Часть 1 — Этап Очищения.

1. Соль. Обыкновенная крупнозернистая соль чудесно убирает всякие энергетические загрязнения. Соль насыпаем в блюдечки и расставляем по углам жилища (которые являются одновременно внешними углами) на 2-3 дня. Через 3 дня мы вернемся к ней и соберем на старую, отслужившее своё сковороду, желательно чугунную. Нагреваем крупную каменную соль до треска. От высокой температуры кристаллы соли начинают разрушаться, а вместе с ними разрушается и негативная энергетика, которая была в доме. Остывшую соль уничтожаем только с выносом из дома. Соль без прокаливания можно использовать следующим образом. За 2-3 дня до предстоящей уборки в квартире, насыпаем её в наружных углах нашего жилища. Затем, во время уборки, сметаем с общей пылью-мусором. В некоторых областях соль с заговором бросают в горящую печь, где вместе с солью сгорит/исчезнет и негативное (Т.И.Панина, полевые материалы. Слово и ритуал…).Ритуалы с солью просты, не требуют долгой подготовки и могут применяться как самостоятельные, очень часто. Примечательно, что современные шаманы соотносят Соль со стихией Земля.

2. Как соль, так и зерна способны поглощать скверну и препятствуют ее повторному выходу. Очищение зерном практически не отличается от очищения солью, за исключением последней части: зёрна не прожаривают. Например, у бурятских шаманов всякое место от скверны очищается окуриванием, кроплением аршааном, посыпанием солью, песком и семенами. (Аршаан – вода или иная жидкость, «заряженная» энергиями духов и шамана. (Сарагерел, Зов шамана).

3. Огонь. Для открытого огня можем использовать древесный уголь (продается), поместив его на сковороду, или громничную свечу. Начиная от входной двери (порога), идём посолонь (по Солнцу, по часовой стрелке) вдоль стен нашего дома (квартиры). Левой рукой как бы «ощупываем», сгоняем, смахиваем на огонь всё, что незримо вредит нам из углов и вкруг дома. В правой руке держим чашу (сковороду) с огнём . Особое внимание уделяем углам, выходящим наружу дома и проемам, через которые в дом проникают «нехорошие» духи, наведенные проклятия, порча и т.п. Идём с приговорами. Профилактическое очищение дома от летних гроз часто осуществляется окуриванием громничной свечой или ветками вербы.

4. Открытый огонь можно заменить калёными ножом или топором, как вобравшими в себя силу огня. Ножом (или топором) «Сварожьим Железом» (Волхв Велеслав) отсекаем всё чуждое, болезненное, наведённое «лихим» человеком, от нашего жилища.

5. Бубен, колокольчик, бубенчик, трещотка относятся к шумовым символам-оберегам. Их звуки во время очистительного обхода пугают вредоносных духов и также способствуют очищению, изгнанию негативной энергии.

6. Обрызгивание стен, углов водой. О воде мы подробно сказали выше.

7. Обметание жилища веником (новым), свежей травой крапивы, чертополоха, другими обереговыми растениями дают тот-же результат «изгнания» хворей, болезней, наведенных несчастий.Обход заканчиваем вновь у порога дома.

Очистительным и восстановительным действиям, совершаемым во время обхода, сопутствуют приговоры (своего рода формулы изгнания, как и «вербные» приговорки), мотивы которых с точки зрения их семантической структуры основаны на противопоставлении «своего» и «чужого» пространств, а также их персонажей — по их принадлежности каждому из этих пространств. (Агапкина Т.А.).

Смысл этих приговоров сводится к восстановлению первоначального порядка, возвращению каждого персонажа на свое место и предполагал несовместимость, невозможность сосуществования «своего» и «чужого»:

- Уходи всё злое, чужое! Яр-Огонь идёт, вас спалит и сожжет!

- Прочь вештица, ночница, злыдень с кикиморой! Вода-Матушка всех смоет, сгонит!

- Уходи от нас, чужой дед! У нас свой хозяин! Ищи свой двор!

- Что с чужого в дом пришло, пусть к тому и вернётся!

- Очищаю дом, выгоняю чары!

- С ветру пришло, на ветер и поди!

- С чадом, с дымом, вон из нашей хаты!

- Чур-Чурила, стар-престар, ты ходи-ходи, покаживай, ты води, води-поваживай, ты гляди, гляди-поглядывай, всяко зло от нас отваживай.

- Ах, ты гой еси, кикимора домовая, Выходи из горюнина дома скорее, А не то задерут тебя калеными прутьями, Сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют (избавиться от Кикиморы в доме не так-то просто).

И т.п.

