Побывал тут в Коломне. Приятный городок, великолепная медовуха — но дело не в этом. Познакомился с интересным человеком. Нет, скорее всего, кто-то не найдёт в его словах ничего принципиально нового, но человек очень любопытно, доходчиво рассуждает и эти его рассуждения достойны внимания.

Любопытная деталь: Каждую группу школьников-экскурсантов он спрашивает — каких русских богатырей они знают? Как правило, ответы ограничиваются тремя именами — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. (За что отдельное спасибо Васнецову). Всё. Рекорд для московской группы — 10 имен. Но это уже было несколько лет тому назад. За то все знают Шварценеггера, Сталоне, Брюса Ли, Чака Норриса и т.д., и т.п.

Понятно, что своих эпических героев США не имеют, в силу отсутствия самого древнего эпоса. Ну, не повезло. У них эпос только сейчас рождается. Однако, на лицо процесс замещения — Шварценеггера знают все наши дети, а о том же Никите Кожемяке многие и не слыхивали. И кто такие Пересвет и Ослябя — им тоже частенько неизвестно. Новые поколения, при нашем попустительстве, забудут собственную культуру, заменив её на чужой суррогат покемонов и телепузиков.

А тем временем люди делают вполне достойное дело — пытаются восстановить и возродить нашу культуру. Вот это и есть настоящий патриотизм, которому чужд национализм. Это в качестве ответа avromу на этот его вопрос.

Далее длинно.

"Святогор": "Почти любой народ на Земле имеет свою воинскую культуру. Как минимум, это половина культуры любого народа. Потому, что любой народ половину исторического времени тратит на то, чтобы что-то создать, другую половину – чтобы это созданное защитить. Для нашего народа воинская культура, наверное, больше половины нашей культуры. Это в чем-то лучшая половина культуры, потому что там такие понятия, как мужество, подвиг, честь, доблесть, долг милосердие, рыцарство…. Вот мимо этой культуры мы, собственно никак пройти не могли. На Востоке её берегут с самых древних времен. То есть, она дошла до нас в трактатах, в аналах, дошли школы, которые, значит, насчитывают своего развития десятками столетий может быть…

На Руси эта культура не была сконцентрирована в школах, в военных каких-то центрах, там, как скажем, Шао-линь в Китае. Она всегда была рассеяна в народе. Наш народ – воин. И от всех любых бед мы оборонялись всем миром. Хозяйственный на Руси каждый человек должен быть воином. Воинская культура – это всеобщая, всенародная культура. Она передавалась от отца к сыну, от деда к внуку. И когда, вот, стала теряться, вот эта связь поколений, стала теряться культура. А вот в записях, каких-то школах, её найти было нельзя. Поэтому, мы её, как бы, благополучно стали забывать. Вот чтоб этого не происходило – полного забвения, собственно говоря, мы создали, в частности, в Коломне вот такой центр воинской культуры «Святогор» и попытались собрать то, что ещё осталось во-едино и как-то возродить. Тем, кто придёт за нами.

