Трудно поверить, что за стенами типичного официального здания администрации Уватского района расположился краеведческий музей «Легенды седого Иртыша». Как в сказке: шепчешь заветные слова — и перед тобой открывается пещера сокровищ. Здесь и слов волшебных знать не надо. Работает музей шесть дней в неделю. Гостям всегда рады.

Визитная карточка района

Около восьми тысяч экспонатов хранится в этом музее. Самому древнему из них около 450 миллионов лет. Упоминание о листе тропического дерева гинкго как старейшем музейном экспонате есть в «Книге рекордов Тюменской области».

— Обнаружили его на дне Иртыша недалеко от Увата в 2006 году, — удивляет нас фактами и цифрами директор краеведческого музея Людмила Телегина. Сразу понимаем: экскурсия будет запоминающейся.

Но — обо всём по порядку. Началась история музея ещё в 1967 году, когда в Уватской школе открылась комната боевой и трудовой славы. В кабинете на первом этаже хранились материалы, рассказывающие о земляках — участниках Гражданской и Великой Отечественной войн. Доброе начинание подхватил ученический отряд «Поиск» в 1989-м. Ребята под руководством историка Людмилы Телегиной собирали экспонаты для музея, изучали документы по истории Уватского района в архивах Увата, Тобольска, Тюмени и Москвы.

Все, что удалось отыскать школьникам, легло в основу экспозиции Уватского краеведческого музея. Открылся он 1 февраля 2007 года по инициативе Юрия Свяцкевича, тогда главы районной администрации. А 14 января 2008-го появились новые экспозиции и название «Легенды седого Иртыша». Музей долгое время был гордостью школы. Теперь он — визитная карточка Уватского района.

— Когда предложила ребятам собрать предметы для музея, они сразу откликнулись, — вспоминает Людмила Александровна. — Что приятно удивило, не остались в стороне и жители района. Приносили вещи из бабушкиных сундуков — передавали в музей. Люди хотели быть причастными к его созданию. Потом мы стали организовывать экспедиции вместе с детьми. Транспорт в администрации района выдавали. Приезжали в заброшенные или вымирающие деревни. Общались с жителями. Многие соглашались передать нам предметы прошлого. В музее всё же лучше им храниться, чем на чердаке или в сарае. С 1989-го — года появления отряда «Поиск» — побывали во всех деревнях и сёлах района, кроме Верхнего Романа. Туда не добрались.

— Изучать историю родного края ребятам нравилось, заставлять никого не приходилось, — продолжает рассказ. — Ребята писали работы, участвовали в конференции «Шаг в будущее», выступали на Словцовских, Сулеймановских чтениях, чтениях имени Владимира Ивановича Вернадского.

50

Соблюдая хронологию

— Первый экспонат покажете, с которого всё и началось? — нагло пристаёт с расспросами коллега-фотокор. Работа такая.

— Экспонат № 1 покажу. Чуть погодя… — смакует момент Людмила Александровна. Как в печку дровишки, подбрасывает нам интересные факты, тактично уходит от ответа. Наше любопытство разгорается, как костёр, с каждой минутой. — Давайте начнём экскурсию с «Ледникового периода». Будем соблюдать хронологию.

Так и начинаем знакомство с историей края. С далёкого прошлого. С тех времён, когда по Уватскому району разгуливали мамонты. Скелеты этих удивительных животных имеются в разных музеях. Достаточно включить воображение — и представишь, как они выглядели. В Уватском показан не скелет. Мамонтиха и детёныш — мохнатые, в полный рост. Очень реалистичные, они словно остановились, встретившись на своём пути с человеком. Ты рассматриваешь экспонаты — они разглядывают тебя. Создаётся такое впечатление. Да, ещё добавьте к этому таинственный полумрак и звуки бегущего стада — полнота ощущений гарантирована. Инстинктивно отходишь в безопасную зону: судя по наскальным рисункам, попадаешь в пещеру первобытного человека.

Современного посетителя, избалованного чудесами техники, не заговоришь одними рассказами экскурсовода. Потому и стараются уватцы использовать различные новшества в музейных технологиях.

— Ребятишкам нравится этот зал — подарок нефтяников, — вырывает меня из задумчивости собеседница. — Слушают экскурсовода, фильм смотрят, экспонаты изучают. Представлены здесь костные останки шерстистого носорога, бизона, мамонта. Длина шерсти последнего, как считают учёные, доходила до 110-115 см. Чтобы получился такой экземпляр, — кивает в сторону, — понадобилось более 60 шкур одомашненных яков, а ещё 20 хвостов этих животных.

Выходишь из одного зала — и снова чувствуешь себя, будто богатырь у камня на распутье: направо пойдёшь — к мамонтам попадёшь, налево свернёшь — в XX веке окажешься, прямо пойдёшь — с медведями да волками встретишься… С чего опять на такие сравнения потянуло? «Легенды седого Иртыша» навеяли. Место это сказочное. От него, как от хорошей книги, остаётся долгое послевкусие.

