Ответ на этот вопрос, пожалуй, единственное достоверное в книге «Звездные камни», вышедшей в этом году в Минске.

Автор книги «Звездные камни» Илья Бутов уже много лет занимается поиском всевозможных аномалий на территории Беларуси. Он начал проводить ежегодные конференции «Таинственная Беларусь» и занялся местными вопросами. Что ему показалось интересным в ней, показывают вопросы, на которых основана книга "Звездные камни": Действительно ли в Беларуси были свои звездные обсерватории — обсерватории в древности? Были ли созвездия вырезаны на камнях?

Тема звезд, этноастрономия, надо сказать, в последнее время переживает определенный расцвет: недавно вышла книга Тимоха Авилина «Между небом и землей: этноастрономия» . В этом году защищалась кандидатская диссертация на тему «Формирование и развитие астрономических знаний в Великом княжестве Литовском в XIV-XVII веках». защищает историк Дмитрий Скварчевский . Работы всех трех авторов, включая Бутова, проверены учеными: Авилин писал книгу под руководством Татьяны Володиной из Института искусствоведения, этнографии и фольклора, а рецензентом Бутова был Сергей Санько из Института философии.

Обсерватория на озере Янов

Что касается содержания книги «Звездные камни», то определенно бросается в глаза находка автора, сделанная им буквально год назад. По мнению ряда авторов, «древняя обсерватория» на озере Янове связана с летним солнцестоянием. Бутов проверил и выяснил: не с солнцестоянием, а с последними днями мая, когда солнце встает ровно из-за горы Горадец.

А 25 мая, — добавляет в той же книге историк Скварчевский, если верить летописцу XVI века. Стрыковского, начался предкупальский летний период, связанный, по его мнению, с характером Дзидзиса Ладо (букв. «великий Ладо»). В любом случае, за месяц до солнцестояния в традиционном календаре действительно бывают праздники, переходящие от весны к лету (после той же «Стралы» весенние песни уже не поют).

Бажница на Богинском озере

Автор «Звездных камней» склонен верить и Вацлаву Ластовскому, который в рассказе «Лабиринты» (1923) написал о якобы бывшем богомольце у Богинского озера :

«Я не знаю, какое имя носили священники дохристианских времен. И то, что они занимались астрономией, несомненно. Ваше, знаешь, — обратился он ко мне, — Богинское озеро? Интересный уголок! Вся территория полна старой жизни. На озере есть полуостров Богина, и благодаря Богине там жили знаменитые богини. (…) На острове еще до отмены феодального сеньора существовал высокий капет, посреди которого находилась святыня старой веры с единственным окном, через которое солнечные лучи падали изнутри лишь ровно На юг.»

Бутов не исключает, что святилище богини могло быть таким же, как и святилище, которое, по описанию саксона Грамматика в двенадцатом веке, находилось в теперь уже немецком Ютербоге и вместо окон имело одно круглое отверстие с восточной стороны, откуда солнечные лучи падали на праздник весеннего равноденствия. Это свидетельство записал русский историк XIX века. Сразневский, у которого наш Ластовский, видимо, позаимствовал идею своей богини. Бутов упоминает Сразневского (не упоминая, однако, Саксонского Грамматика), но перед этим вдохновенно посвящает несколько страниц рассмотрению аналогий, которые должны подтвердить, почему такая богиня могла еще существовать на Богинском озере. Но «Лабиринты» Ластовского, как кажется, составлены по кирпичикам из заимствований у других авторов (подробнее об этом: Яромир был лягушкой // Архе, №5, 2011 ), что подтверждает идею о том, что «одно окно» была придумана святыня» на Богинском озере.

Однако и без этого «одного окна» Богинское озеро остается очень привлекательным. По недавним свидетельствам местных жителей, были на острове и «литовские боги», а берега озера очень густо испещрены топонимами: Дундаущина (букв. dundeti «гром», Дундулис «бог грома, Дундал»). , Богини, Идолина и Стуканы (две последние находятся друг напротив друга, на противоположных берегах озера), Стаурова (и немного севернее озера — Гаврани, как тут не упомянуть собак предка Бая — Ставри-Гаури ). Так что же еще нужно, если хочешь произвести впечатление – Дундал, побитые идолы богов, Стаури-Гаури. Лучше не становится.

Стебярацкие камни

Также в «Звездных камнях» рассматривается комплекс из пяти камней со знаками возле Стебяраки , на Вилейщине. Здесь подход тот же: есть предположение, что найденные на камнях рога — это рога Луны, а затем несколько страниц разного рода информации о Луне. Интересно, конечно, читать о различных аспектах мифопоэтического восприятия Луны, но связь с рогами на камнях Стебии не усиливается.

