С подачи Озара Ворона в родноверии иногда встречается мнение, что Перун и Сварог-де есть разные имена одно и того же бога, а не два разных бога. Вкратце, оно основано на следующих аргументах:

1. И Сварог, и Перун связаны с небом (первый — этимологически, второй — согласно письменным источникам).

2. И Сварог, и Перун связаны с огнём.

3. Сварог — кузнец, точно так же, как и литовский Перкунас (ближайшее соответствие Перуну), при желании можно найти указания на связь Перуна с кузнечным мастерством у Прокопия.

4. Сварог — покровитель свадеб, точно так же, и литовский Перкунас вместе со скандинавским Тором.

Против первого аргумента можно возразить, что „небесная“ этимология Сварога, связывающая его с древнеиндийской Сваргой, устарела и с лингвистической точки зрения не выдерживает никакой критики, зато здесь очень уместна этимология (между прочим, освящённая фамилиями Якобсона, Топорова, Зализняка и Николаева), возводящая Сварога к иранскому Веретрагне, чьё имя, как известно, восходит к эпитету громовержца Индры.

Дополнительно в пользу этой гипотезы можно указать также змееборчество, характерное как для Громовержца-Перуна, так и для Кузьмодемьяна (двоеверческого продолжения Сварога).

И всё же, я с гипотезой Перун = Сварог несогласен. И вот почему:

1. В индоевропейских традициях, как правило, Громовержец и Кузнец — разные боги (Перкунас и Телявель, Индра и Тваштар, Тор и Вёлунд, Зевс и Гефест). Можно возразить, что во всех перечисленных случаях кузнецы — божества не самого высшего ранга, а Сварог — верховный бог, „дед богов“ итд, но такое представление о Свароге современно и основано на вольном толковании источников.

2. В древнерусских поучениях против язычества Сварожич/Сварожец (= Сварог по наиболее обоснованному мнению) и Перун перечисляются в одних и тех же списках, но никогда не отождествляются.

3. В двоеверческой традиции Громовержец и Кузнец представлены Ильёй и Кузьмодемьяном соответственно. Буде это изначально был один бог, не нужен был бы развитый образ Кузьмодемьяна — Божьего Коваля.

Итого, традиция свидетельствует в пользу изначальной различности Перуна и Сварога. Тем не менее, их образы довольно близки (хотя бы из-за связи обоих с огнём), из-за чего полагаю, что они действительно могли сближаться и даже отождествляться в ряде локальных традиций, что и засвидетельствовано в некоторых источниках. Поэтому мнение о тождественности Перуна и Сварога не противоречит традиции в широком смысле слова.

Поиск

Журнал Родноверие