Ермаков Станислав Эдуардович, кандидат культурологии (историческая культурология), специалист по вопросам нематериального культурного наследия, музейному делу и охране памятников. Автор и соавтор значительного количества научно-популярных и научных книг (история культуры, сакральная география, традиционное мировоззрение славян), эксперт международных научных конференций, автор методических разработок. Соучредитель Научного и творческого объединения «Северный ветер» (ранее — одноимённого научно-исследовательского общества, с 2007 г.). Член Союза писателей России и Московской городской организации Союза писателей России.

– Жарь, Ярило!

Поскольку Ярило – не столько всё же солнечное божество, сколько воплощение плодородной силы-яри, слово «жарить» в этом возгласе – весьма двусмысленно. Во- первых, потому, что однокоренное. С другой стороны, и Ярилино времечко – поздняя весна да начало лета – тоже в некотором роде двусмысленны. Нет, в природе-то всё однозначно: любовь, как водится, морковь и т.д. А вот у человека…

Лютень – всё этим словом сказано. И морозом иной раз ударит последний месяц зимы, и пургою-вьюгою так закружит, что мало не покажется. Чует, видать, зима, что сколь ей снежные петли ни крутить, а конец будет. Оттого и бесчинствует.

Мнится мне, что мало кто из нынешних горожан проводил ночь в осеннем лесу. Нет, не в светлую и хрустально чистую пору вересеня, не на Осенины с гуляньем выбравшись, а в те дни поздней осени, когда отлили частые дожди, когда пару раз уже сковали почву ядрёные заморозки, подарив поздним лесным ягодам – боярышнику, калине да рябине – тот неповторимо терпкий и полный вкус, который помнится потом долго-долго, вызывая в памяти странное время не то засыпания, не то умирания природы.

Только миновал Перунов день, кой одни числят в дни, когда Солнце переходит из Знака Рака в Знак Льва, знаменуя тем самым приближение последнего летнего месяца, а другие – в первых числах зарева, аккурат близ новостильного праздника пророка Илии.

По некоторым сведениям, то, что мы сейчас называем пивом (т.е. тем, что пьют), в далёком прошлом обозначало напитки вообще. Перебродившие же напитки на основе зерна именовали хорошо нам знакомым словом «квас». Особым родом пива, надо полагать, был олуй (ср. современное англ. ale).

Впервые опубликовано в 1991 г. Без разрешения автора массово растиражировано в Интернете, причём порою с ошибками. В полном и исправленном виде стало частью книги «Тропою забытого волшебства: очерки о геомантике». М.: Издательство К. Кравчука, 2005. Там же можно найти и все необходимые рисунки.

Новомодные веяния «глобального общества потребления», аки полчища голодных диких зверей, наседают на нас со всех сторон. Рухнула империя, ослабли барьеры – и вот, на тебе: вгрызаются в души, калечат, рвут на части. Поддаться легко – и даже знать не будешь, что поддался: всё вроде своим чередом, «как у людей». Устоять – стократ труднее. Медленно, незаметно для стороннего человека ширится глубинное, корневое сопротивление.

Как дивно преломляется в слухах и разговорах реальная история иных мест. Да ладно бы только в слухах!

Всё чаще слушая в последние годы подлинные записи, а то и (когда повезёт) живое исполнение русских песен, я обратил внимание на удивительную черту, присущую наиболее древним и «аутентичным» из них. Она же свойственна и песням европейских народов. Вот о чём речь.

Дереву без корня не расти…
Землю попирая сапогами,
Так гордимся мы – мол, на пути! –
Что порой выбрасываем память,

Поиск

Журнал Родноверие