В последнее время я довольно часто задумываюсь над вопросами создания и внутреннего устройства родноверческих общин. За крайний десяток лет я был руководителем трёх общин: «Светозарья», «Пламени Сварги» и «Ладьи». Хочу поделиться своим опытом, в надежде на то, что кому-то он покажется полезным и поможет не наступить на те грабли, которых, в своё время, не избежал я…

Прежде всего, скажу несколько слов о том, какой должна быть община. Я считаю, что родноверческая община должна выполнять две задачи. Во-первых, помогать выживанию и духовному росту своих членов (для этого она должна быть сплочённой группой людей, среди которых есть те, кто хорошо знает и понимает Традицию Пращуров). Во-вторых, по мере своих сил, распространять народный Обычай.

Рассуждения типа «кому надо – сам придёт», «Родноверие – мировоззрение элиты» и т.п., на мой взгляд, — верный признак неумения смотреть дальше собственного носа и своих шкурных интересов. Русский Обычай – Обычай народа, а не самозваной «элиты». У нашей Веры есть будущее только в обществе, уважающем и чтящем наследие Предков. Поэтому мы должны менять мир вокруг себя, а не забиваться в уютные норки, создавая маленькие мирки, в которых лично нам будет хорошо.

Должен сказать, что, по моему глубокому убеждению, подавляющее большинство современных родноверческих общин в действительности общинами не является. Это всего-навсего тусовки, клубы по интересам и не более того… Создание НАСТОЯЩЕЙ общины – задача весьма сложная. Мои советы – для тех, кто не побоится взяться за её решение…

Как всё обычно начинается? Собирается маленькая кучка людей (чаще всего молодых) и решает создать родноверческую организацию. Так было и у нас в Кургане в 2001 г. от н.х.л. Вот как вспоминал об этом знаменательном событии Светлояр (в настоящее время – жрец московской общины «Родолюбие»):

«Мне позвонила знакомая и сообщила, что в Кургане два дурака создали языческую общину. Я сказал, что хочу быть третьим».

Основатели общины придумывают название (иногда также устав и внутреннюю структуру) и начинают действовать.

На первых порах деятельность молодой общины обычно сводится к проведению славянских обрядов и праздников, постройке капища, изготовлению или покупке нужной атрибутики (одежды, братины и т.п.) и поиску единомышленников. Что можно посоветовать на данном этапе?

1. Для начинающей общины очень важна информация. Сейчас в сети Интернет можно легко найти очень большое количество сведений о язычестве; к сожалению немало там и откровенной лажи – всевозможной клинической шизотерии, выдаваемой за Веру наших Предков. Если вы ещё плохо разбираетесь в Традиции – советую доверять, в основном, признанным в родноверческом Движении авторитетам – Велеславу, Богумилу (Мурину), Вадиму Казакову, Антону Платову, Иггельду, Озару Ворону… А кроме того – читать научные труды по истории, этнографии, фольклору и археологии.

2. Стоит установить связь с общинами из других городов (в особенности — близлежащих). У более опытных единоверцев можно, в случае нужды, спросить совета, попросить помощи. Хорошо и съездить к ним на праздник (или другое мероприятие) – поучиться. Курганской общине в начале 2000-х годов помогал ССО СРВ: мы переписывались с Главой ССО СРВ Вадимом Казаковым, жрецом Мирославом и некоторыми другими людьми; заказывали литературу; к нам приезжал старейшина Озёрской общины ССО СРВ Светозар.

3. Неплохим шагом является вступление в одно из существующих объединений родноверов: к примеру, в ССО СРВ, КЯТ или «Велесов Круг». Вы от этого ничего не потеряете (условия вступления необременительны), зато получите определённые плюсы: причастность к крупной организации всероссийского масштаба, информационную (а в некоторых случаях даже материальную) поддержку, возможность участвовать в проектах этой организации.

