О персоне

Завкафедрой народного художественного творчества тверского филиала Государственной академии славянской культуры

Всё, что есть в традиционной культуре, и наполняет духовностью жизнь человека. И если нам ничего этого не надо, тогда, извините, кто мы? Биологические животные, называющимися "человеком прямоходящим"

Ситников Владимир Иванович музыкант, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой народного художественного творчества Филиала Государственной академии славянской культуры в г. Твери.

Талант быть русским

О том, что традиционная культура титульной нации всё глубже уходит в забвение, сегодня не говорит только ленивый. "НацАкцент" нашёл человека, который не только родной культуры не забывал, но и другим о ней напоминать не устаёт. Ситников Владимир Иванович – заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала Государственной академии славянской культуры, профессор, кандидат педагогических наук точно знает, как вернуть русским чувство национального достоинства. Нужно просто вовлечь их в традиционную культуру.

sitnikov1j 7619673 8414853

— Заявление о своей этнической принадлежности я должен подтвердить делом, а не словом. Своей приобщенностью, своей включенностью в эту культуру. И включенность эта может быть разного уровня: начиная от эмоционального приятия и чувства гордости. Но лучше бы родной культурой владеть, обладать способностью функционировать в рамках этой культуры. Как наши предки: они создавали эту культуру, наследовали и передавали. В каждом человеке есть творческое начало. И потому, например, он не может просто исполнять песню, он всегда будет это созидать.

— А, если у меня от природы ни слуха, ни голоса…

— Сущностная черта традиционной культуры – это всеобщность. Всеобщность как всеобщее участие в художественной традиционной жизни. Так что, пели все. Точнее, подпевали. А запевали те, кто талантом наделён. Самородки, которых признавала вся округа. Сообщество их выдвигало, и говорили: "Ну, Маня, запевай!". Причём у разных жанров — песенного, инструментального, хореографического — были свои признанные лидеры. Всегда была хороводница, которая заводила хоровод. Лучшее всегда ценилось, лелеялось, уважалось.

— Давайте вернёмся в день сегодняшний. Надеюсь, у Твери ритм чуть помедленнее. А что делать жителям мегаполисов? Опомниться некогда. Когда ж тут петь?

— Время помузицировать либо сделать что-то своими руками найти всё-таки можно.

— То есть Вы разрешаете не петь всем. Кому-то можно выразить эмоции иным творческим делом.

— Я разрешаю всем петь! Вслед за мной. Мы разучились праздновать. Раньше как было, если я не поучаствую в праздничном действии, значит, праздник прошёл мимо меня. А сегодня вся концепция празднования направлена на то, что тебе предоставят услуги по развлечению: сядь у телевизора, сходи в кино… Праздновать люди не умеют! А мы, когда собираемся, поём. И в нашу сегодняшнюю жизнь включаем традиционные праздники: святки, Масленицу, встречу весны, Красную горку, Троицу… Без них просто нельзя!

— Отчего ж нельзя? Скотину в поле не выводите, пашню не открываете, ничего не жнёте?

— Нельзя. Потому что должен человек чувствовать своё единство с природой. Когда человек выстраивал гармоничные отношения с миром, он себя считал частью природы, а саму природу — божественным началом. И эта мировоззренческая концепция делала человека Человеком.

А сегодня, когда мы надеемся на технику, отлучились от природы — мы не можем уже ей радоваться. Она нас больше не вдохновляет. Вы знаете, что случается, когда мы выходим с детьми — у нас в Академии почти все студенты руководят детскими творческими коллективами — и закликаем весну. Одно дело спеть на утреннике — нет акустики, всё бутафорское и получается неестественно. Другое дело — на открытом воздухе. Для себя, не для публики. Как споём! А там эхо. И солнышко светит. И вот вижу, стоит девочка — уже большая, ей четырнадцать лет. Плачет. Спрашиваю, что случилось. Она отвечает — красиво. Человека прошибло этой красотой.

vladimirsi 3617505 8252711

Есть семантика звука. Смысловая нагрузка звука вообще. Мы сегодня говорим, погремушка — это, мол, отпугивать злых духов, свистулька для того же. Да, нет же. Погремушка и звуковая игрушка — то, что сейчас мы называем игрушкой, а прежде это был магический инструмент — это то, что показывает появление жизни. Ребенок заплакал, значит, будет жить. Петух пропел — родился новый день.

И потому мы своими песнями помогаем природе проснуться после зимы, наполняем ее звуками. И это уже совершенно другое, богатое, одухотворённое отношение человека к природе. А не просто пошёл погулять, удовлетворить свою биологическую потребность. Надбиологическое гораздо важнее — это и есть суть человеческого.

sitnikov2j 4670538 8414870

Возьмите глиняную игрушку — это же не просто птички, это не просто коники — это символ солнца. Это не просто баба — это прародительница всего сущего. И если я сделал такую вещь и подарил вам, то не коника подарил, не игрушку, а солнышко, счастье, плодородие, которое в вашем доме будет обеспечивать здоровье "и овечье и человечье". Все эти смысловые нагрузки, всё то, что есть в традиционной культуре, и наполняет духовностью жизнь человека. И, если нам в нашей сегодняшней жизни ничего этого не надо, тогда, извините, кто мы будем? Биологические животные, называющимися "человеком прямоходящим". Не более того. Традиционная культура с ее мировоззрением, не как картинка, не как предмет для эстетического любования, а как смысл для нас сегодня очень важна и именно для того, чтобы быть людьми.

sitnikov4j 7076541 8414878

Поиск

Журнал Родноверие