Решила я затронуть эту тему, так как созрела она и отчасти перезрела, судя по внешним сигналам. А сигналом таким было, с одной стороны, открытое письмо Всеслава Светозара волхвам, с другой — развитие этой же темы во множестве форумов, куда дошли отголоски того взрыва ли, фейерверка, которым прозвучала реакция на это письмо.

И окончательное понимание, что надо объясниться вполне на этот счет хотя бы с членами "Славии", пришло, когда я встретила среди участников дискуссии о волхвах на Славянском Единстве, Вятича, задающего те же вопросы, которыми мы с Дионисом серьезно задавались при создании "Славии". Я тогда задавала их в особенности, видя опасность пустых выдумок, самозванства, равно как и накопления внешней авторитетности, эффектности, умения создавать шум и ставить себя перед общественностью, которыми некоторые из нас не без оснований боятся подменить волховство в новых языческих общинах.

Возможно, этот текст, как есть или с некоторыми изменениями, будет также опубликован на нашем сайте, а также копия его разослана Совету Круга, где происходила внутренняя часть дискуссии.

Когда мы впадаем в некоторое отчаяние, или по крайней мере тупик, в определении, кого мы можем считать волхвом или жрецом, или другим каким могущественным человеком, а кто носит такое название совершенно незаслуженно и того не достоин по существу, выйти из этого замешательства может помочь предмет, важный и ключевой для язычества, а именно переход с языка Личности-Эго на язык сообщества-Рода. Индивидуальным даром наделен каждый, хоть и в разной мере. Каждому человеку, пусть расположенному к ремеслу, далекому от жречества и целительства, дается значительной силы и масштаба духовный дар, но до поры он скрыт, а при неразвитии хиреет и сжимается, иногда и довольно быстро. И поэтому, даже если человек разовьет в себе тонкие способности, почувствует особые силы, и начнет их понемногу применять — не обязательно считать это проявлением волховства. То же можно сказать о занятиях наукой или искусством, пока они реализуются в ключе развития Эго, ощущения Самоценности данного товарища.

Если же есть некоторое племя, Род, община, другая какая-то группа, которая реализует существенную часть своей духовной жизни через определенных людей, то эти люди — волхвы, жрецы и так далее, именно для этой общины.

Явными они должны быть или скрытыми? Думаю, возможно всяко. У народа русского, может быть, есть свои скрытые волхвы: люди, которые отвечают на его самые заветные чаяния. И в любой группе может быть человек, который тайно ее поддерживает, так что остальные даже не задумываются над этим. Но что тайное — то и делается само. Тот, кто делает втайне, таким и останется.

Теперь о волхвах признанных какой-то группой явно. В традиционном языческом сообществе это происходит таким образом: передается посвящение, при смерти предыдущего посвященного, или ранее.

Передается с каким-то амулетом-символом, или просто прикосновением к преемнику. Говоря совсем прозаическим языком, это все равно, что телефонный провод перетянуть, с тем же номером, но на "новое место": человек получает сразу целый мир, наработанный его предшественниками.

Я вижу вокруг крайне много признаков того, что в наших, новых общинах множество людей получают дар иначе. От умерших ранее людей, от духов, от Природного мира, в общем не столь очевидным материальным путем. Это, конечно, прекрасно. Это даже еще сильнее может оказаться, чем дар, полученный просто оттого, что кто-то за тебя перед кончиной взялся, чтоб потом легче уйти с выполненным долгом. Бывает ведь дар путем "беспроводным" получен с большим рвением к нему, после длительных помыслов и трудов.

Но как же отличить его от пустого устремления к самоутверждению и хорошему бизнесу на суевериях людей и общества? Думаю — в том ответственность сообщества, которое таких людей признает и именует.

А если волхв само-названный — то ответственность тех, кто к нему в таком качестве идут за помощью и поддержкой, или за наукой. Все равно он перестает быть самоназванным, как только кто-то еще его название повторил с убеждением.

Часто также идет спор о том, можно ли считать волхвом человека, который отказывается от традиционных обязанностей. Из них в Традиции наиболее сохранившаяся — проводы душ в иной мир, и связь их с живыми потомками. На мой взгляд, ответ простой — того, кто от важной стороны Традиции отказывается, волхвом таковой считать нельзя. И человека, который вообще не верит в жизнь души в ином мире — нельзя. Ну пусть он будет маг, чародей, кто-то еще, но не волхв никак. Мы должны следовать Традиции, принимая для начала от нее хоть то, что знаем достоверно. Иначе она и дальше открываться не станет, а пойдет уже махровая ролевуха, хорошая или плохая в актерском и режиссерском отношении, лично мне все равно. Но утверждение о том, что кроме проводов душ у волхва нет других обязанностей — скорее признак оскудения Традиции. Из совершенно объективных этнографических данных по всем народам, мы знаем, что основа языческой мифологии — учение о непрерывной связи между миром реальным и символическим, отсюда проистекают все магические приемы. Волхв может, несомненно, работать по различным сторонам жизни и запредельного бытия. Особенно если он творец, а не ремесленник в этом деле.