— Наплыв посетителей случается?

— Да. Особенно в январе, феврале, марте. К нам приезжают школьники с той стороны Иртыша. В среднем же за год в музее бывает более 14 тысяч человек. Здесь проводятся занятия, конференции и встречи…

51

Золотая Баба

Мы поднимаемся дальше по временнОй лестнице — и попадаем в зал, посвящённый Золотой Бабе. Самый известный и в то же время самый загадочный идол. История его происхождения, как плотным туманом, окутана легендами. В центре зала — муляж жертвенника со стоящей над ним фигурой Золотой Бабы. Как она могла выглядеть — точно неизвестно. Фигуру для музея воссоздали по описанию в летописях.

— По одной из версий, Золотая Баба — Сорни-Най, жена верховного бога Торума, которая даёт и отнимает жизнь, помогает женщинам при родах, защищает дом и очаг, — снова уводит нас в мир преданий Людмила Александровна. — Коренные народы Севера верят: если принести жертву идолу, заветное желание непременно сбудется.

Гипотез о его происхождении много. По одной из них Золотую Бабу привезли в Сибирь из Рима. Уфологи же уверены: это объект неземного происхождения. Робот из неизвестного металла, способный передвигаться, издавать звуки. Загадка с давних времён не даёт покоя историкам, географам, путешественникам… А первые упоминания о Золотой Бабе относятся к 1398 году. В Софийской летописи рассказывается о кончине Стефана Пермского. Он крестил язычников, которые поклонялись камню, огню и Золотой Бабе. Учёные до сих пор не могут дать точного ответа, из какого материала она была сделана. Историк XVIII века Миллер писал, что языческие идолы изготавливались из золота, бронзы, дерева, камня. Вот и гадай…

— Какая из легенд ближе вам?

— Хочется верить, что Золотая Баба была создана на территории нашего района, — признаётся наш экскурсовод. — Где именно? По предположениям исследователей, в Малом Ярке или на горе Чугас. И в Малом Ярке, и на Чугасе были в экспедициях. Находили следы первых поселений. Но была ли там Золотая Баба — неизвестно.

52

Когда чудит домовой

Дом как живое существо воспринимается в экспозиции «Русская изба конца XIX — начала XX века». Сотрудники музея воссоздали типичный для того времени интерьер. Ничего лишнего — каждая вещь, каждый предмет на своём месте.

— Дети называют этот зал «страшной комнатой». Почему? Заходите, сейчас прикрою дверь — сами всё поймёте, — приглашает Людмила Телегина. Безропотно всё выполняем. Возражать бессмысленно.

Кромешная тьма окутывает тёплым одеялом — и… непонятно откуда слышатся шорохи, странные звуки. Скрипят половицы. Но мы-то стоим на месте!

— Домовой шалит, — довольная произведённым эффектом, шёпотом произносит Людмила Александровна и предлагает пройти дальше.

— А вот и первый экспонат, — наконец раскрывает интригу. — Если посмотреть внимательно, можно увидеть «ЛСИ оф 1», — обращает наше внимание на пометки. — «Легенды седого Иртыша, основной фонд № 1». Когда-то подставку для яиц привезла ученица седьмого класса Уватской школы из Ханты-Мансийска. Она приехала в гости к родственникам, с соседскими ребятишками играла во дворе. Рыли песочек — и нашли такую вещицу. Убедила друзей: отдайте мне, у нас же в школе создаётся музей…

Так случайная находка и стала особенным экспонатом сельского музея. О каждом из них Людмила Александровна может рассказать увлекательную историю. Заслушаешься!

— Есть у нас и такой редкий предмет. Что это? — спрашивает, показывая плоскую деревяшку со странными зарубками.

В «угадайку» даже играть не пытаемся. Сразу признаёмся: вариантов нет.

— Мы и сами не так давно узнали назначение предмета, — удивляет краевед. — У кого только не спрашивали, ответа не получали. Наталья Балюк, доктор исторических наук, объяснила. Оказывается, это своеобразный табель ямщика. Зарубки — количество ходок. Щербинку нашли под крыльцом дома, куда ни снег, ни дождь не попадали. Потому и сохранилась так хорошо.

53

Неугомонная Людмила

В районном музее работают всего четыре человека. Провести экскурсию может любой — хоть директор, хоть хранитель музейных предметов… Каждую экспозицию сотрудники знают от и до.

— Когда искренне увлечён краеведением, рассказывать о своём районе — в удовольствие, — уверяет Людмила Александровна. С её подачи и нам этот край показался таким особенно притягательным.

Есть люди, которые просто на совесть делают свою работу. В отведённые часы — с девяти до шести. А есть неугомонные, которые находятся в постоянном поиске чего-то неизведанного. Людмила Телегина — из таких. Она руководит музеем, выезжает с коллегами-краеведами в экспедиции. Привлекает к изучению истории Уватского района земляков. Сама не сидит на месте — и другим не даёт.