4. Для поиска единомышленников в своём городе есть много различных путей. Людей, интересующихся Родноверием, можно найти среди эзотериков, реконструкторов, разного рода «неформалов», рукопашников (занимающихся «русским стилем») и т.д. Хороший способ – поиск по интересам в социальных сетях («Вконтакте», «Живой Журнал», «Одноклассники» и т.п.) и создание в этих сетях тематических сообществ. Стоит также открыть тему о Родноверии на городском форуме и выкладывать туда материалы и сообщения о деятельности общины. Можно печатать листовки и газеты – в Кургане общинный вестник «Светозарье» распространялся в отделах эзотерической литературы, а также в музыкальном магазине. При поиске единомышленников следует обратить внимание на существующие в вашем городе фольклорные коллективы – но соваться к ним с предложениями о сотрудничестве следует не раньше, чем у вас появятся серьёзные наработки в этой области.На первых порах не нужно быть особенно разборчивым в выборе сторонников. Не стоит брать лишь явно неадекватных – алкоголиков, наркоманов, психопатов и т.д. Впрочем, не советую брезговать людьми и в дальнейшем — человек, даже если кажется сначала бесполезным, может потом пригодиться. Как сказано в «Речах Высокого», «Даже слепой до сожженья полезен, что толку от трупа?»

С какими основными проблемами сталкивается молодая община на начальном этапе своего существования? Их три: «текучка кадров», нежелание людей принимать активное участие в деятельности общины и конфликты лидеров. «Текучка кадров», в принципе, неизбежна – в общину, так или иначе, придёт некоторое количество случайных людей. Но её нужно свести к минимуму. Задача руководства – заинтересовать людей, поддержать у них интерес к Традиции. Для этого нужно, прежде всего, стараться как-то задействовать человека, найти ему занятие по душе. Это могут быть различные виды творчества, рукопашный бой, участие в проведении обрядов и т.п. Хорошо также проводить тематические лекции о разных гранях народного Обычая, особенно – о личных и семейных обрядах и духовных практиках, которыми человек может заниматься вне общины.

Нежелание людей принимать активное участие в деятельности общины, как и «текучка кадров» проистекает из их незаинтересованности. Бороться с этой проблемой нужно так же, как и с предыдущей.

В первые годы существования курганской общины я не мог (хотя и пытался) справиться с отсутствием у людей интереса к жизни организации. «Общинники» принимали пассивное участие в праздниках (да и на них ездили нерегулярно), больше почти ничего не делали. Из-за нежелания людей действовать я несколько раз разгонял общину. Из первоначального состава, насколько я знаю, никто, кроме меня и Светлояра, активно не занимается Родноверием. Сейчас я думаю, что, если бы тогда был мудрее и изобретательнее – результат был бы другим…

Третья причина – конфликт лидеров. Как известно, они подобны паукам в банке. Когда в организации появляется новый человек, обладающий способностью вести за собой людей, раскол (или уход этого человека) весьма вероятен. Избежать этого можно, дав лидеру возможность проявить себя, поручив ему какое-то направление деятельности, в котором он будет главным. Если ему не хватит одного направления – дать ещё.

В первые годы существования курганской общины в неё пришёл ещё один лидер – Колесо. Человек творческий и весьма талантливый: хорошо рисовал и пел, писал стихи. Я сейчас понимаю, что, по всей видимости, не давал ему развернуться, почти не подпускал к проведению обрядов. В итоге он ушёл. Переехал жить в другой город, участвует в ролевом движении. А я давно уже жалею об его уходе…

Большое внимание следует уделять психологической атмосфере в коллективе. Возникающие конфликты нужно решать сразу же. К слову сказать, есть традиционные способы, помогающие устранять трения в общине: обряд взаимного прощения, совершаемый на Масленицу-Комоедицы и психологические практики Тропы Трояновой: «мирской суд» и «кресение». Мы в своё время не смогли устранить конфликты в общине, что привело к крайне неприятным последствиям… Разумеется, каждого человека, приходящего в общину, нужно окружать вниманием и заботой, проявлять интерес к его проблемам и оказывать посильную помощь в их разрешении…

Появляющихся в коллективе людей можно разделить на три категории: активисты (те, кто сами проявляют инициативу; обычно это лидеры), исполнители и «болото». К последним не следует относиться с пренебрежением – со временем из «болота» могут выйти нужные общине люди. А из первых двух категорий нужно формировать ядро коллектива.