Ну, прежде всего, воинская культура – это, прежде всего, система развития жизнеспособности нации. Способности новых поколений идти к цели, преодолевать трудности, побеждать. Не смотря ни на что. Получать удары судьбы, подниматься и снова идти к цели. То есть, это не только физическая основа, хотя, это, конечно, в основном – основа духовная. Практическое применение, в плане конкретного рукопашного боя – ну, на сегодняшний день потребность в приёмах рукопашного боя достаточно высока. Во-первых, в армии, у силовых структур, только сейчас, у нас, в последние годы, достаточно серьёзные наработки в этом плане. А так же, вобщем-то, и у обычных людей…. Всё-таки, на Руси, как часто бывает – не спокойно. А русский рукопашный бой, по своей эффективности, вобщем-то, значительно превосходит восточные единоборства. И уж точно превосходит их в конкретных, русских климатических условиях. Ну, скажем, какой-нибудь приём ушу в валенках, полушубке и на льду – задача невыполнимая. А русская техника рождена в этих условиях для русского человека, для русского климата, для наших жизненных условий. Она, может быть, не такая экзотичная, не такая, как бы, эффектная, за то — очень эффективная. Серьёзные спецподразделения, такие, как например, спецназ ГРУ, сейчас уже активно переходят на русские системы рукопашного боя. Мы готовим ребят, помимо всего прочего, вот как бы духовной стороны, ещё и к службе в армии. Значит, на нашей технике базируется клуб допризывной подготовки, армейской подготовки. Которая раньше работала при центре «Святогор» сейчас уже отдельная, самостоятельная организация. Ребята из него уходят служить в такие серьёзные элитные подразделения, как тот же спецназ ГРУ, Чучковская бригада от нас люди уходили в ту же «Летучую мышь», вернулись. Вобщем-то, отзывы самые прекрасные. Помимо этого, мы создали совместно с нашим коломенским педагогическим институтом, на кафедре…, на одной из кафедр дополнительные педагогическую специальность «Русская воинская культура». Т.е., мы сейчас выпускаем педагогов, которые помимо основной специальности, скажем – история, физкультура, литература…, может преподать, грамотно преподать русскую воинскую культуру. В дополнение к урокам литературы, скажем – былинный цикл. Или те же рассказы о русском оружии. То есть, мы это можем наглядно продемонстрировать. В дополнение к урокам физкультуры – уроки русской борьбы, русского кулачного боя, русского рукопашного. В дополнение к урокам истории, значит, буквально живую историю – с мечом в руке, с духом предков…. Вот это работает. На базе нашего коломенского филиала музея, работает … факультет ну, и в программе спецфизподготовка. Она тоже организована на системах русского рукопашного боя и наши люди там ведут преподавание. Сейчас вот к нам обратились органы милиции с просьбой обучить новый набор в силовые структуры. Мы это будем делать. Так что, система живая, она работает, она необходима сегодня.

Ну и как я уже говорил, во всем мире сейчас необычайно популярны системы духовного и физического совершенствования, на основе единоборств. То есть, это на уровне карате, ушу. Так вот – русское ратоборчество ни в чём не уступает этим системам, как в плане физического, так и в плане духовного совершенствования.

Ну, прежде всего, человек, человек воинской культуры, когда ощущает себя воином, немножко по-другому уже смотрит на мир. Ну, для примера: скажем, каждый день воин проживает, как последний день в жизни. Кто знает – может завтра уже придётся встать, заслонить собою и лечь в бою. И в этой ситуации, если это осознать, то теряют значение такие понятия, как – накопить, урвать, достать, там, несмотря ни на что, развиться, приподняться. Зачем? За то приобретаются такие понятия, как честь, доблесть, слава…. В такой ситуации, когда каждый день, как последний в жизни, вообщем-то любой кусок хлама, можно сказать, последний в жизни глоток воды…. Стоит это осознать и хлеб сразу становится слаще, вода – вкуснее, солнце – ярче, трава – зеленее. Вообще, делает жизнь, полнее и ярче. Воин каждый поступок совершает, как последний в жизни поступок. Последний в жизни поступок никто не совершает недостойным. В этой ситуации не хочется ни крась, ни воровать, ни предавать никого, только чистое, светлое, чтоб осталось в веках. Воины по определению не совершают недостойных поступков.

Воин постоянно сталкивается со смертью. Соответственно, он хорошо знает цену жизни. Я думаю, что никто не знает цену жизни, как воин. И воин, как ни странно, тридцать три раза подумает, прежде чем отобрать жизнь у кого бы то ни было. Воины – это по сути самые мирные, самые добрые люди на земле. И если переделать слова Карлоса Кастанеды: истинный воин вовсе не любит воевать, он просто хорошо это делает.

Корр.: Сколько человек прошло через клуб «Святогор»?

"Святогор": Ну, где-то посчитали – более 3-х тысяч человек. Ну и вот, на сколько мы сможем отследить в пределах нашего города, ни один из моих учеников, из учеников моих учеников, ни стал ни бандитом, ни наркоманом, все в достойном виде и все состоялись, как личности.

Корр.: Что даёт Ваше обучение?

