221027 brast
Эрнест Брастыньш

Основоположник довоенного этнорелигиозного движения диевтуров Эрнест Брестиньш — о генезисе христианской религии.

Если побеждает структура. От редакции “Sv.”

В этом небольшом разделе из книги “Тысяча лет борьбы с нашей религией”, которая у диевтуровского проводника Эрнесто Брастыньша вышла в 1936-м, обращает на себя внимание не только то, как автор хорошо ориентируется в современных ему следах генезиса христианства. Но также и то, как искусно были препарировали христианскую религию тогдашние историки. Или чуто у нас, например, о сходстве христианства и кришнаизма?.. Но где оно подевалось, все те исследовательские достижения? Грянула в своем времени, а тогда и поникла, пылится теперь по архивам позабытая. Почему? Ведь, в отличие от того же христианства, не передавалась в виде учения из поколения в поколение. Один кто-то преследовал – и оно сейчас глубоко на периферии. Вон, у восточного соседа который “ренессанс” церковный наблюдается, только берегись. Вывод из этого такой: какие бы блестящие доводы ни фигурировали в диспуте, но на более длинных временных участках неизбежно берет верх структура.

* * *

“А если Христос не восстал из мертвых, то и проповедь наша тщетна и вера ваша также тщетна”

(Павел к Коринфянам, I, 15:14)

В христианской теологии как науке в наше время господствует исторический метод исследования, который не нравится догматически затвердевшего ума. Однако никто не может приостановить прогресса этого метода, и его выводов уже нельзя изменить.

Происхождение, содержание и распространение христианской веры этот метод зачастую показывает в другом ракурсе, чем какому доброму христианину нравилось бы видеть. Но, как уже было сказано, никогда не было так легко, как в наши дни, определить суть той или иной религии, потому что наши знания из истории и географии сделали прозрачными многие вещи, что до сих пор оставались темные.

В основе христианской веры лежит вера в то, что когда-то на свете жил Иисус, которого называли Христос, сын Бога и Марии, который был послан спасти человечество от врожденного греха и смерти, куда его погрузил первочеловек Адам. Для тех, кто верит в Иисуса, он может через священников простить всякие грехи, и также в судный день обещал поднять их из мертвых, потому что такую возможность он сам доказал, восстав из мертвых и вознесясь обратно на небо к Богу, который и послал его на землю.

Христианская мораль тесно связана с этой верой в Божьего сына Иисуса. Чтобы человек был безгрешен, нужно избавляться от греховного тела, в котором из-за Адама родились всякие злые желания, нужно любить всех людей, вести себя смиренно и послушно. За это в царстве небесном зачислять к ряду святых, которым будет лучше остальных. Эта мораль была совершенно новым учением, которое было полностью противоположно представлениям и жизни высших кругов Рима.

Менее новым было учение о божестве, которое умирает и снова восстает к жизни. Учение об посредника между Богом и людьми и о спасении от смерти и власти черта было широко известно в Средиземноморье уже задолго до христианской веры. Но эти дохристианские религии не обещали ни одного человека разбудить из мертвых. И вот это новое обещание дало христианской веры большое преимущество и вместе с тем огромную мощь к распространению. Кому не нравится после смерти воскреснуть вновь в теле, чтобы жить дальше в счастье?

За источник христианской веры считаются евангелия [у Брастыньша с маленькой буквы. – Прим. пер.], или описание жизни Христа в четырех вариантах, к которому присоединены писания его учеников. Последние исследования писаний Нового Завета обнаруживают его довольно своеобразное происхождение, о чем речь пойдет позже.

Чтобы понять происхождение христианской веры, нужно проследить ход становления христианской морали, образа Христа и христианской церкви, ибо с этих составляющих в особых условиях Римской державы возникло учение, последствий которого на то время еще никто не осознавал.

Христианский образ жизни впервые встречается в сообществах есеев в Палестине. Для членов этих дохристианских общин все было общее, они не обладали никакой собственностью. Мережковский ведет происхождение есеев от древних культов острова Крит [Мережковский, Д. Тайна Запада: Атлантида – Европа. Белград, 1930]. Конечно, в этих сообществах еще не знали теории тринадцатого апостола Павла о врожденный грех и воскресение тела.