Ядро имеет огромное значение. По сути дела, это зародыш будущей НАСТОЯЩЕЙ общины. Людям, входящим в ядро, следует уделять больше всего внимания: стараться как можно чаще собирать их вместе на различные мероприятия, совместно решать возникающие проблемы и строить планы, налаживать взаимопомощь, устранять конфликты и, наконец, просто дружить. Неплохо, если ядро имеет какое-нибудь название – например, «внутренний круг» или «совет общины» — это может вызвать у некоторых общинников из числа «болота» стремление попасть в «верхушку», вследствие чего они начнут принимать активное участи в общинной деятельности. С другой стороны, возможны и обиды у тех, кого не взяли в элиту. Могу предложить ещё такой вариант: считать общинниками только тех, кто входит в ядро, а всех остальных называть прихожанами. Тогда уже не будет надобности в названиях типа «внутренний круг» — ядро будет тождественно общине.

Если родноверческая организация не развалится на начальном этапе – со временем начнётся рост общины. Будут появляться новые люди, углубляться знания о Традиции у общинников, станет увеличиваться количество направлений деятельности, в общем, будут достигнуты существенные успехи.

У нас в Кургане перелом произошёл весной 2004 года. После очередного разгона общины «Светозарье», у меня появились новые знакомые, интересовавшиеся Родноверием – Светозар и Валькирия. Втроём мы создали круг радарей «Пламя Сварги», который вскоре перерос в одноимённую общину. Резко выросло количество прихожан на праздниках (за счёт знакомства с местной фольклорно-эзотерической тусовкой), в общине появились люди, занимающиеся рукоделием и ремёслами, наши статьи начали печатать в эзотерической газете «Перекрёсток духовных путей», был создан сайт «Пламени Сварги».

На этапе роста община становится заметной и поэтому привлекает к себе внимание правоохранительных органов. Это может привести к весьма неприятным последствиям: общину «Пламя Сварги» в течение нескольких лет таскали в прокуратуру и суд за выложенные на сайте книги.

Вот некоторые советы для избежания подобных проблем:

Прежде всего, старайтесь всячески пресекать любой «экстремизм» — вплоть до разговоров о политике на праздниках и иных мероприятиях. Не распространяйте материалы из списка «экстремистских», а также – то, что легко может быть к ним причислено.

Можно попытаться наладить связи с администрацией города и официально зарегистрироваться в качестве религиозной группы. Это, правда, может дать как плюсы (прокуратура должна будет сначала вынести официальное предупреждение и, только если вы его проигнорируете, сможет завести на вас уголовное дело за «экстремизм»), так и минусы (создание «экстремистской организации» это вторая (более тяжёлая), а не первая часть печально известной статьи 282 УК РФ).

Стоит наладить связи со СМИ. Во-первых, любая положительная публикация о Родноверии – это большой плюс. Во-вторых, правоохранительные органы не любят огласки и общественного резонанса во время «политических дел». В контактах со СМИ может помочь статус филиала какой-либо крупной родноверческой организации всероссийского масштаба – возможно, к вам отнесутся более серьёзно.

Есть и другой путь. Можно замаскироваться под светское объединение (фольклорный коллектив, клуб исторической реконструкции и т.п.) и убрать признаки организации (устав, фиксированное членство). Именно так поступила община «Пламя Сварги» — в результате появился фольклорный коллектив «Колоход».

Все проблемы, характерные для начального этапа, остаются и во время роста общины. Нужно продолжать их решать, по-прежнему уделяя особое внимание ядру. И тогда, быть может, со временем вы сможете создать НАСТОЯЩУЮ общину. Нам в Кургане, из-за низкой сплочённости ядра и внутренних конфликтов, сделать это пока не удалось. Боги ведают, получится ли в дальнейшем. А вам – Боги в помощь!

Поиск

Журнал Родноверие