— Когда ушла из школы, стала с пенсионерами заниматься. Восстанавливаем историю предприятий, сёл и деревень, исчезнувших с лица земли. Стали конференции проводить. Сначала раз в год. Потом раз в два года. К юбилею района издали сборник на основе собранных материалов «Живём на земле Уватской». Сейчас готовимся к очередной конференции. Она в декабре состоится, — делится задумками. — Каждый год отправляемся в экспедиции. Дело это затратное. Ищем спонсоров.

— Откликаются?

— Конечно! — уверяет эмоционально. — Неравнодушных людей, готовых помочь, в районе много. Когда по Демьянке плавали, Василий Слинкин снабжал горючим все девять дней. Для недельной экспедиции по Иртышу свой катер дал класса «море-река».

Благодаря семье Слинкиных в музее появился зал авиации. Уватский аэропорт был образован 5 марта 1956 года. Уват был заправочным пунктом для самолётов, которые летели на Север и обратно. В зале представлены документы и фотографии людей, которые работали и продолжают работать в авиации, оборудование радиста, а также настоящий диспетчерский пункт управления. Всё в рабочем состоянии. Хоть сейчас бери — и пользуйся!

— Знаете, в детстве очень хотела попасть на Демьянку, — делится нахлынувшими воспоминаниями Людмила Александровна. — Познакомиться с удивительным народом ханты. Узнать их традиции, обычаи. Послушать сказки и легенды. Прошло столько лет — мечта осуществилась. На душе от этого тепло.

— Что для меня особенно ценно, — задумывается. — Люди интересуются нашей работой. Бывает, идёшь по селу, останавливают, спрашивают: куда нынче ездили? что нашли? статья будет? Из путешествий по району с пустыми руками не возвращаемся. Всегда есть что показать-рассказать.

Экспедиции, исследования всегда привлекали Людмилу Телегину. Возможностью открытий. Девчонкой она мечтала стать геологом. После восьмого класса даже хотела поступать в Новосибирский геологоразведочный техникум. Собрала необходимые документы — и отдала почтальону.

— Родители, когда узнали, возмутились: «Куда, в какие экспедиции? Учиться в Новосибирске? Так далеко от дома?» Убедили… — разводит руками. — Сбегала на почту, забрала документы, их не успели отправить. Пошла в девятый класс. Сейчас уверена: хорошо, что всё именно так сложилось.

Из школьных предметов Людмиле Телегиной по душе была история. Нисколько не удивились этому: успели немного узнать собеседницу. Потому и решила она поступать в Тюменский государственный университет, специальность «История и английский язык».

— Трудно было?

— Ну вот, придётся тайну раскрывать, — выдаёт неожиданно. — Из Уватской школы в тот год поступали трое. Но конкурс был большой, с первой попытки не прошли. Поступили со второй.

Чтобы не терять год, Людмила Александровна устроилась литературным сотрудником в редакцию местной газеты. Потом — запасным учителем в районном отделе народного образования. В Ивановской школе, где училась с 5-го по 8-й класс, вела группу продлённого дня. Пока училась в вузе, участвовала в археологических раскопках на Андреевском озере, летом подрабатывала в пионерских лагерях вожатой.

— В Уватскую школу вернулась в 1974-м. 32 года проработала там учителем истории и английского. Потом — заместителем директора по краеведческой работе. Было такое веяние: повсеместно создавались музеи, разрабатывались программы. Потом на какое-то время интерес стих. Сейчас люди снова активно интересуются историей своего района, села, деревни. Историей своей семьи. Часто звонят в музей в поисках сведений о родных. Если не можем ответить сами, подсказываем, как найти ту или иную информацию.

— Почему решили вернуться, не остались в городе?

— Я родилась в Уватском районе, в деревне Увал. Куда бы ни уезжала, всегда тянуло обратно. Здесь чувствую себя комфортно.

Уват — тоже участник международной акции. 18 мая здесь пройдёт «Ночь музеев — 2019. Уватский вариант». В программе — «Стиляги-шоу», игровая программа для детей «Весёлые вытворяшки», мастер-класс по изготовлению куклы «чувихи». Можно будет побывать в планетарии и, конечно, посмотреть экспозиции.

Справка «ТИ»

Самый древний экспонат музея — отпечаток листа тропического дерева гингко. Сведения о нём в 2012 году вошли в «Книгу рекордов Тюменской области» как о самом старом музейном экспонате нашего региона.

С 2009 года под руководством Людмилы Телегиной проводится районная историко-краеведческая конференция «Мы живём на земле Уватской». Жители района выступают с докладами об истории предприятий, учреждений, населённых пунктов, о людях, оставивших свой след в истории края. В 2017 году по итогам шести конференций был издан сборник материалов.

В июле 2012 года состоялось открытие третьей очереди музея, пополнившегося новым уникальным залом «Ледниковый период». В числе первых его посетителей были участники областных Губернских игр.

В 2018 году Людмиле Телегиной присвоено звание «Почётный гражданин Уватского района».

54555657585912037 16162636465666768697071

Поиск

Журнал Родноверие