Изучать славянских богов — дело, на самом деле, не очень благодарное, потому что скудность источников по их вопросу неизменно вгоняет в отчаяние. В связи с этой скудностью любая реконструированная мифология будет иметь сильное и уязвляющее напыление кабинетной.

Тем не менее, когда какие-то кусочки мозаики складываются, удовольствие с лихвой перекрывает все затраченные усилия (правда, я вовсе не обещаю, что в случае с Хорсом и Симарглом что-то у нас однозначно сложится).

"Повесть временных лет" под 980 годом пишет, что князь Владимир:

"постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса Дажьбога и Стрибога и Симарьгла и Мокошь"

Здесь сразу можно сделать вывод, что раз Владимир, который незадолго до перехода к христианству, пытался собрать разрозненные славянские верования в единую политеистическую религию, избрал Хорса и Симаргла наравне с Перуном и другими, то это значит, что они были далеко не последними и совсем не маргинальными божествами.

Отметила бы я и то, что все боги перечислены через союз "и", который отсутствует между именами "Хорс" и "Дажьбог". Может ли быть так, что это два имени одного и того же божества?

В "Слове об идолах" (XII век) сказано, что

"…и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай"

Тут выясняется, что Хорсу молились даже спустя два века после перехода на христианство, причем здесь он попал в ещё более ограниченную команию "избранных" — с Перуном и Мокошью.

И уже ни слова про Дажьбога.

Немец Иоганн Давид Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола «Корса» близ Пскова:

"Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч"

Однако вовсе не обязательно, что Корс — это то же, что и Хорс, да и в образе змееборца, на самом деле, привычнее видеть Перуна. Обычно предполагается, что мы давным-давно заимствовали Хорса у индо-иранцев (скифов или их потомков...?). Сравните, по-осетински "солнце" будет "хæр", по-таджикски есть вариант "хуршед", а по-персидски — خورشید [xoršid].

Несмотря на то, что эта версия остаётся самой популярной, её признают далеко не все. Например, Фасмер высказывается о ней критически, да и другие предполагают, что имя Хорс может оказаться исконно-славянским, либо заимствованным, но не у индо-иранцев.

А ведь если отложить индо-иранскую версию в сторону, то и расхожее предположение о солнечной природе Хорса оказывается весьма слабо обоснованным.

Например, в XII веке болгарский переводчик "Хроники Иоанна Малалы" отождествил Гелиоса (греческого бога солнца) не с Хорсом, а с Дажьбогом. То есть либо Хорс — это всё-таки не солнце, либо здесь можно вспомнить о том, что мы видели в "Повести временных лет", где между именами "Хорс" и "Дажьбог" не стоит союз "и" (а может, автор его пропустил случайно?).

А вот то, что Дажьбог — это солнце, — факт бесспорный, об этом в 1114 году прямо говорит Ипатьевская летопись:

"Солнце же царь, сын Сварога, он же Дажьбог"

Имя "Дажьбог" происходит от слова "дать", то есть это дающий бог (вероятно, дающий жизнь). Кстати, это имя пересекается со словом "бог" вообще, которое имеет семантику "податель благ" (подробно об этом мы говорили в этой статье).

О том, что имя Хорса было непонятно самим славянам говорит то, что в письменных источниках его позднее называли то Гурсом, то Гурком, то Гусом (в то время как имена других богов не искажались).

Симаргла чуть проще уличить в иранском происхождении, потому что у иранцев существовал некий персонаж Симург — божественная птица (изначально Сенмурв - крылатая собака, но разбирать этого персонажа в его значении для иранцев мы сейчас не будем). В наших источниках его имя тоже периодически искажалось, вплоть до того, что его разбивали на два, превращая в "Сима и Регла".

Если эти боги — Хорс и Симаргл — действительно не славянские, то нужно выяснить, как они попали к нам.

Насчет этого существует основное предположение: Владимир, чтобы укрепить свою не совсем законную с точки зрения некоторых власть, включил в пантеон богов не только славянских, чтобы задобрить людей, имевших происхождение хазарское, скифо-сарматское, тюркское, которое присутствовало тогда в Киеве и окрестностях. К тому же в "беседе трех святителей" хорс называется "жидовином". Правда, там и Перун оказывается "эллинским". Может, и он не совсем наш?

Если эта идея верна, то Владимиру пришлось взять в новый пантеон двух богов солнца, либо соединить их в одного — славянского Дажьбога и юго-восточного Хорса, который, возможно, был нужен тюркскому, хазарскому, аланскому населению Руси. Находились в Киеве и люди родом из Хорезма, где культ солнца был государственной религией.

Если верно, что до Владимира каждый славянский город или каждое племя имело свой собственный, в большей или меньшей степени отличный от других пантеон, то логично предположить, что князь, желающий объединить земли и народы, выбрал несколько основных богов, отвечающих интересам разных местных племен — и славянских, и не славянских.

Впрочем, как мы знаем, эта его первая идея не прижилась, зато прижилась и до сих пор живет вторая, где Бог один, и так далее, но это уже совсем другая история.

Источники:

  • Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа
  • Рыбаков Б.А. Язычество древних славян
  • ...а также общая информация из Википедии и других энциклопедий

Поиск

Журнал Родноверие