Много русских традиций было забыто, потеряно безвозвратно. Но есть люди, благодаря которым часть из них сохранилась. Педагог резьбы по дереву из центра детского творчества в Рузе Ольга Владимировна Пискунова – одна из них. Свою жизнь она посвятила изучению родной культуры и сохранению народного ремесла. Её ученики регулярно занимают призовые места в конкурсах разного уровня.

– С какими трудностями вы сталкивались в работе с детьми и как справлялись с ними?

– Был такой период, когда ученики начинали играть в игры на телефоне. Ведь это гораздо легче, чем оттачивать мастерство в резьбе. Вернуть их в реальность из виртуального мира достаточно сложно. Мы с коллегами проводили психологические тренинги, опросы и презентации, как привлечь их внимание в такой ситуации.

– Сколько требуется времени, чтобы освоить резьбу по дереву?

– Взрослый может научиться простым элементам за пару недель при условии, что будет заниматься ежедневно 5-8 часов. Но ребенок приходит к нам на четыре часа в неделю, а если вычесть из этого времени организационные вопросы, игры и беседы, то получится всего три часа. Поэтому процесс освоения растягивается на весь год. А чтобы стать мастером, потребуется несколько лет, а то и вся жизнь. Как говорится, век живи – век учись.

Все дети разные, и каждый работает в своем темпе. Один четырнадцатилетний мальчик вырезал набор из трех декоративных досок с вешалкой «Сияние» за 6 месяцев, а у других такая работа может занять год, а то и два. Семнадцатилетний ученик сделал поднос за четыре месяца и занял первое место на областном конкурсе.
Когда у ребят есть стимул, например, в виде губернаторской премии, то процесс освоения навыков идет лучше и быстрее.

– Орнаменты ребята придумывают сами?

– Все орнаменты, которые мы изучаем, – народные, и каждый несёт в себе глубину мировоззрения наших прародителей. Наследие русского народа богато резными узорами. Геометрическая резьба в большей степени – солярная (от слова «соло» – солнце), и олицетворяет небесное светило.

Сначала ученики изучают элементы резьбы, их символику, делают разметку орнаментов и оттачивают мастерство на тренировочных досках. По каждому орнаменту сдают зачёт и только потом приступают к резьбе на изделии. Начинают с простого, затем изделия усложняются. Маленьким детям хочется быстрее получить результат своей работы: забрать с урока готовое изделие, чтобы подарить родителям, бабушкам и дедушкам. После рамок для фотографий мы начинаем изучать более сложные узоры. Но прежде чем перейти к резьбе по дереву, мои ученики осваивают лёгкую технику: карвинг и линогравюру.

23
Богдан Дыдюк. Карвинг

В тему

В 2019 году Ольга Пискунова приняла участие в конкурсе на соискание премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Её проект «Шедевр из-под резца» существует с 2005 года и объединяет более 200 школьников из Рузского округа от 10 до 18 лет. Несколько учеников Ольги Владимировны получают именную стипендию губернатора Московской области, которая выплачивается детям и подросткам, проявившим выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта.

– Что это за техники?

– Карвинг – это резьба по овощам и фруктам. Такая аппетитная техника детям очень нравится.

Линогравюра – техника печатной графики, которая выполняется по линолеуму – мягкому материалу, удобному для новичков. Далее мы по исполненной гравюре делаем оттиски и из лучших работ оформляем выставку. Ранее такого рода народное творчество называлось лубком – своеобразной мини-газетой, на которой изображали быт русского крестьянина, рекламу товаров на ярмарках, порой высмеивали порочные дела.

В центре детского творчества мы оформляли выставку «Древние русские образы в технике линогравюры». На этих гравюрах ученики первого года обучения изображали образы из славянской мифологии: здесь птица Пава и богиня славянской мифологи Макошь, древо жизни и тема плодородия. На одной из картин ученик создал свою композицию на языке орнаментов: «Семя, проросшее в любви». Ведь, орнамент – это изобразительная речь, в нем можно выражать свои мысли.

24
Ольга Пискунова

– Мне известно, что вы интересуетесь Индией. Что привлекает вас в культуре этой страны?

– Меня интересуют русские традиции. Индолог, доктор исторических наук Наталья Романовна Гусева и кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова раскрывают связь русской и индийской культур. В трудах Светланы Васильевны интересно и глубоко раскрыта тема орнаментов, которая мне важна в работе. Светлана Васильевна писала о движении арийских племен с севера Руси на юг, часть из которых осела на территории Индостана. Они несли с собой культуру, в основе которой лежало ведическое знание. Эта культура во многом сохранилась в Индии и по сей день.

Сегодня установлена линия преемственности в орнаментах, обычаях и образах индийской культуры с традицией нашего русского севера, и не только его. Современный мастер ­резьбы по дереву, создатель резьбы «Татьянка» Шамиль Сасыков в своём исследовании данной темы представляет фотографии деревянного зодчества Индии и Руси. На первый взгляд они не отличаются: те же солнечные розетки, древо жизни, растительные и геометрические узоры. Узнавая такие подробности истории, начинаешь по-другому относиться к своей собственной культуре, ценить её.

25
Анжела Берт

– Какие сюжеты, орнаменты вам близки? Над чем вы сейчас работаете?

– Мне близка тема плодородия. В данный момент мне интересно научиться читать и понимать узор русского деревянного зодчества. У каждого дома есть своё лицо, и оно должно быть красивым. Наличник в старину всегда являлся украшением дома. Вслушайтесь в само слово: «наличник», то есть, «находящийся на лице».

Сам русский язык многое может рассказать о нашей культуре. Когда я писала дипломную работу по резьбе, то суть узоров для меня еще не была раскрыта. Они порой воспринимались как стилизованный орнамент. Многое открылось в результате изучения и сравнения символов народных вышивок, росписи по дереву, глиняных и деревянных игрушек. В Рузе ещё можно встретить на наличниках образы Макоши, ростка «крина», солнца, воды – «хлябей небесных» и даже стилизованных коней или львов.

Наши прародители воспринимали этот мир с большим почтением, чем мы сейчас. Они отображали свое мировоззрение на домах и предметах быта. Например, если семья занималась сельским хозяйством, то на наличниках вырезали образы плодородия. Если в приоритете стоял духовный образ жизни, то изображали птиц, которые связаны с духовным миром.

– Получается, что по наличникам на окнах дома можно узнать, что за люди там проживают?

– Раньше образы действительно соответствовали мировоззрению человека. Но современный орнамент – это упрощенный вариант, далекий от оригинала. Он не несёт смыслового значения. Возможно, это нормальный процесс: старое уходит из культуры, рождается что-то новое.

Очень жаль, что в прошлом году в Рузе на Красной улице сгорел красивый памятник деревянного зодчества – дом купца Астафьева. Его важно восстановить. Сохранять культуру и историю необходимо, чтобы наши дети не были "Иванами, не помнящими своего родства", а знали, как жили их прародители, как уважали природу, какую культуру несли. В противном случае молодому поколению можно внушать любую мысль, ведь информации очень много. Дети ещё не могут её осознавать, а воспринимают только то, что лежит на поверхности.

26
Чайный набор в технике абрамцево-кудринской резьбы Артёма Анисимова

Поиск

Журнал Родноверие