Про отражение многобожия в русских пословицах :

"Где жить, тем богам и молиться
Не гони бога в лес, коли в избу влез
Каков Бог, такова ему и свеча
Что тому богу молиться, который не милует

"Бог и рога прикует, так будешь носить" — потому как кующий Бог, и кующий ни много. ни мало — рога, тоже выглядит каким-то не-христианским..."

Остались его следы и в богатырском эпосе.

В одной из записей былины про Муравленина и Калина царя, когда вражеские полчища идут на Киев, и Владимир Красное Солнышко собирается бежать, бросив столицу врагу, княгиня вразумляет мужа такими словами:

Ты пойди-тка во божью церковь
да молись богам нашим могуциим

"Могучие боги" в церкви — это стоит того эпизода из былин, где вонзившаяся в один бок врага стрела выходит из другого... пулей.

В малоизвестной былине о неудачном сватовства "Идола Жидойловича" к княжеской племяннице Анне означенный чужеземец, входя в палаты Владимира:

Кабы руськиим богам богу не молится,
Такое впечатление. что певец на ходу поправился.

В свете этих упоминаний очень любопытны "оговорки" сказителей известной былины, в которой Муравленин сражается с "нахвальщиной" (в роли которого может оказаться как чужак, в тч "Жидовин богатырь", так и сын богатыря, Сокольник). Когда поединщики сломали оружие и сошлись в рукопашной. Враг сбивает богатыря с ног и прижимает к земле, занося над ним нож.

Муравленин обращается к небесным силам, вроде бы христианским, но...

Тогда взмолился старо́й Богу Господу:

«За что выдали меня поганому татарину на пору́ганье
А-де упал старо́й да на сыру землю́,
Где взмолился старо́й да Богородице:
«А я за вас стою, да я за в а с борюсь,

После этой молитвы, где к христианскому богу или богородице взывают отчего-то во множественном числе, Муравленину "от земли силы прибыло", и врага он, конечно же, побеждает.

Если бы Белинский знал эти былины, он, возможно, не говорил бы столь уверенно, что в эпосе "нет языческих богов"...

Поиск

Журнал Родноверие