Смысл праздника – благодарность богам, в первую очередь богу Света, всаднику прогоняющему Тьму, и прорицателю – Световиту, за даденный в этом году урожай, а также гадание о урожае будущего года.

Для проведения обряда необходимо:

Предупредить всех собирающихся прийти на обряд, чтобы они захватили с собой пироги, пряники, по возможности красное вино или пиво. Для тех, у кого имеются проблемы с выпеканием пирогов, то их можно просто купить. Так же каждому нужно подготовить дар Световиту, который будет принесен на его огонь – например, монеты (медные). Дар нужно подготовить за несколько дней (три-пять) и, по возможности, носить его с собой и заранее вложить в него свои просьбы-пожелания. Если это не сделано и дар подготовлен только перед началом обряда, то стоит подойти к жрецу, он поможет быстрее зарядить дар и развеет вашу неуверенность и поможет советом, как действовать в дальнейшем. Вообще рекомендуется по всем непонятным вопросам обращаться к жрецам и волхвам Круга.

Дар, приносимый в обряде может быть накануне заговорен текстом самого обряда, в котором он будет использоваться. Это – стандартная практика – заговор приношения обряда текстом обряда. Накладываются руки на будущее приношение или контактно или бесконтактно – на небольшой высоте от приношения (2-5 см это индивидуально). Читается одно из заклинаний обряда (по выбору). Через руки идет энергия от человека, ладони при этом начинают согреваться и в них ощущается покалывание. В перерывах между повторами текста проговаривается желание. Итак текст начитывается на приношение столько раз, пока не возникнет уверенность в том, что информация о вашей просьбе вошла в заговариваемый дар. Количество раз прочтения текста для каждого индивидуально. Для кого-то это 1 раз, для кого-то 3 раза, а для кого-то 33 раза. До тех пор, пока в душе не появится некоторое чувство радости, "Успеха". На этом предобрядовую подготовку приношения можно считать законченной.

Обряд начинается с установки богова столпа Свентовита и у основания столпа устанавливается чаша или на самом столпе устанавливается (укрепляется) рог. При столпе должно быть пурпурное или красное знамя, именуемое станицей, желательно – меч, лук, а также уздечка.

Чаша (рог) заполняются до краев красным вином. Также сразу же зажигается костер, к нему прикрепляется один из помощников жреца для поддержания постоянного горения огня. Столб заговаривается в момент постановки, огонь, костер, так же заговаривается на момент зажигания. Очищение места проведения обряда происходит следующим образом. Жрец сразу очерчивает обрядовую зону, в обрядовой зоне возводится небольшое возвышение. Жрец, проводящий обряд, очищает место обряда заговором и также убирает его от мусора.

Когда уборка и освящение закончены, жрец просит остальных жрецов (волхвов) войти в обрядовую зону. Они подходят к богову столпу и внимательно осматривают чашу (рог), которая была заполнена вином. Если количество вина не уменьшилось, то это добрый знак, но если уменьшилось, то жди беды. Результаты своего осмотра жрецы (волхвы) объявляют всем присутствующим.

После этого жрецы (волхвы) пригубливают вино из чаши (рога), остатки выливают к основанию богова столба. В чашу (рог) наливают новое вино и устанавливают на прежнее место и приносятся дары Световиту на огонь.

Следующий этап: — Общий обряд. Всех присутствующих, пришедших на обряд, просят подойти к обрядовой зоне. Всех присутствующих обносят обрядовой чашей (братиной) во славу Световиту и сразу же с них собираются дары Световиту. Никаких общественных даров, только индивидуальные. Последним из братины пьет жрец, волхв, ведущий обряд, после этого он произносит заклинание.

Воды бурлящие, ветры гудящие

Земли стоящие, Небо творящие

Дожди идущие, травы растущие

Хлеба даряще, людинов кормяще

Силу свою собяряще, наш зов

Световиту беляше, отнесяще

Бже величаще, в четыре стороны смотряще

От бед – ворогов храняще, силой своей даряще

Надели-охрани!

Надели-охрани!

Надели-охрани!

Урожаем-житом богаще

Золотом-зерном блестяще

Зло-врагов отводяще

Четырехликом буде, Световит могуще

Славен преславен буде, отныне до ныне

Благословен буде

Слава Световиту могучемо!

Слава Световиту щедрому!

Слава Световиту хранящему!

Слава! Слава! Слава!

После закликания приносятся собранные дары на огонь Световита. После этого все присутствующие снова обносятся братиной, но уже с пивом (напитком, изготовленным из зерен) или квасом (сурьей – солнечным напитком). Здесь же собираются принесенные участниками действа пироги и пряники. Собранные пироги и пряники складываются на заранее подготовленном возвышении (алтаре). Жрец, ведущий обряд, прячется за этим возвышением с пряниками и пирогами и трижды спрашивает у присутствующих:

- Видашь меня?

