Как правильно заложить в ребенке основы мировоззрения предков, дать базовые знания о вере, культуре и этике, но при этом не “перекормить”, не превратить семейную жизнь в реконструкторский отыгрыш “детства по-древнеславянски”, сформировав в итоге к подростковому возрасту стойкое отвращение к “маминым-папиным заглюкам”?

Каждая семья действует по-своему, вопрос веры и мировоззрения для язычника – очень личный, несмотря на общность принципов. Однако есть достаточно универсальные и крайне важные моменты, которые позволят избежать ошибок в этом серьезном вопросе, которые могут привести к самым печальным последствиям.

1. Основа мировоззрения закладывается не беседами и “уроками” по теме, а примером, примером и еще раз примером: если ребенок не видит ежедневного и ежеминутного соблюдения тех принципов, о которых ему говорят родители, ими самими, стоит ли удивляться, что все это он воспримет как красивую сказку, которая будет ему интересна ровно настолько, насколько и любая другая сказка — т.е., до тех пор, пока не появится сказка поновее и поинтереснее.

2. Крайне важно регулярное участие в совместных обрядах и ритуальных действиях с самого раннего возраста, при этом не стоит делать ставок на зрелищность и атрибутику – чем “обыденнее” проходит обряд, тем прочнее он ассоциируется в сознании ребенка именно с жизнью, с окружающей реальностью, тогда как яркий сложно организованный праздник будет ему, несомненно ОЧЕНЬ интересен и оставит кучу впечатлений, но… сродни впечатлениям от посещения театра или новогодней елки – здорово, потрясающе, но есть жизнь, а есть елка. Вместе с тем, слишком “дежурным” проведение праздников и обрядов тоже, разумеется, быть не должно – если это праздник, то и восприниматься он должен как праздник, а не “ну, положили пирог на пенек, постояли и ушли”. Семейный обряд подразумевает ваши личные сложившиеся ритуалы, сближающие всех вас между собой и со Старшими: подготовка к празднику, обрядовая выпечка, изготовление атрибутов, сборы, одежда, рубка дров, уборка культового места – все это должно быть (становиться с каждым годом) привычным и естественным, вплетенным в вашу жизнь и ваш семейный маленький мир, как дыхание.

3. Рассказывайте о богах и обычаях предков понемногу, не перегружайте детей информацией, выбирайте удобные моменты. И не спешите, не ставьте себе нормативов и сроков: живущий в языческой семье ребенок довольно рано САМ начнет задавать вопросы. Отвечать на них нужно охотно, но, опять же – не слишком размазывая, не пытаясь дать сразу обширные подробные знания: пусть малыш знает имена и ключевые функции основных богов, основные сюжетные линии мифов, общий смысл главных праздников, на которых бывает с младенчества – солнцеворотов, осенин, масленицы, комоедицы. Остальное он будет узнавать постепенно, по мере необходимости. Поощряйте любой интерес ребенка, но не будьте навязчивы.

4. Взаимоотношения с иноверцами. Ваше личное отношение к христианам и иже с ними – оно личное и есть, здесь не мне вас в чем-либо убеждать, разубеждать или же спорить с вами в вопросах симпатии/антипатии к монотеистическим религиям и их представителям. Но вот с детьми этих острых вопросов следует все же касаться пореже: им так или иначе жить в социуме, а категоричность детского мышления и неумение в нужный момент промолчать очень скоро приведет к куче ненужных осложнений с учителями, воспитателями, соседями и др.: вы, конечно, можете заявить, что это-де отдает лицемерием и приспособленчеством, но прежде чем бросаться лозунгами, здраво оцените ситуацию: выдержит ли СЕЙЧАС ваш ребенок пресс христианского мира, который, увидев в нем не умеющую еще маскироваться опасность, приложит – уж будьте покойны! – уйму усилий на то, чтобы привить ему СВОИ идеалы. Сможете ли вы этому адекватно противостоять – ведь вы не будете рядом с чадом 24 часа в сутки? Может быть, все же разумнее не выступать в роли заведомого провокатора для собственного ребенка?

Так что грамотнее, на мой взгляд, не культивировать с малолетства предубеждение против христиан. На вопросы ребенка просто поясните, что это люди другой веры, они в наших богов не верят, и старайтесь по возможности не углубляться в эту тему.

5. Много бывайте на природе, учите ощущать ее, чувствовать ее душу. Певучий лесной ручеек, пряная влажность только что оттаявшей весенней земли, подернутые белесым пеплом рдяные угли костра, ярое буйство грозы, порыв ветра на холме, шепот осеннего дождя...