Теперь хочу обратиться к опыту "Славии" и признакам волхвов, жрецов и так далее, которые мы стремились наиболее правильно осознать и заложить в устав. После очень долгих споров и обсуждений, и с несколькими основателями общины, и с другими людьми, которые в нее не вошли, но активно участвовали в процессе, было решено вот что:

"5.8. Любой член "Славии" может быть выбранным жрецом, жрицей в порядке очередности, если признает, что он готов к этому. Он всегда может исполнять роль жреца в домашних ритуалах и в малых собраниях. Жрецы совместно с волхвами "Славии" обсуждают порядок проведения обрядов. В этом обсуждении, как в любом другом рабочем собрании, могут принимать участие и другие члены Содружества.

5.9. Волхв "Славии" считается носителем большей силы, чем другие члены, и признание его волхвом происходит только после ряда испытаний. Главные из них — согласие и способность волхва получать Силу от Богов не в личное пользование, а для всего содружества и его целей, и большие, чем у других, нравственные и наставнические обязанности и ответственность.

Волхв осуществляет живую связь "Славии" с Богами и Природой."

То есть, как мы видим, проведение обрядов мы считаем в принципе доступным всем, кто знает ритуал или чувствует определенное вдохновение, этим признано, что все являются носителями духовной силы, в разной мере развитой.

Однако волхв — это уже человек, всерьез признанный сообществом, для его общего балага и для всех. Дионис самоопределился как волхв задолго до создания "Славии", и действительно имел внутренние основания, ощущения соотвествующие. Но лишь через полгода после создания общины мы заговорили о том, что он готов взять на себя роль именно ВОЛХВА "СЛАВИИ", а не "Вообще волхва, своего собственного". И после этого он прошел некоторые испытания, которые, я вот честно скажу, мне казалось, что ему будет трудно. И срок ему был назначен полгода. Но справился он с этим сразу, просто выполнил все требования тут же, и все. Меня это убедило. И после этого я много раз имела возможность убедиться, что его резервы и возможности в нужные моменты бывают совершенно неожиданными.

В известной степени я считаю себя его духовным дополнением, так как вместе нам легче делать точные постановки образа будущего, и через некоторое время его приводить в реальность.

Члены "Славии", ежели они прочтут и другие части процитированного устава, увидят, что имеют некоторый нераскрытый потенциал использования этих способностей, для решения своих проблем. Впрочем, язычники по большей части люди просвещенные и знают сами, как и с чем управляться. Да и в отношении общих дел множество людей у нас сейчас занимают самую активную позицию, решают нужные для всех вопросы.

В том, что касается отношения к волхвам других объединений и просто "своим собственным", вопрос не кажется мне настолько простым и очевидным. Первое, что не дает однозначно и самоуверенно высказываться — это уважение к их самоопределению, и невозможность правильно видеть вещи со стороны, извне. Пусть люди и объединения разбираются сами, и отвечают за то, кого признают для себя волхвами.

Письмо Всеслава Светозара было, вполне возможно, по существу не столь "ужасным", как многие из волхвов КЯТ и людей со стороны его увидели. Поэтому я отправила свой ответ, хотя и первая, почти мгновенно, но лишь на уровне Совета Круга, и здесь его не воспроизведу. Всеславом была выбрана крайне неудачная двусмысленная форма, во-первых, и совершенно неправильная попытка сказать сразу все и за всех; и других пусть в шутливой форме, но как бы "построить", во-вторых. Поэтому мы очередной раз в этом увязли, и это серьезнее, чем послание романтической девушки со стороны, ведь речь идет об одном из наиболее солидных членов Круга. Думаю, что не надо проводить все эти борозды, тем более возводить баррикады. Нужен серьезный путь к взаимопониманию, но действительно через множество подходов, внимание друг к другу.

На этом заканчиваю "очерк", и несмотря на серьезность заявленной темы и ответственность утверждений, вижу, что она, как ей и положено, остается столь же неподъемной и неисчерпаемой, как всегда.

Пусть уж мои высказывания останутся такой же репликой, как и любая другая, ибо истина на этот счет — неисчерпаема.

Поиск

Журнал Родноверие