Мария Семенова – о славянах и месте человека во Вселенной.

Ее по праву называют основательницей литературного стиля «славянское фэнтези», а такие произведения, как «Волкодав», «Валькирия», «Мы – славяне» и другие давно приобрели всероссийскую популярность и выходят огромными тиражами. Короткая брутальная стрижка, ни тени косметики, ни капли снобизма, присущего светским писательницам… Когда Мария Семенова вошла в библиотеку, в куртке, джинсах и растоптанных кроссовках, с каким-то нестандартным рюкзаком-торбой за спиной, мне и в голову не пришло, что передо мной автор бестселлеров.

Торба, как выяснилось позже, оказалась футляром из-под гуслей, а когда Семенова скинула куртку и толстовку, на ней оказалась самая что ни на есть обычная черная футболка, какими торгуют по всем российским городам и весям. Правда, принт был не совсем популярный: русоволосая славянка с традиционной налобной повязкой — очельем — спереди, а на спине надпись: «Я – русская!».

— Знаете историю с Юрием Рытхэу [советский, российский и чукотский писатель]? Однажды к нему подошел мальчик лет восьми и сказал: «Здравствуй, чукча!». Родители кинулись извиняться за выходку отпрыска, а Рытхэу ответил: «Да что тут такого, я действительно чукча». И протянул руку мальчику: «Здравствуй, русский!». Да, на моей футболке некий атрибут принадлежности к нации, к роду с богатейшей историей, уходящему своими корнями в глубокое прошлое. Я на самом деле страшно горжусь тем, что русская, но это не мешает мне признавать за остальными такое же право на национальную гордость, — признается Мария Семенова.

Своеобразная, откровенно самоироничная манера общения знаменитой писательницы покорила сразу и открыла шлюзы доверия.

— Сегодня многие увлекаются языческими традициями славян, понимая это как возвращение к истокам, к своим корням. Между тем, многие ученые заявляют, что язычество ни к чему хорошему не может привести, разве что к невежеству и одичанию…

— Да ничего подобного! Это смотря какое язычество. То, которого придерживаюсь я, вариант, который близок моей душе, — это квинтэссенция того, как современная серьезная наука, в том числе, филология, история, археология, представляет себе верование древних славян. А прочие течения неоязычества, которые стоят на каких-то непонятных откровениях и практиках и которые выливаются в какой-то зоологический, пещерный национализм по отношению к другим народам, я категорически не приемлю! На самом деле, славянское язычество, как вижу его я, изучая соответствующие материалы и литературу, это необыкновенно веротерпимая религия. Эта вера не претендует на какую-то единственно ей доступную истину, она направлена на описание человеческой жизни и ритмы Вселенной, это осмысление места человека во Вселенной, это полифонические идеи существования других существ и других миров, той космической Вселенной, частью которой мы являемся.

— У славян был замечательный символ Солнца — свастика. В ХХ веке произошла катастрофическая трансформация этого образа, но в русской глубинке, особенно архангельской, и сегодня можно увидеть стилизованный символ Солнца в резных наличниках и карнизах…

— Я вам больше скажу: из брянских деревень в сорок первом году ребята шли на фронт в парадных рубахах с головы до пят расшитых свастикой. Это невообразимой древности мощный славянский оберег, который сам по себе ни в чем не провинился. Он не виноват, что взбесившиеся идиоты в ХХ веке стали искать арийские корни и доказывать превосходство одной расы над другой, используя древнейший славянский солярный символ. У меня, к слову, дома стоит книга на 800 страниц, написанная прекрасным этнографом Кутенковым, которая фактически является апологией свастики. Я все прекрасно понимаю, но на себя сегодня этот символ не надену. У меня мама была в оккупации, папа воевал, так что… С моей точки зрения, пусть он полежит лет двести, а там посмотрим, что делать с ним дальше.

— Почему такой интерес к Древней Руси и славянской культуре, что послужило толчком?

— Я практически со школьной скамьи вдохновлялась не тем, что происходило и происходит здесь и сейчас, а всякой невообразимо древней историей, всем тем, что было «давно и неправда». Так случилось, что классе в восьмом мне попалась книга малоизвестного английского автора о Нормандском завоевании 1066 года. Это увлекло, и я решила разобраться, что это за народ — викинги? А поскольку я дочь ученых, полезла в научно-популярную литературу, стала копать все глубже и докопалась до того, что эти викинги ходили на Русь. Причем постоянно. А что же делалось на Руси в те доисторические времена? И тут оказался сплошной туман, за которым ничего не рассмотреть. Я опять засела за книги, читала шкафами, забуривалась, как нефтяная вышка, в глубокую древность и в конце концов так вместе с викингами приплыла на Русь.

— Многие скептически встретили славянское фэнтези, а ортодоксальная наука и вовсе утверждает, что история славян как этноса самая молодая…

— Меня бесит, когда говорят, что славянская история началась с приходом христианства, а до этого наши предки сидели в шкурах на елках и ели шишки. Нам вдалбливают, что есть Древний Рим, Древняя Греция, есть раннее Средневековье Западной Европы. А где Русь славянская? Сколько можно читать эту толкиеновскую жвачку про эльфов, драконов и гоблинов?! Да, Толкиен хорош, он стоял на огромных пластах западно-европейской этнографии, но наша история не менее древняя. И когда мне говорят, что фэнтези — жанр, рассчитанный на подростков, детей и придурковатых взрослых, я не обращаю на это никакого внимания. Мне это абсолютно неинтересно! Фэнтези — это мифология, плотно свитая с историей, и для меня важно, что этот жанр позволяет рассказывать о культуре древних славян.

— В начале беседы вы сказали, что придерживаетесь язычества. В чем его суть?

— Я придерживаюсь религии наших предков, славян, а вернее той картины мировоззрения, которую создала сама в своей книге «Мы –славяне». Я не ратую за то, чтобы нам вернули этрусков, черты и резы и за прочую несусветную чушь, которую сегодня несут в интернете иные недоумки, нахватавшиеся верхушек невесть каких практик и учений. Кто читал книгу, знает, о чем я говорю. И, как я говорила уже неоднократно, это та самая книга, которую положат на чашу весов, когда меня призовут на Высший Суд. Будут это боги или единый бог, я не знаю, это за гранью нашего земного бытия. Но я считаю, что человек никакой не Венец Природы, он лишь малая частица Мироздания, вписанная в круговороты и ритмы Природы, подчиняющаяся временным закономерностям и цикличности, движению Солнца и звезд.

«Я на самом деле страшно горжусь тем, что я русская, но это не мешает мне признавать за остальными такое же право на национальную гордость»

Поиск

Журнал Родноверие