Обернутое тканью тело мальчики перенесли на носилки, положили на приготовленный костер, обложенный еловой корой. Празднующий окуривал бордюр ладаном, кланяясь ладаном на 4 стороны, а затем еще раз обходил круг лицом к кольцу людей, стоящих вокруг бордюра. После этого рисунка двойного круга четыре ритуала в масках из коры, в длинных плащах пропели единую ноту низким гортанным голосом. Их шаги переросли в танец, который нарастал. Некоторое время они склонялись над фигурой на границе лицом друг к другу. Они провожали душу умершего в очередное путешествие, чтобы все прошло как надо. Маски должны были защищать их от сил потустороннего мира. С 4-х сторон границы стояли четверо юношей с горящими лучами. Женщины и девушки стояли вокруг границы, держась за руки и пели. Пение неописуемо.

Пламя взметнулось вверх, мощное и спокойное. Многоголосый хор превзошел все известные музыкальные гаммы и соединил мир живых с миром духов. У границы с телом, завернутым в ткань, за кругом женщин еще неподвижно стояли четверо парней с четырьмя факелами. Не успели они догореть, как факелы тотчас упали и зажгли бересту с четырех сторон, как косой крест. Огонь медленно разрастался, пока, наконец, не охватил всю границу с четырех сторон. «Прими душу, Боже, эй», — прозвучала из тишины песня, поддерживаемая сначала только финальным свистком, затем еще и барабанами и рожками, она постепенно нарастала и становилась мощной, пока не превратилась в мощную песню, принесшую участников в особое состояние. Пение из десятков глоток сопровождалось криками и выкрикиванием имен предков и друзей, чьи души уже покинули свои тела.

Тризна — древний славянский обряд кремации, был только представительным. Этот обряд был для всех предков, которым с девятого века до наших дней было отказано в последнем обряде согласно их вероисповеданию. Это также была представительная церемония для четырех человек, покинувших мир, каким мы его в основном знаем в последние годы. И это была также заместительная церемония, которая должна была освободить души предков, связанные таким образом, который по духовным причинам не соответствовал их совести и вероисповеданию. Песня "Прими душу..." играла где-то полчаса, люди качались и переживали то, что трудно описать. После окончания этой песни послышалось «Все живо во Всехомире», а также циркулярное «повторение». Не более чем через два часа после начала церемоний пение прекратилось. Люди прощались с операторской группой, в задачу которой в тот день входила запись 4-х церемоний, испытание было последним. Последовал праздник — еда — много сухих, пресных лепешек, а также домашнего хлеба и лепешек, крошков и сварговников, фруктов с огорода и готовых напитков разных видов, в том числе ферментированных. После застолья песни продолжились. Но теперь они расслаблены, и радостны, потому что, как описывали несколько летописцев тысячелетие назад, «славяне радуются, что Бог помиловал душу усопшего и принял ее». Так что начало мытарства было не совсем современным, мучительным, так как обряд был заместительным и в этот день никто не провожал усопшего, который должен был умереть три дня назад.

24

Утро было туманным и влажным. Однако в какой-то момент оно просветлело, и с тех пор до заката оно было прекрасным. Четыре десятка участников из Круга Рождения начали церемонию восхваления – жертвоприношения у колодца. После того как колодец очистили кабаны и после того, как хозяин предложил щепотку соли, на камнях постепенно появились миски с кашей, лещевым зерном, лепешками и другими вкусностями.

25

Затем следовал обряд защиты новорожденного у почитаемого дерева. Сын Зорана и Кристины получил защиту и хоровой призыв во славу его имени завершил эту церемонию, тоже настоящую.

Церемония бракосочетания и бракосочетания была на данный момент без юридических документов, потому что так было устроено. Это была церемония, на которой телезрители, до которых дойдет фильм, узнали о том, что Словакия все еще имеет естественную культуру, которая не обязательно нуждается в синтетических платьях и ресторанах для своих свадеб. На этом инсценированном бракосочетании присутствовали и свадебные родители с обеих сторон, влюбленные в положениях молодоженов были настоящими. Возможно, фотографии откроют больше, если первоначальный замысел тех, кто снимал церемонии, увенчается успехом.

На Душички впервые в научном центре «На Медзи» состоялась Великая церемония за души и духи предков. Даже без камер, может быть, церемония повторится через год. Опыт тех, кто в ней участвовал, свидетельствует о том, что такая церемония нам обязательно нужна. И кстати — на встрече несколько участников спорили о другом — собственно обрядах бракосочетания.

Поиск

Журнал Родноверие