Для изгнания «худых» духов повсеместно применяются и ритуальные приговоры-диалоги, разыгрывающие «сцены» уничтожения в форме диалога между двумя людьми: — Что жжешь? – Жгу порчу и злобу! – Ну так жги, чтоб сгорели!

Часто разговор осуществлялся через приоткрытую дверь или окно.

Из опасения навий, потусторонних сил, очищение дома после выноса покойника проводится сразу, путем рассыпания зёрен ржи по полу жилища (Яковлев Г. Пословицы, поговорки, крылатые слова, приметы и поверья, собранные в слободе Сагунах Острогожского уезда . 1905). Часто жилище и место, где лежал усопший, окуривают три вечера подряд дымом полыни, ели, можжевельника (серб, словац, болгар, з-укр., полесье.). Если в свое время очищение пространства после покойника не делали, желательно провести. Мало ли... Своей смертью он приоткрыл врата в мир навный. Что оттуда к нам пришло — неведомо.

8. Очищение с окуриванием. Примечательно, что окуривание помещения (как и предмета, человека, животных) совершается, как правило, до восхода солнца (реже — после захода), по ходу солнца (А.А.Плотникова). У нас уже готовы разожженные и затушенные до тления на курильнице (или на сковороде) угольки, на которые будем сыпать траву. Или готовые пучки трав. Если растения при сушке были связаны в пучок, то сначала поджигаем один край. Когда разгорится, задуваем огонь. Связка должна продолжать дымить. Держим пучок над каким-нибудь огнеупорным блюдом. Если же окуриваем измельченными растениями, то можно поставить в жестяную баночку свечу, накрыть сверху металлической сеточкой. Фантазия может быть разнообразной.Окуривание начинаем с себя – с ног и заканчиваем трехразовым движением дымящейся кадильницы вокруг головы (В.Я.Бутанаев. Бурханизм).

Как начнет дымить, начинаем двигаться от двери, по солнцу, по стенам,комнатам и окуривать. Задымленность должна быть очень сильной. Не бойтесь побеспокоить «своего» дедушку-Домового. «Свой Домовой этого зелья не боится» (Исторические записки ВГУ, 2013).

Не забываем про заговоры-приговоры.

Заговор по окончании окуривания (можно свой):

- Выду аз, (имя речётся), в чисто поле, в чистом поле на путе на дороге есть святое море окияно, на окияни море есть черной остров, на черном острови стоит белой камень олАтырь, на том камени есть тридевять домов, один ис них мой. Я тут, а ты там — приди, батюшка, ко мне по углам! Домовой-соседушко, покрой меня, (имя речётся), кровом своим и крылома своима и огради наш дом отъ колдуна и отъ колдуницы, отъ ведуна и отъ вещицы, и отъ всякаго злаго человека, и отъ всякия злой притчи на воды и на земли. Отъ всякаго врага и супостата, и отъ злые притчи, отъ водянной и отъ земной, и отъ подземной, и отъ лешей, и отъ ветренной, и отъ посланой. Ото всякия порчи и уроков, и отъ призору, и отъ присмотру, и отъ трещащих, исподлоб(ъ)я глядущаго, и во след зрящаго, и сзади находящаго, отъ подмечика, и наговорщика, и заговорщика, и отъ всякаго колыванщыка, и отъ всякия жердины, и отъ всякия хоромины, и отъ всякаго бревешка, и отъ всякаго человека, отъ мужика и отъ женки, отъ отрока и отъ отроковицы, отъ кота и отъ кошки, и отъ котят, и отъ свин(ъ)и, и отъ поросят, и отъ собаки, и отъ щенят, и отъ всякия птицы, и отъ всякаго зверя, отъ всякаго лиха человека, отъ чернецов и отъ черниц, отъ белцов и отъ белиц, отъ мужиков и отъ женщин, отъ старово и отъ молодово, и отъ всякаго человека. Заговариваеся и замыкаеся дом мой, (имя речётся), десят(ъ)ю печатми отъ всякаго лиха человека, отъ тридевяти колдунов, и отъ тридевяти приговорщиков, отъ тридевяти приговорщиц, и отъ тридевяти смущенников, и отъ тридевяти смущенниц, и отъ тридевяти пещеряков, и отъ тридевяти пещериц, и отъ тридевяти знатков, и отъ тридевяти знатиц, и брошу те порчи во окиян море. И тем людем на меня, (имя речётся), не вставывать и зла не мышливат(ь). (три раза) Воймя Рода, во Родных Богах проявленного! (три раза)Ключи-замки под олАтырь-камнем.

