В музее существует культ вещи, а должен существовать культ памяти.

Настоящая работа посвящена опыту внедрения в работу молодёжных полевых лагерей краеведческого природоохранного и экологического профиля – изучения и различных вариантов использования нематериального культурного наследия.

«Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия» (Международная Конвенция Генеральной конференции ООН об охране нематериального культурного наследия). В последние оно привлекает всё большее внимание, в первую очередь музееведов, которые видят в нём музейный объект нового типа. Однако для нас в данный момент важна не столько музееведческая, сколько педагогическая – образовательная, просветительская и воспитательная сторона нематериального культурного наследия.

Интерес к нематериальному культурному наследию – движение «снизу», отражение неких естественных социокультурных потребностей общества. Увы, существенным недостатком спонтанного движения является слабая методическая и научная база. Одним из важнейших источников такой базы могут (и становятся) музеи и учреждения музейного типа.

Одиннадцать полевых сезонов (с 1995 г.) мы проводим летние полевые лагеря для детей и подростков Балашихинского района Московской области. Научные исследования, природоохранные проекты, археологические раскопки. Часть материалов, накопленных за время проведения лагерей, послужила основой формирования фондов молодёжного краеведческого музея, над созданием которого мы работаем с 2001 года. О полученных результатах школьники и студенты неоднократно рассказывали на конференциях.

Мы включили это направление в программу работы нашего лагеря ещё в конце 90-х годов. Теперь в нашей практике оно стало одним из основных.

О том, как и зачем мы это делаем, собственно, и хочется поговорить далее. Поскольку культурно-просветительская деятельность у музеев-заповедников и музеев одна из основных, полагаю, что наш опыт кому-то может пригодиться.

Мы полагаем, что:

  1. Экологическое образование и знакомство с прошлым родной земли и своего народа в равной степени необходимы для полноценного воспитания человека.
  2. Человек, знакомый с прошлым своей родной земли и основами традиционной культуры, не может относиться неуважительно и к окружающей среде, природе, ибо она в какой-то мере – тоже часть его истории и культуры. Справедливо и обратное утверждение: озабоченный сохранением биосферы человек не может быть равнодушен к истории, ибо именно её уроки являются одним из оснований для беспокойства за будущее нашей цивилизации, да и природы в целом.
  3. Овладение традиционными навыками и ремёслами, с одной стороны, развивает человека с эстетической и общекультурной точки зрения, с другой – даёт дополнительные полезные в быту (!) навыки.
  4. Сохранение и восстановление забытых или исчезающих элементов нематериальной культуры имеет огромное значение и для науки, и для общества в целом. Люди ныне продолжают в жизни руководствоваться многими установками и оценочными категориями, характерными для обществ прошлого – даже если сами того в большинстве случаев и не осознают. И вообще: одно дело – про- сто наблюдать, как кто-то работает, слушать старинную песню и т.п., но совершенно другое – попробовать сделать нечто самому, стать сопричастным процессу, получить удивительный и необычный опыт.

А. Мы не в силах воссоздать полный цикл бытия наших предков и их взаимоотношения с окружающей средой. Да и нужды в этом пока особой нет. Однако реально сосредоточиться на какие-то отдельных элементах традиционного быта, ремёсла, технологий, включив их в повседневную жизнь лагеря. Способов множество – достаточно приложить минимум изобретательности и фантазии. Можно даже в условной игровой форме (с помощью ролевой игры, например) моделировать элементы традиционного образа жизни и отношений. Причём на сугубо научной основе.

Для этого в период учебного года члены этнографо-экологического клуба «Великий Кристалл» слушают курс «Традиционное миропонимание русского народа с древности до наших дней», включающий, например, обсуждение таких вопросов, как экологичность традиционного миропонимания, традиционный календарь; место человека в традиционном обществе; дом и быт; одежда; некоторые ремёсла и виды деятельности и т.д. По итогам слушатели сдавали зачёт.

Возможность летом во время раскопок и при проведении реконструкции почувствовать, увидеть собственными глазами то, что обсуждалось зимой, стала серьёзным подспорьем в понимании этого достаточно сложного материала.

Выбирая конкретное направление работы с нематериальным культурным наследием, мы ориентировались на:

  • простоту и сравнительную доступность вида наследия, учитывая контингент участников и недостаток времени, ограниченного сроком работы лагеря (40 календарных дней);
  • наличие достоверной научной информации по избранному направлению работы и, в то же время, необходимость прояснения тех или иных неясностей в научной картине;
  • возможность легко раздобыть материалы;
  • наличие близких практических навыков у руководителей.

Выбор пал на ремёсла. Возможность раздобыть гончарную глину, художественное образование одного из руководителей лагеря, научный багаж археолога А.В. Алексеева сделали его естественным и органичным. Первые работы были проведены в 2004 г., их результаты представлены на XI Международной конференции «ЭКО-2005», где получили высшую оценку.

