Насколько богато песенное наследие наших предков? Что его отличает? Есть ли у народной песни шанс войти в современную городскую культуру? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с одним из самых авторитетных этномузыкологов страны, кандидатом искусствоведения Тамарой Варфоломеевой.

— Тамара Борисовна, что отличает белорусскую народную песню?

Понятие «белорусская народная песня», строго говоря, не вполне корректно. Есть купальские, колядные, свадебные и иные песни конкретных деревень и регионов Беларуси. При этом разница между локальными традициями очень заметна. В первую очередь это касается обрядовых мелодий, которые строго привязаны к конкретному месту. Например, на северо-востоке Поозерья «не понимают» музыкального языка Западного Полесья — юго-западного региона Беларуси. И это при том, что содержание, тексты песен могут быть схожи.

Песенная культура белорусского севера — тонкая, прозрачная, лиричная. Ее можно сравнить с акварельной живописью. А юг — словно живопись маслом. Там мелодии более яркие и звучные. На севере, как правило, женщины исполняют песни в основном одноголосно. На юге поют большими группами (по 12–15 человек).

В Поозерье каждой поре года, календарному празднику, ритуалу (Колядам, Троице, жатве, свадьбе, похоронам, рождению детей) соответствует группа определенных мелодий, так называемых типовых напевов, на которые исполняется множество текстов самого разного содержания. Их в народе называют «гОлосом»: «калядны голас», «веснавыя галасы».

— Как песенная культура связана с главными вехами в жизни каждого человека?

— Рождение, свадьба, похороны —– это обряды перехода из одного мира в другой. Группа мелодий, относящихся к родильному обряду, на севере богаче, нежели в других регионах, и именно там распространены типовые напевы, исполняемые только при рождении детей и их крещении. Главная героиня таких произведений — мать. Много песен с сексуальными намеками о кумах. Там, где типовых мелодий нет, исполняются любые лирические композиции, подходящие по сюжету к подобной ситуации. Если ребенок появился на свет весной, то во время его крещения исполнят весенние песни, если зимой — колядные.

По количеству обрядов народная свадьба белорусов самая богатая среди восточных славян. В регионах такое празднование очень отличалось. Свадебные причитания были приняты только на севере. Однако во всех песнях отражено, как у молодой, шаг за шагом, отнимают ее право на самостоятельность, на дом, на право «человеком зваться».

Ритуал, который меньше всего подвергся изменениям — похороны. Хотя голошения по покойнику в каждой местности свои.

Радостные мотивы редко встречаются в Беларуси даже в таких ритуалах, как рождение ребенка и свадьба. Преобладают минорные, лирические мелодии. Хотя и тут есть исключения: например, свадебные напевы северо-востока нашей страны мажорные, веселые, ритмичные.

— Чем продиктовано такое различие мелодий в достаточно небольшой Беларуси?

— Думаю, это связано с расселением древних племен. Белорусы — наследники кривичей, дреговичей, радимичей. У каждого племени была своя культура. Радимичи формировали культуру восточных территорий, а на западные земли заметное влияние оказали польская и европейская традиции.

— Деревня умирает, с ней уходит песенная культура. Есть ли шанс ее сохранить?

Аутентичная культура на протяжении веков передавалась из уст в уста, поскольку большая часть населения не умела читать и писать. В условиях оседлости, замкнутости и ограниченных контактов, традиции наследуются в почти неизменном виде. Но в XX веке в сельскую культуру стала проникать городская, письменная культура.

В мегаполисе невозможно без потерь поддержать аутентичную традицию. Здесь совершенно иные социальные условия и самосознание. Но нужно постараться и обязательно сохранить для будущих поколений всё самое ценное с эстетической, духовной точки зрения.

Когда встают вопросы национальной идентификации, горожане обращаются к своим истокам, корневому наследию и начинают изучать их, чтобы понять собственную уникальность. Так аутентичная культура получает новое дыхание.

Совпадает ли то, что мы видим на сцене в исполнении народных коллективов, с первоисточником?

— Сегодня востребована зачастую не народная культура, а ее искаженные, псевдонародные формы. Народно-сценический коллектив работает по принципу любого профессионального ансамбля: он делает действо исключительно зрелищным. А это нарушает природу народного творчества, где всё гораздо глубже. Исполнители поют в так называемой народной манере, но вопреки аутентичной традиции.

Фото Сергея Шелега

Поиск

Журнал Родноверие