне. Они обрамляли досками дверные и оконные проёмы, чтобы закрыть щели между стеной и коробом и тепло из дома не выходило наружу. Затем славяне начали украшать эти доски: мастера вырезали различные руны, изображения богов, стихий, животных и природы. Постепенно деревянные планки из сугубо практичного элемента превратились в декоративный, а также служили оберегами. Люди верили, что изображения защищают их от злых духов, болезней, неприятностей, дарят живущим в доме счастье, здоровье и благополучие.

Как найти село Кривополянье: 53.219834, 39.933968

Поиск

Журнал Родноверие