Присутствующие ему отвечают:

- Нет, не видашь!

После этого жрец выходит из-за возвышения с пирогами и пряниками и слово обращает к Световиту:

(Если же присутствующие отвечают хотя бы раз, что видят жреца, то необходимо доложить пирогов, чтобы скрыть жреца за ними. Высокая гора пирогов – это признак будущего урожая)

Великий Боже на Четыре стороны смотрящий

Обрати могучий взор свой

Услышь — благослови нас

Надели нас урожаем богатым

Животину приплодом славным

Защити детей наших от болей-лихоманок

Всели в сердца наши храбрость-ярость

В сердца недругов страх-неуверенность

Дай Девам – Женам нашим

Красоту да желанность, плодоносность

Старикам нашим, отцам-матерям

Счастье да радость, внуками гордость

Оружию нашему – силу Бури разящей

Прими дары наши не ради откупа

А ради Славы твоей! – Слава!

Снова приносятся дары на огонь, но уже пирогами, пряниками, пивом (квасом). После этого ведущий жрец призывает присутствующих лично обратиться к Световиту. При этом он сопровождает каждого желающего к богову столбу, при этом заставляя каждого провести ладони рук над огнем. Уже у столпа он подсказывает, что нужно делать и как обратиться. Когда все закончено, ведущий жрец приглашает всех на общий пир-игрище. На пиру первую чашу поднимает жрец, ведущий обряд, благославляет пир, выпивает ее и перебрасывает через плечо (в некоторых вариантах обряда пить необходимо, захватывая чашу одними зубами, не касаясь ее руками – при этом пьющий до дна перекидывает чашу через себя – и так по кругу). То же самое делают все жрецы (волхвы), все участники, присутствующие на празднике по очереди, в зависимости от того, где они расположились за пиршественным столом. Игры проводятся в зависимости от проводящих обряд.

Груда Световитовых пирогов в белорусском варианте делится между участниками, поскольку никто не знает, какой(чей) пирог ест – это приводит к единению всех собравшихся. У западных славян выпекался и вовсе один пирог из горстей муки, собранной по городам и деревням.

Груда пирогов может быть также оставлена на алтаре вестникам богов – зверям и птицам.

По просьбе лично общающихся со Световитом, жрец может провести гадание по системе да-нет. Такое гадание проводится тремя деревянными табличками, с одной стороны они окрашены в белый цвет, с другой в черный. Положительным ответом считается если не менее двух табличек упадут белыми сторонами вверх. Таблички бросаются в пепел у костра Световита.

В одном из вариантов обряда, если поблизости от места действия есть река и мост через нее, разыгрывается приход Таусеня. Переход природы в Осень. Процессия жрецов и волхвов, а за ними все общинники следуют через мост, восклицая “Таусень пришел!”

Мост символизирует переход между Срединным и Вышним мирами, по которому ездеет конь Свентовита (в скандинавской традиции Световит известен, как страж Радужного моста – белый ас Хеймдаль).

Еще одно небольшое, но полезное дополнение.

После того, как обряд и пиршество закончены, и присутствующие на обряде разошлись, последний уходящий с капища волхв произносит небольшой заключительный текст.

Необходимость этого текста обусловлена тем, что у славян до сих пор не было записанных в тексте канонов проведения обрядов. Вся обрядовая информация передавалась изустно. Кроме того, даже при четком проведении обряда по предложенному канону случаются ошибки, досадные мелочи, которые порой сразу не замечаются, но некоторое время спустя, вызывают чувство нарушения гармонии проведенного действия. Чтобы этого не было, уже после окончания обряда, или это можно даже сделать на другой день после обряда, волхвом или жрецом перед боговым столбом произносится извинение. Тем более это сделать обязательно, если при выполнении обряда были явные сбои, например при произношении текстов или если в огонь подарок клали неаккуратно и что-то выпало или еще другое произошло, явно нарушающее гармонию праздника.

Добрый, великий Боже!

Может быть-держать жертву мы не сумели,

может быть-нечистою рукой прикоснулись,

может быть-ели-пили неумело,

может быть-куски уронили,

может быть-на землю упало,

может быть-ногой топтали,

может быть-к одежде пристало,

может быть-не чистыми были,

может быть-в грязной одежде пришли перед Тебя,

но мы пришли с чистым сердцем, и светлым побуждением!

Может быть-"так пройдет"! говорили,

может быть-первое слово позади сказали...

Мы — как малые ребята, мы — смертные!..

Лошадь с копытом — скользит, человек с языком -запинается...

Добрый, великий Боже, помилуй!

Прими лишь светлое и чистое от нас!

Слава тебе великий,

Слава тебе великий,

Слава!