Замечу еще, что столь любимые в интернет-сообществах различного рода политбеседы о "жидовской угрозе" или завывания про "волчий вой — арийскую кровь" — это ничуть не языческое воспитание, а обычные политагитки, коих лет до 10-12 следует ВООБЩЕ избегать

(прим. Скрытимира)

Причем лучше, если (хотя бы время от времени) с ребенком/детьми будет только один из родителей – то мама, то папа, т.к. в этом случае двое взрослых зачастую мешают друг другу. Не забывайте давать ребенку не только образно-мистические, но и вполне практические знания о растениях, зверях, их повадках, явлениях природы, прививать бережное отношение к ней – поставьте себе за правило, что при детях бросить в лесу хоть бумажку НЕДОПУСТИМО НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (думаю, вы понимаете, что дело здесь даже не в реальном вреде природе от этой несчастной бумажки, которая благополучно сгниет после пары дождей, а именно в отношении и примере такового для ребенка).

При всем этом не бойтесь давать ребенку побольше самостоятельности, меньше опекайте его в лесу и не “подавляйте” собственным восприятием окружающего.

Очень полезны и интересны детям т.н. “экологические игры” — мероприятия, объединяющие в себе познавательную экскурсию и ролевую игру-квест. В процессе прогулки по лесу дети выполняют задания по заранее заготовленному сюжету (разработанному на основе известной сказки, легенды или “авторскому”) и одновременно получают органично вплетенную в игровой сюжет информацию по истории, биологии, экологии, краеведению, фольклору и т.д. Подробнее об экологических играх – в одноименной статье.

6. Огромное значение имеет правильный подбор “матчасти”: игрушек, игр, книг, мультфильмов, фильмов, музыки. Однако основная ошибка здесь – “передоз”. Сказки, былины, игры и игрушки на “древнерусскую” тематику очень важны, но не менее важно, чтобы они были не единственной составляющей жизни ребенка – пусть он читает, слушает, смотрит, отыгрывает и другие сюжеты, более “современные” и “повседневные”, пусть среди его игрушек найдется место и “банальным” машинкам, конструкторам, кукольной посуде и динозаврам, и даже космическому кораблю: в противном случае именно эти предметы и станут наиболее желанными ввиду их недоступности.

Обращайте большое внимание на книги и мультики о природе и зверях – даже при нынешнем засилье уродливо оформленных примитивносюжетных книжек и мультов, задавшись целью, не так уж сложно отыскать прекрасные издания Сладкова, Бианки, Чарушина и других замечательных детских писателей, чьи рассказы о животных – вне конкуренции. Если ассортимент раскрученных книжных магазинов не впечатляет, направьте свои стопы в сторону детской библиотеки, а также поройтесь на развалах типа “Старая книга”. То же и с мультиками – хватит уже ныть, что современным детям, кроме “Тачек” и “Мадагаскара” смотреть нечего: все старые добрые советские мультяшки в огромном ассортименте можно найти и в Интернете, и на полках магазинов двд-дисков. Тут вам и о животных (причем графика советских мультов вроде “Оранжевого горлышка”, “Крепыша”, “Лесных историй” и т.д. и сейчас заставит нервно курить художников компании Дисней), и по сказкам, и по былинам, и о войне, и просто хорошие воспитательные моменты.

Зарубежных мультиков тоже не след бояться как огня и без разбору честить “тупыми”. Среди них есть очень даже красивые и добрые. Например, “Полет дракона” — трогательный фентези-мульт 80-х годов. Пресловутая диснеевская студия тоже снимала не только сериалы о Дональде и Микки-маусе – существует целый цикл очень милых мультиков без слов на произведения классической музыки – “Пещеру горного короля” Грига, “Ночь на Лысой горе” Мусоргского, мультик о греческих богах на Олимпе и др. Да и современные популярные мультяшки вышеупомянутой студии (“Ледниковый период”, “Принцесса и лягушка”, “Шрек” и т.п.) отличаются очень даже неглупым сюжетом и неплохим юмором.

Еще один существенный момент касается исторических фильмов. Большинство из них содержит довольно жестокие батальные сцены. С какого возраста стоит показывать детям подобное кино? Мнения на этот счет разнятся, так что просто выскажу свое: с достаточно раннего (2-3года), но показывать их нужно правильно. Не делайте фильм фоном, не оставляйте ребенка смотреть его в одиночестве, всегда поясняйте доступным языком, что происходит на экране и почему, кто плохой, что он сделал, кто хороший, старайтесь выхватывать воспитательные моменты (но – внимание! – при этом не превращайте весь фильм в назидаловку с бесконечными комментариями). Можно показывать отдельные эпизоды. То же касается и прослушивания “тяжелой” музыки. Не надо думать, что ребенок "все равно ничего не поймет" — в возрасте 2,5-3 лет они уже понимают и запоминают намнооого больше, чем мы наивно думаем, просто не всегда это проявляется тут же: зачастую впечатление от просмотренного эпизода, прослушанной песни и т.п. "вылезет" где-то в самой неожиданной ситуации ("мама, а помнишь, дядя Костя (Кинчев) говорил...").