Можно покороче, с обращением к тому Богу (Богам), которого считаете покровителем Вашего жилища, например (Волхв Велеслав):

- Батюшка Триглаве! Постави около двора всё железный тын! От земли и до неба, от неба до земли! И со всех четырех сторон. И чтоб через этот железный тын не мог попасть ни гад, ни человек злой, ни бес хромой, ни дед лесной! Около того тына обыди ещё реку огненну от Востока и до Запада, от Запада и до Севера, от Севера и до Юга. По сей век, по сей день, по сей час.

Остатки трав гасим, надавливая на дымящиеся части. Не плюём, водой не заливаем! Остаток свечи не гасим, даём ему догореть.

Над ним произносим прИговор:

«Как сгорит и погаснет эта свеча, пусть сгорят, пропадут навеки все несчастия этого дома!»

Безусловно, в разных местностях, в разных регионах проводились и другие, «свои», проверенные способы оберегового и профилактического очищения жилища. Например, такие, как обтирание всех углов дома зверобоем вперемежку с полынью; обрызгивание водой из 7 источников (не водопровод); «растыкивание» по углам чертополоха; жжение на свече мухоморов. В каждом случае пользуйтесь только проверенными и переданными Вам по наследству способами.

Всё, что осталось от обряда, собираем в одну посуду (пакет), выносим из дома. Сжигаем или закапываем. Всё. Надеемся на лучшее.

Заключение

Обязательно, после чистки, ставим любые обереги у «открытых» мест (входная дверь, окна – о чем говорилось выше). Прямо у входа, если есть возможность, можно повесить погремушки, колокольчики, даже полые трубочки («голос ветра»), лапти или другие защитные обереги. На Русском Севере в качестве домашнего оберега изготавливают и подвешивают к потолку “щепных птиц” (Дмитриева, 1988).

Известна сила репейника и других колючих растений для защиты жилища в сакральные купальские дни и ночи. При входе в дом, вблизи окон помещаем где-нибудь, в мешочке из натуральной ткани, по горсточке «четверговой» соли.

Наиболее часто применяемые травы

«…и сходят обавници, мужи и жены-чаровници по лугам и по болотам, в пути же и в дубравы, ищуще смертные травы и привета чревоотравного зелиа… сиа вся творят с приговоры действом дияволим» (Грамота игумена Памфила 1505 г.)

1. Можжевельник (Верес, Арча, Артыш, Арчын). Кстати: для алтайцев важен момент сбора можжевельника для последующего применения в очистительных обрядах. Вначале повязывают на кустарник ленточки, затем просят у духа хозяина тайги разрешения и только после этой церемонии набирают можжевельник. В местах, где растет кустарник, нельзя кричать, браниться, ибо, осквернив это место, человек может понести тяжелое наказание.

2. Чертополох . Традиционные народные названия — басурманская трава, бодяк красноголовый, волчец, дедовник, драпач, ёж, колкий арепейник, колючник, репей колючий, татарник, царь-мурат, чертогон, шишебарник.

3. Адамова голова (Башмачок настоящий, Василёк шероховатый, Купена аптечная, Мандрагора лекарственная, Мордовник обыкновенный, Кукушкины слёзки, Ятрышник, Черный осот)

4. Ла́дан — ароматическая древесная смола, получаемая из деревьев рода Босвеллия, Ладанного дерева

5. Шалфей

6. Полынь черная (Чернобыльник).

7. Зверобой

8. Крапива

9. Багун, или багульник — растения с неприятным и одуряющим запахом из родов Ledum (клоповник), Rhododendron (пьянишник боровой), Andromeda (болотная былина, болотник, пьяная трава)

10. Сырые ветви сосны

11. Льняное семя

12. Конопля

13. Мак-самосей

14. Базилик

15. Тимья́н ползу́чий, другие названия: Тимьян густоволоси́стый, или Чабре́ц ползу́чий, или Чабрец , Ирбен, Богородская трава.

Не забываем, что есть и определенные условия самостоятельного сбора трав, которые в последующем будут использованы в оберегово-защитных целях. Так, у Сербов траву, которой окуривают дом против вештицы, выкапывают только с помощью камня. Использовать нож или лопату запрещается.

Приняли участие в подборе и подготовке материалов, дали направления:

ССР «Свет Сварога» , РО «Серебряный Серп» , Яробор Дубовцев , Анатолий Ярошенко , Светозар Рыжков , Денис Блинцов , Алексей Кондюрин , Ольга Никешина , Алексей Киплинг ,
Доброслав Тимофеев , Владимир Лобачёв , Вячеслав Грошев , Виктор Вятский , Татьяна Горшкова , За что я им очень благодарен!

Поиск

Журнал Родноверие