Отсутствие в нашем «инструментарии» гончарного круга определило выбор типа реконструируемого производства – производства лепной керамики эпохи железного века и раннего средневековья в том виде, в котором она бытовала в то время в лесной полосе Восточной Европы.

Практическое знакомство членов клуба с материальной культурой домонгольской определило направление работы с металлом, а умения и навыки работы с деревом – на обучение новичков искусству вырезать деревянные ложки и т.п. несложные изделия.

Таким образом, в итоге нам пришлось заниматься и моделированием (в части обработки металла), и ревитализацией (гончарное дело), и фиксацией (резьба по дереву) тех или иных технологий.

С самого начала внешний вид лагеря предполагалось сделать не совсем обычным. Мы не могли «уйти» от обыденных палаток и тентов. Но спланировать «стилистическое решение» базового лагеря, добавить исторические и этнографические мотивы в оформление жилого пространства было вполне по силам. Допускаются анахронизмы!

Через несколько дней появились ворота. Первые – парадные, из солидных брёвен, даже резные (с оберегами). Главные ворота вели на поляну и к раскопу. Вторые – попроще, своего рода «чёрный ход», через них ходили по воду, по ягоды и т.п. Ещё несколько дней спустя изрядную часть лагеря огородил классический плетень (инициатива ребят!).

В центре лагеря – «на майдане» – красовался настоящий действующий этнографический самовар.

Вскоре мы даже обедать и ужинать садились на старинный лад за одним столом, «по ранжиру», соблюдая известные правила поведения.

Несмотря на смешение эпох и стилей, возникла необычная атмосфера, наложившая отпечаток на поведение обитателей лагеря – и взрослых, и молодых. Обстановка стала более сдержанной, степенной.

Каждый участник поездки, выразивший желание заняться тем или иным традиционным ремеслом, до выезда представил личный план работы, знакомился со специальной литературой.

Непосредственно на месте планы были дополнительно уточнены и доработаны.

Начало работ по каждому направлению дополнительно предваряли специальные рассказы по истории конкретного вида материальной культуры. При возможности демонстрировались аналоги (прототипы) объектов реконструкции – in vivo или их изображения. Они же служили образцами.

Работали все очень увлечённо, часто предлагали свои неординарные решения и ходы, хотя немалая часть предложений отметалась, ибо нам важно было в меру сил и возможностей соблюсти чистоту эксперимента, применяя те и только приёмы, которые использовались или могли использоваться в прошлом.

Наши фонды пополнились выразительной коллекцией имитаций гончарных сосудов ручной лепки – как расписных, так и украшенных гребенчатым орнаментом, ковано-чеканных традиционных украшений славян и финно-угров, литыми репликами средневековых украшений.

Большинство этих изделий вполне пригодны к экспонированию.

Проделанная работа позволила прояснить некоторые особенности гончарного производства. Например, выдвинута гипотеза об использовании золы для ускорения процесса сушки глиняных изделий. Уточнён расход топлива, время, нужное для обжига готовых изделий и т.п. Всё это представляет научный интерес и может пригодиться при разработке дальнейших программ и проведении исследований.

Мы же полагаем, что реальный результат нельзя описать формальными «пунктами» научной работы. Куда более важны неявные уроки, полученные как «рядовыми участниками» экспериментов, так и их руководителями. Какими словами можно описать то чувство, которое испытываешь, когда видишь, что вылепленный тобой горшочек выходит из горна целым и невредимым? Когда, вынимая после десятка неудачных попыток отливку из формы, понимаешь: да, получилось. Ты это сделал!

Участие в таких проектах приносит участникам разноплановую пользу – от развлечения и организации досуга до явного и неявного обучения и просвещения.

Перспективы весьма разнообразны. С научной точки зрения это – возможность ещё более углубить и расширить представление о древних технологиях, прояснить неясности.

Лепные горшки или имитации привесок могут играть роль не только сувениров, но и учебных пособий. Необходимо постараться смоделировать сам образ жизни, логику поступков человека прошлого, в том числе применительно к окружающей среде.

Важно ещё вот что. Одна из наших целей такова: понять, что рационального может заимствовать из архаической и традиционной культуры современный человек и как это использовать на благо.

Экологичность традиционной культуры отчётливо проявляется в том числе и через ремёсла. На наш взгляд, это – ещё один путь к формированию в людях того, что называется «экологическим сознанием» и о сущности которого так много спорят. Наш опыт убеждает, что это, прежде всего, – осознанное ощущение себя как части мира, ответственной за всё происходящее. Именно эта черта была неотъемлемым элементом традиционного мировосприятия.

Доклад на конференции в Институте культурного и исторического наследия им. Д. Лихачёва, в 2005 г. на конференции «Экологические проблемы музее-заповедников», секция «Нематериальное культурное наследие»

Поиск

Журнал Родноверие