Кстати, говоря о “матчасти”, не след упускать из виду и такое ее проявление, как картины и фотографии (в частности, в виде слайд-шоу на компьютере). Делайте побольше фоток своих прогулок и путешествий, а потом вспоминайте и обсуждайте их всей семьей. Да и просто красивые фото из Интернета добавят положительных эмоций и любви к родной земле (хотя, разумеется, заменой “живому” общению с природой им ни за что не стать!).

7. Очень желательно организовать общение с семьями-единомышленниками. Однако, здесь тоже свои нюансы. Во-первых, принцип “лучше быть одному, чем с кем попало!” в этом случае как нельзя более уместен. Во-вторых, пусть это будет, в первую очередь, нормальное, “житейское” общение без подчеркнутой религиозной окраски (не как у сектанток, таскающих детей с младенчества на общие молитвы): прогулки, поездки, общие игры детей, и лишь как одна из частей этого набора – совместные религиозные праздники и обряды. Это важно для того, чтобы ваши дети видели – есть люди, которые ЖИВУТ КАК ОНИ, чтобы они чувствовали себя частью некой общности, а не только одиноким противостоянием “чужому миру” в лице сверстников со “спайдерменами”, теленяней и крашенными в розовый цвет челками.

8. Взаимоотношение с этим самым “чужим миром”. Очень сложная и важная задача: нельзя растить ребенка в открытом противопоставлении себя этому миру. Вы говорите “все эти дети – козлы, не будь похож на них!”, но в то же время изо дня в день швыряете ребенка к этим “козлам” — в садик, позже в школу. Не подловато ли? Да и нагрузка на психику ребенка будет очень большой. Однако, ставить границу “мы – они” тем не менее надо. Старайтесь делать это в “позитивном ключе” — акцент не на то, что “они” — хуже, а на то, что мы – лучше.

Когда Волчонок начинает что-то вроде “А вот Арсений…” (мальчик из садика), я обычно говорю ему: “Ты не Арсений. Арсений – не волчьего рода. А мы – волчьего. А значит, мы должны быть честными, сильными и смелыми. А потому, что простительно человеку Арсению, непростительно Дариславу Волку!”

Таким образом, формируется не столько негативный, сколько снисходительный взгляд на “них”: как у старшего брата на неразумную малышню.

Также стоит почаще напоминать, что, хотя у них есть что-то, чего нет у вашего ребенка (чупа-чупсы, сникерсы, компьютерные игры), но у них ЗАТО нет того, что есть у него: они не ходят на боевое фехтование и не умеют стрелять из лука, они еще ни разу не рубили настоящим топором настоящее дерево для ритуального костра, не ночуют в палатке при +8 на улице, не ездят с мамой за грибами и ягодами на автобусе за тридевять земель и ни разу не видели рассвета на Старой Ладоге. Предложите ему выбор: я куплю тебе чупа-чупс, если тебе так уж хочется, но тогда – ты будешь как “они” и тогда ничего из вышеперечисленного тебе не положено. Согласен?

Так же следует помнить, что взаимодействие “мы-окружающий мир” – всегда двустороннее. Не только другие влияют на мировоззрение вашего ребенка – он сам, его видение мира, его поведение тоже оказывает влияние на сверстников. Не только они, но и он – пример для них, пример того, что в жизни есть немало вещей, менее привычных, чем компьютерные игры и мультики, но ничуть не менее интересных.

Степень этого влияния может быть различной. Но тут и вы можете сыграть свою роль: попробуйте наладить контакт со сверстниками вашего ребенка, организовать интересные совместные мероприятия, учить их новым играм, навыкам каких-либо ремесел (вышиванию, бисероплетению, резьбе по дереву, лепке из глины и т.п.), элементам боевых приемов, по согласованию с другими родителями вывозить в поход или на экскурсию. Я не утверждаю, что таким образом можно воспитать себе армию убежденных единомышленников, но, по крайней мере, образ жизни, ценности и поведение вашего ребенка уже не будут в глазах одноклассников “террой инкогнита”, пугающей и раздражающей своей неизвестностью.

Одновременно, не стоит идеализировать и возводить в абсолют возможности мирного разрешения возникающих конфликтных ситуаций. Ребенка следует учить защищаться, ставить на место зарвавшихся, но не вестись на провокации (учить драться и учить НЕ драться).

Если все будет сделано правильно, ребенок будет либо (в большей или меньшей степени – настолько, насколько сам будет нуждаться в общении с другими) одиночкой, но не изгоем (окружающие будут относиться к нему скорее с уважительной осторожностью), либо же сам станет лидером среди сверстников.

Поиск

Журнал Родноверие