"Святогор": Ну, прежде всего, конечно способность именно быть воином. Противостоять ударам судьбы, способность бороться, побеждать. Ну и второе – конечно, любовь к своей Родине, к своей земле, потому что без этого русской воинской культуры не существует. Вся русская воинская культура стоит на любви к своему народу, своей земле, а русский воин ради себя в битву не идёт. Не принято у нас, на Руси идти в наём, драться за деньги. Только за тех, кто у тебя за спиной. За, там, слезы девичьи, за детей, за стариков. За Русь, за Родину. Вот это чувство Родины воспитывается постоянно. И после этого человек идёт куда угодно – в силовые структуры, в бизнес, просто на работу. У нас, в принципе, в самых разных областях трудятся наши выпускники, но все они с собой … и никто не стал недостойным. Все работают на благо своей страны, своей Родины, своего народа. Ну, и наверное, на сколько я знаю, никогда об этом не пожалели.

Корр.: Планируете ли увеличивать число желающих заниматься в Вашем клубе?

"Святогор": Нет, естественно, мы планируем увеличить число занимающихся. Дело в том, что вот, мы, в связи с развитием военно-исторического комплекса «Калужский Кремль», за последние два года затормозили развитие спортивной и прикладной части. То есть, приподняли за счёт этого военную историю. Как бы, сделали упор на пропаганду русской воинской культуры. Это на протяжении 2003 года, через этот комплекс прошло более 15.000 человек. В основном, это дети и подростки Москвы и Московской области. И всем им мы хоть чуточку объяснили, что они не эти несчастные русские, которым не повезло родиться в России, а потомки великого народа, который способен на большие дела и свершения. Вот, вообщем-то все эти два года, я считаю, что были потрачены не зря. Весь комплекс заработал, он работает стабильно – дальше только развиваться. Сейчас мы будем увеличивать количество постоянно занимающихся в группах, развивать уже спортивные направления. Будем развиваться обязательно.

Корр.: Как отбираются желающие вступить в клуб?

"Святогор": Значит, желающих достаточно много, мы отбора не делаем. Мы стараемся принять всех. Просто мы ограничены на сегодняшний день помещениями, спорт-инвентарем, всё остальное мы в состоянии обеспечить. Ну, где-то сентябрь-октябрь, проходит набор, после этого мы просто дальнейшего набора не делаем. Порядка 150-ти человек у нас занимается регулярно. Различными видами русской воинской культуры – народная борьба, кулачный бой, историческое фехтование, историческая стрельба из различных видов исторического оружия – лука, арбалета, метание боевого ножа. Работает секция исторической реконструкции доспехов, снаряжений, вооружений. Когда ребята своими руками делают исторические костюмы, доспехи, оружие. Планируем распространить вот, как бы, этот огромный потенциал русской воинской культуры так же для реабилитации детей больных, с отклонениями в развитии. Как физическом, так и в психическом, с ограниченной подвижностью, детей-инвалидов. Потенциал огромен и он позволяет это сделать. То есть, в русской воинской культуре, вот этот оздоровительный аспект разработан и очень силен. Он позволяет это сделать. Ну, в порядке эксперимента я работал достаточно с большим количеством таких детей, мы находимся в постоянном контакте с детским оздоровительным лагерем «Колокольчик», для детей-инвалидов. Они регулярно приходят к нам сюда, на Кремль, стреляют из арбалетов. Программы русской воинской культуры позволяют человеку, как бы реабилитироваться. Основное, что делает всё-таки инвалида инвалидом – это неполноценность и главное – беззащитность. Если научиться ему защищать себя, почувствовать себя равным другим людьми, то эта психологическая инвалидность – она уходит. Человек становится, действительно человеком. Вот надо видеть их глаза, когда парнишка-колясочник, который всю жизнь во всем отставал от родств…, от всех людей, которые рядом с ним, вдруг получается, что руки у него прекрасные, сильные. И, допустим, боевой нож метает лучше всех. Вот в этом он – лучший. Он сразу становится другим человеком. На глазах меняется.

Корр.: Что даёт клуб?

"Святогор": Ну, прежде всего, это люди способные бороться и побеждать. Вот. Способные идти к цели, выдерживать удары судьбы, подниматься и снова продолжать движения вперед. Через наш клуб за эти годы прошло около 3-х тысяч человек и, вот, на сколько мы можем отследить это дело в городе, ни один из них не стал ни бандитом, ни наркоманом, ни сошел с праведного пути никаким другим способом. Все стали достойными людьми, все достойно работают на благо нашей Родины, на благо своего народа."

Поиск

Журнал Родноверие