Евангельский жизнеописание героя христианской веры Иисуса Христа – это сочинение, что возникло не ранее за 68-й год в варианте Марка. Остальные описании даже еще более новые. События и рассказы, которые увязаны в эти жизнеописания, отчасти взятые из других известных на то время произведений. На первом месте здесь заимствования из индийских преданий и учений о Кришну и Будду.

Кришнаизм был в своем расцвете уже в 7-м веке до Христа, да и по сегодня существует среди других религиозных систем в Индии.

Еще и сегодня миссионером в Индии туземцы часто говорят:

“Вы учите о Христа, то у нас уже есть Кришна!”

[Wilhelm Dilger. Krischna Christus oder? : eine religionsgeschichtliche Parallele. Basel, 1904]

Действительно, в кришнаизме столько сходных мест с христианством, что уже трудно отрицать заимствования. Как и Христос, Кришна рождается в хлеву 25 декабря, его поклоняются пастухи, убить его ищет король Матхура, который, как Ирод, приказывает убить всех мальчиков. Кришна прощает грехи, побуждает умерших, исцеляет больных. Его учение, которое содержится в “Бхагавад-Гите”, также во многих местах имеет впечатляющие параллели с евангелиями. Он спаситель народов, учит любви и самоотверженности, является сыном Божьим и сыном человеческим в одночасье.

Еще больше христианство почерпнуло из буддизма. По проф. Зэйдэля, из 28-ми разделов в Матфеевом евангелии только разделы 22-й и 24-й свободные от заимствований. То же самое и в других евангелиях. Например, притча о сеятеле входит в “Самхіта-нікая” 42, 7; притча о горшки есть в джайнскім тексте; сошествие Христа в ад, описанное в Петра, полностью совпадает с сашэсцем Будды в ад, да и соблазнении Будды и Христа также похожие друг к другу.

Такое заимствование было возможно из-за того, что в Александрии, тогдашнем мировом городе на границе Азии, существовала довольно значительная колония индийцев. Была там и большая библиотека, которая несколько раз горела и восстанавливалась. Второй, меньший книгосбор, основанный Пталемеем, находился в Серапеуме и существовал до времен Тэедорика Великого.

Христианство также во многом обязано культа Митры, прежде всего в смысле культа, мистики и иерархии. Родина этого божество света – Месопотамия, но позже в свою систему его принимает религия Заратустры [Theodor Kluge. Der Mithrakult, seine Anfänge, Entwicklungs-geschichte und seine Denkmäler. Leipzig, 1911]. Митра, как и Христос, является посредником между невидимым Богом и людьми, а также эманацией Ахуры Мазды, создателя мира.

В митраизме есть идеи спасения, вечной жизни, рая и ада. Отсюда христианство заимствует ангелов, мистицизм и многие культовые традиции и др.

Митраизм был наиболее распространенной религией в Римской державе, которую исповедовали солдаты и руководители. В первые времена христианства христианской вере пришлось выдержать тяжелое соревнование с митраизмом, ведь обе религии имели много общего. Но ради того что религия Митры шла в одну руку с Римской державой, а христианство тогда и во все времена шло против государства, то с распадом Римской державы, который был в изрядной мере заслугой христианства, митраизм должен был исчезнуть. Еще в пятом веке культ Митры находили в альпийских долинах, в Вагезских горах и кое-где в Риме. Митраизм сник, а христианство взяло из его сакраменты, последний суд, ад и др. составляющие.

221027 brast4
Типичный житель Галилеи в Исусовы времена

Не доказано, что человек Христос когда-либо жил [Arthur Drews. Die Leugnung der Geschichtlichkeit Jesu in Vergangenheit und Gegenwart. Karlsruhe, 1926]. Он был такой же Бог, умирающего и воскресающего, как и многие другие, например, Осирис, Адонис, Сандон. Настоящим организатором христианской церкви был раввин Павел из города Тарсы, что в малаазийской Киликии.

Христа он никогда не видел, но от него не требовалось проповедовать ничего из того, чего бы он не слышал, ведь в детстве он сам принимал участие в торжественном праздновании воскресения Сандона. Другие элементы христианской веры, некоторые из которых мы уже упоминали, также были повсеместно известны в Римской державе. Заслуга Павла в том, что, опираясь на легенду со своей еврейской Библии, в которой говорится о падении в грех первого человека, он сумел привязать к ее другу. легенду о безгрешного и бессмертного сына Божьего.