На самом деле все аккуратно написанные факты ничего не добавляют к тому, что было известно ранее: камни расположены линией с юга на север; знаки – ось с полусферой, рогами и сложными крестами; название Стебяраки перекликается с латвийским «стабарагс» ( колоть — столб, свая; лохмотья — рог, выступ) и «обозначает» обе оси с полусферой («столбом») и рогами. Или этого, я хочу еще раз спросить, недостаточно? Думаю, нет. Иногда достаточно просто назвать всё как есть («не добавляя ничего своего», как говорили древнегреческие философы).

Кстати, рисунков на латышском Стабараге (по-польски он назывался "Слупи Рог" — сравните название книги "Слупи Рог и его связь с поэзией надвинских латышей", изданной в Кракове в 1885 году) у Густав Мантойфель. Не правда ли, первичное – это имя, а рисунки на камнях – это стихийное «раскрытие» имени? Отсюда и «Стабарагс», по своему виду, «то, что стоит-застыло ( колоть- ) и торчит ( тряпка- )».

Скорее следует сказать, что название «Стебяраки» выглядит как синоним западнолитовского stabakūlis «вертикально установленный камень» (западн. лит. kūlis «камень»), который, предположительно, также распадался на элементы по названия комплекса «Стеб-камень ( стаб- ) – Кулина сосна ( кул- )» у истока реки Вяллы, от которого до Стебяраки всего 70 км.

О созвездиях на камнях

Наконец, большая часть книги посвящена гипотезе о том, что на наших заваленных камнями камнях высечены созвездия . Несмотря на объёмность этой части, она выглядит, так сказать, «наименее обязательной». Действительно, иллюстративный материал из Западной Европы (особенно из Швеции, Дании) показывает, что там на камнях обнаружено одно и то же созвездие Ситы (Ковша, Плеяд) – семь звезд, явно, по отдельности. Насколько это возможно перенести, вот вопрос. Видеть Ситу в четырех звездах, в двух звездах – это, простите за аналогию, чем-то напоминает уродов русского языка, которые даже пятнами на небе видят слова исконного русского языка. Однако этим грехом грешат и западноевропейские искатели созвездий на камнях.

Автор книги «Звездные камни» честно ходил в экспедицию, чертил дырки на камнях (иногда топая камни ботинками), посетил более половины всех известных нам камней на северо-западе (более десятка ), даже нашел несколько новых — и на фоне столь солидной деятельности предполагается лишь несколько случаев, когда созвездия "могли бы быть" выгравированы на камнях, так что эти случаи, мягко говоря, не вызывают сомнений. Не невероятно, конечно, но все же скорее «нет», чем «да». При отсутствии какого-либо подкрепления, например, живой традиции.

В заключение

И все бы ничего, если бы на зыбкой почве не были сделаны «прорывные» абстрактные выводы типа « образ может символизировать Перенесенный на землю Верхний мир » (с. 161). А потом это повторяется. Как и о «подтверждении» существования святыни на Богинском озере. А также о связи рогов на камнях Стебярата с Луной. Как, например, совершенно дикая, неуважительная к лексике мифологических первоисточников фраза « Луна меняет Солнце с утренней зарей Аушрой » (ок. 54) — потому что «он уединился, играл и влюблялся» ( в авторитетной литовской песне — ацискире, вайкштинехо, памылейе ) — это не то же самое, что вульгарное «изменяет». А выражение «камни стабакуле» (от западнолитовского stabakūlis «вертикально расположенный камень») — очередное варварство, от которого компания истекает кровью.

Что касается нащупывания камней в поисках «открытий», то хороший пример можно привести с камнем «Дубица», что недалеко от Стаурова на том Богинском озере. В редкой форме камень представляет собой «выдолбленную» выемку на поверхности. Итак, есть место под названием «Блудное»: люди бродят, мечтают, слышат звуки. Святость на виду. Куда еще сюда что-то засунуть, зачем?

Итак, каков итог книги? Неоценимым трудом автора книги «Звездные камни» является определение календарного времени, на которое ориентирована звездная обсерватория на озере Янов. Остальные? Остальные, боюсь, могут только заглушить головы перегруженными объяснениями и шаткими гипотезами. Хотя, конечно, автор вполне «научно» (вернее, «постмодернист») добавляет после каждого блока высказываний: хотя, конечно, это может быть и не так. Лучшей риторической фигуры, способной убедить нас, полных сомнений, сейчас невозможно придумать. Но здесь тот случай, когда в эту оговорку все же придется поверить.

И все же в результате остается одна загадка. Но дело не в том, выбили ли созвездия. Загадка, как связан интерес к священным камням с темой научной диссертации, защищенной Ильей Бутовым в 2011 году « Оценка и создание исходного материала для селекции столовой моркови в условиях Беларуси ». Это действительно по-человечески интересно.

Поиск

Журнал Родноверие