Это лишь пример извинения. Вы можете высказать свое своими словами смотря по тому, как прошел праздник, и какие события на нем были. Но это – обычное правило, когда волхв или жрец уже после обряда, а часто на другой день, подводит итог обряда, говорит заключительное слово один на один без посторонних, дабы его слово или мысль были последними на празднике.

Дополнение: описание древнего обряда осеннего солнцеворота в Арконе

"В сентябре, в канун большого Праздника Урожая, верховный жрец собственноручно подметал жилище "бога богов" (Свентовита), задерживая при этом дыхание, дабы оно не осквернило святое место (каждый раз, когда ему надлежало перевести дух, он должен был выйти из храма). В праздничный день поднимали пурпурный занавес, скрывавший статую Святовита, забивали жертвенный скот, в роге изобилия плескалось налитое год назад вино или мед. Жрец, в красных одеждах, брал в руки рог, заглядывал в него и, в зависимости от того, сколько в нем уцелело содержимого, давал пророчество относительно будущего года. Затем он пригубливал вино во славу Святовита, выливал остаток к его стопам, наполнял рог молодым вином или медом, вновь пригубливал и возвращал рог на место.

Святовитов рог с вином служил знамением тех сосудов, из которых небесные боги проливали на землю благотворные дожди. Усыхание напитка предвещало умаление дождей, а следовательно, засуху и бесплодие, и наоборот. Мифическое значение меда и вина используется и в других обрядах.

Народ, собравшийся у входа в храме, единодушно молил тем временем царя богов даровать в грядущем году еще лучший урожай и защиту от врагов. Из смолотого зерна, собранного по горсточке со всех жителей и паломников, в храме сооружался огромный круглый медовый пирог едва ли не в человеческий рост [заменим грудой пирожков — чтобы каждый гость и общинник принес по пирожку]. Жрец, спрятавшись за ним, спрашивал людей, находящихся по другую сторону, видят ли они его. После неизменно положительного ответа он обращался к взиравшему на этот обряд Святовиту и умолял бога послать в следующем году урожай получше и зорко приглядывать за безопасностью и благополучием общины. Потом жрец благословлял всех от имени Святовита; на огонь возлагались жертвы, наполнялась вином пиршественная чаша. Жрец брал ее зубами, без помощи рук лихо опорожнял и перебрасывал через голову. Там чашу ловили, вновь наполняли и подносили второму и затем — третьему жрецам. После этого чаша точно таким же образом пускалась по кругу. Когда она возвращалась к верховному жрецу, он еще раз благословлял всех присутствующих, и затем до наступления темноты продолжался пир, переходивший постепенно в пьяную оргию. Остатки еды и посуда закапывались. По прошествии двенадцати месяцев этот ритуал в точности повторялся.

Интересно, что магический обряд прятания за пирогом дожил вплоть до XIX в. Он известен на Украине и в Белоруссии, но уже как семейный, а не общинный. Во время зимних Святок отец прячется за рождественский пирог и спрашивает своих домочадцев, видно ли его из-за пирога. По пирогу гадают об урожае будущего года.

В Болгарии сохранился общинный характер этого рождественского обряда. Роль древнего жреца выполнял священник, который становился за караваем и обращался к присутствующим в церкви прихожанам с вопросом, видят ли они его.

Кроме этого гадания, жрецы гадали по дощечкам: брали три дощечки, у которых одна сторона была белой , а другая — черной, и бросали их на землю. Если две падали белой стороной, это означало счастье и удачу, если черной — неудачу. Женщины при храме гадали по линиям в пепле на потухающих углях.

Город Аркона оказался разрушенным в 1168 г. после очередного набега датского короля Вальдемара 1 (Великого) — воинственного правнука Владимира Мономаха. Статуя Святовита, его знамя и боевые значки были сожжены, святилище сравняли с землей, а жителей насильно крестили. На остатках тринадцатиметрового вала было возведено заборало — почти неприступная каменная стена с зубцами и деревянными сторожевыми башнями. С внешней ее стороны, судя по всему, тянулась еще и гребля — ров, наполненный водой. Эту стену окончательно стер с лица земли в следующем году тот же Вальдемар, по настоянию своего советника, имевшего обыкновение искоренять язычество не столько крестом, сколько огнем и киркой. Вскоре после похода датчан развалины Арконы вместе с частью суши опустились на дно морское, но до сих пор на Рюгене бытует легенда, что время от времени туманный образ этого славянского города возникает из волн подобно Призрачному граду Китежу — хотя это скорее всего легенда. "

Уровень Балтийского моря снизился за последние столетия, что, кстати, послужило причиной обнищания некогда портового Великого Новгорода. Место разрушенно Арконы находится высоко над уровнем моря ныне.

Поиск

Журнал Родноверие