Из этих двух рассказов Павел мастерит новую религию: человечество, которое упало в смерть и грех, в вере соединяясь с сыном Божьим Христом, надеется избавиться от грехов и обрести утраченное бессмертие.

Ради того что до наших дней человечество верило в представлении, а во-вторых, верила в то, чего больше всего жаждала, – так этим и объясняется распространение христианской веры. С другой стороны, ни одна другая религия не распространялась так медленно, как христианство. В этом смысле буддизм и ислам имели достижения намного быстрее.

О возникновении евангелий наш прославленный историк проф. Робертс Виперс говорит так:

“Исключительные в своем мастерстве проповедники и писатели, глубокие психологи и знатоки сердец создали образ поучителя народа и распятого Спасителя человечества. Эта идеальное лицо сразу стало несравненно ближе к простому человеку, вообще к человеческой массы, чем блистающие самовластители...

Что же такое христианство с исторической зрения? Это великое восстановление после великого распада. Это попытка восстановить религию и патриархальное устройство. Реставраторы этого периода оставили нам на удивление сильные литературные произведения. Четыре маленькие книги, которые называются евангелиями, и до сих белого дня не потеряли влияния на умы людей...

Сочинители спрятали свое имя. Пошли слухи, что евангелие – это незамысловатый рассказ полуобразованных людей – рыбаков и плотников. Какая бы захватывающая игра ни была эта байка, мы не можем, однако, в нее верить. Ведь четко видим, что авторы – из интеллигентской среды; их сочинения, как по замыслу, так и по исполнению, зачисляются до исключительных, при этом движение среди литературных произведений”

[Roberts Vipers. Inteliģences vēsturiskā loma // Burtnieks, Nr. 3, 1927]

Христианская вера начала считать себя единственной истинной религией в мире и постоянно стремилась сразиться с тобою все остальные. В первую очередь, оно начало борьбу с господствующим в Римской державе митраизмом.

Из-за нетерпимости позже уничтожались последователи других религий, разбивались изображения и великолепные культовые предметы. В 391-м году христиане, подстрекаемые архиепископом Теофилом, сжигают Александрийскую библиотеку, где сгорели многие тысячи редких книг. В этой библиотеке крещеные учились составлять свои священные писания, что обеспечило позже появление христианства.

Дальнейшее распространение и становление христианства всем нам известное из церковных историй. Неудовлетворительно там показываются только те заимствования, которые католическая церковь перенимает из языческих религий. Например, знак креста, свечи, многие имена святых и праздники – это заимствование более поздних веков. В общем, католическая вера в начале сумели много что приспособить под себя, но и приспособиться сама.

Историки выяснили и то, как возникла католическая церковь. В начале существовали христианские общины, которые были различными в зависимости от национальности, места, размера, богатства, потребностей и представлений. Различные отклонения в понимании христианства позднее назывались ересью и с ними беспощадно боролись. В начале же так не было, и течения христианства текли свободно, не сливаясь одна с одной.

Начала папства, которое позже получило такую огромную власть в мире, достигают в 2-е столетие. В это время епископ Римской общины стал Папой, ибо мощь и размер общины в Риме, столице мира, придавали ей понятный авторитет среди других общин, который позже перешел на ее епископа. Начало папства не был заложен апостолом Петром, как это утверждает католическая церковь. Петр никогда не был ни основателем общины в Риме, ни ее епископом [Adolf Harnack. Aus Wissenschaft und Leben. I Bd. “Dis Entstehung des Papstums”. Giessen, 1911. Стр. 211].

Император Деций около 250 года сказал, что он в Риме скорее терпел бы второго императора, чем римского епископа. Это свидетельствует, что уже на тот момент власть Папы была довольно большая. Окончательно эта власть укрепляется в 5-м веке, когда Лев Великий высказывает мысль, что Римская церковь также является и Римской державой, а римский Папа – это властитель всего мира.

Сочетание всех этих элементов и многих других создала христианскую веру и христианскую церковь. Иудаизм и парсизм определяли его содержание и формы, буддизм и кришнаизм одолжили ему свои мифы и основы священной книги. Вера, возникшая таким образом, распространялась достаточно медленно и только через тысячу лет после своего возникновения столкнулась с балтскими народами.

Пер. с лат. – Svajksta.by

Поиск

Журнал Родноверие