Витебщина богата валунами разных форм и размеров. Некоторые из них являются объектами поклонения, другие признаны памятниками природы и строго охраняются. Что вы знаете о них?

Все они «пришельцы», принесены к нам из Скандинавии много тысяч лет назад ледниками. Конечно, учтены не все, – сказал главный специалист отдела контроля за охраной и использованием земель, недр, биоразнообразия, особо охраняемых природных территорий областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Геннадий Горланов

Огромные камни у славян-язычников всегда были предметом особого поклонения. До сих пор можно увидеть уникальные валуны с крестами, древними надписями и даже рунами.

Самый большой валун не только в нашей области, но и во всей Беларуси находится в Шумилинском районе возле деревни Горки. Его так и называют – Большой. Наибольшая ось видимой его части – 11 метров, ширина – 5,6 метра, а видимая высота – 2,8 метра. Весит гигант приблизительно 800 тонн. Вес валунов исчисляется исходя из размеров и состава породы,

сообщил Геннадий Христофорович

Существует легенда, согласно которой тот, кто увидит Большой камень, непременно заблудится и вернется к нему.

Вторым по величине среди белорусских валунов является Чёртов камень, или Кравец, возле деревни Воронино Сенненского района. Валун немного короче Большого камня (в длину 10,2 метра), но шире – 6 метров, а примерный вес – около 340 тонн.

По легенде, свое первое имя – Чёртов – он получил потому, что в болоте близ деревни обитала нечистая сила черти. Нетрезвых крестьян черти заводили на болото к камню, а тем мерещилась на этом месте домашняя печь. Они раздевались и укладывались спать, а утром недоумевали, где они и что здесь делают.

Второе название – Кравец – валун получил благодаря портному, который, по преданию, продолжил оплачиваемую работу даже в Пасху, за что был наказан и превращен в камень.

На стыке язычества и христианства

В Полоцке внимание туристов привлекает большой камень возле Софийского собора. Этот валун один из четырех сохранившихся до наших дней Борисовых камней: один вывезен в Россию, три остались в Беларуси, два из них – на Витебщине. По некоторым сведениям, до принятия христианства местные жители поклонялись этим гигантам. Позже для искоренения язычества полоцкий князь Борис Всеславич в конце XII века приказал выбить на них кресты и религиозные тексты. Так, на полоцком Борисовом камне выбит шестиконечный крест и надписи «ХС НИКА» и «Господи, помози рабу своему Борису». Еще один Борисов камень находится на центральной площади агрогородка Друя Браславского района. Говорят, если дотронуться до этих валунов и мысленно произнести желание, оно обязательно исполнится.

– В Полоцком районе на берегу озера Яново есть три группы скопления валунов, так называемый белорусский стоунхедж. Они так интересно выложены… Вряд ли это произошло естественным путем, явно творение человеческих рук,

рассказал Геннадий Горланов

Одна группа камней выложена буквой «П», которая открытой стороной смотрит на заход солнца в день летнего солнцестояния: на Купалу – в конце июня по старому стилю. Сопоставив географические объекты, ученые пришли к выводу, что это древний календарь, по которому наши предки язычники вычисляли наступление главного праздника – праздника Солнца. На горе Волотовка местные ребята и по сей день жгут костер на Купалье.

Следы Евы

Как отметил Геннадий Христофорович, немало у нас и следовиков. Это наиболее распространенный тип священных камней в язычестве. Со множеством из них связаны разнообразные легенды, в которых, в основном, говорится о том, что отпечаток ноги на таком камне – это след Иисуса Христа или Девы Марии, иногда – кого-либо из святых.

12775 1

Единственный следовик на Лепельщине лежит в кустарнике в километре от деревни Большой Полсвиж. Полутораметровый камень с оттисками человеческих ступней приблизительно 34 размера и лап животных. Местные называют его святой камень и из уст в уста передают легенду. Мол, в старину в один очень жаркий день, когда от безжалостного солнца плавились даже камни, по одному из них прошла Ева с собакой и котом. Под вечер зной спал, камень остыл, и на нем увековечились их следы.

Местные жители верят, что вода, которая собирается в этих оттисках после дождя, целебная. А еще сюда приносят зерно, кладут его в выемки на камне, затем вычерпывают и сажают. Говорят, вырастает отменный урожай. На Пасху, Деды и другие праздники к Святому камню люди приносят символические жертвы: яйца, булки, монеты.

12775 2

На территории области еще немало валунов с историями, которые, возможно, когда-нибудь мы вам поведаем. А, может, об этом расскажете нам вы.

На Витебщине 61 камень является памятником природы республиканского значения и 56 – местного.

Фото автора и Антона Степанищева

Поиск

Журнал Родноверие