Живете в столице? На фолк-пятачке бывали? Коньками фолк-лёд резали? Нет?! Срочно исправляйтесь! А ансамбль «ТОП-вечёра» вам в этом поможет.

Красочные наряды, звонкие голоса, динамичные танцы, шутки-прибаутки. На выставке-ярмарке «Жар-птица. Осень-2021» выступает «ТОП-вечёра». Пройти мимо студенты Московской Школы межэтнической журналистики не смогли. Сначала сплясали вместе с ребятами, а потом и поговорили.

- Как давно существует ансамбль?

Аня (участница ансамбля): Коллектив «ТОП-вечёра» образовался около 5 лет назад в Москве. Все началось с того, что мы проводили танцевальные вечерки в Екатерининском парке. В какой-то момент погода перестала нам благоволить, и мы решили найти такое место, которое сможет нас объединить и позволит углубиться в традицию. Таким место для нас стал Дом Культуры «Гайдаровец» на Земляном валу. Руководитель нашего творческого объединения – Илья Владимирович Ахрамеев. Педагогов как таковых нет, мы сами себе педагоги. Сами отслушиваем этнографические записи, сами их разбираем. Однажды даже пытались выбраться в этнографическую экспедицию, удалось, хоть и не совсем удачно.

Сначала занимались фольклором Нижегородской области. Но постепенно пришли к тому, что раз находимся в Москве, то и фольклор надо исполнять местный. Теперь большую часть нашего репертуара составляют песни Московской области, а точнее Восточного Подмосковья.

57
Аня

Илья (руководитель ансамбля): У нас был интерес создать место для себя и людей. Раньше мы собирались на фолк-пятачках, затем проводили фолк-лед зимой на катке, а потом внезапно вписались в Дом культуры, там и осели.

- Что такое фолк-пятачок?

Илья: Фолк-пятачок – это самое успешное мероприятие у нашего коллектива. Есть известный в Измайловском [парке] пятачок, куда приходят люди в основном пенсионного возраста. Они пляшут, поют частушки, песни советского времени, романсы и пр. В свое время мы решили создать такое же место, только для молодежи. И вот уже 6 лет собираемся в Екатерининском парке. Возраст участников разный. В основном это люди до 40 лет. Мы там танцуем старинные танцы, поем песни, исполняем пляски. Это старинная форма совместного досуга.

- Часто собираетесь?

Илья: Во время сезона, с начала мая до конца сентября, собираемся раз в неделю на крытой эстраде Екатерининского парка. А в зимнее время проводим вечерки от случая к случаю в разных местах, в том числе и в нашем Доме культуры.

58
Илья

- Сколько участников в вашем коллективе? Сколько им лет?

Аня: В составе 13 человек.

Илья: У нас в коллективе люди от 17 лет и старше. Верхних ограничений нет. Но точно до 40 у нас все.

Николай (участник): Средний возраст коллектива с каждым годом увеличивается.

- Принимаете ли вы новых членов?

Илья: Ну, у нас страшное посвящение надо проходить *смеется*

- Можете нас посвятить в это таинство?

Илья: Если решите прийти в наш коллектив, мы вам расскажем. Это закрытая информация. Но надо пройти 17 этапов.

Аня: Но сначала надо спустить в подвал *смеется*. На самом деле, в этот четверг у нас было открытое занятие, после него появились желающие вписаться. Посмотрим, кто со следующей неделе придет. Так что мы расширяемся.

59
Выступление

- Вы собираетесь в свободное от работы время, для вас это хобби?

Илья: Я сотрудник Дома культуры [«Гайдаровец»], так что для меня это своеобразная обязанность. А так, у нас в стране есть много людей, которые стремятся к творчеству.

- Как я знаю, вы еще организовываете мастер-классы? Для кого? И кто выступает инициатором?

Илья: Да, проводим. Бывает люди сами просят провести у них мастер-класс. А бывает, что мы даем анонс и собираем публику. Недавно вот проводили открытое занятие, то есть мы сами приглашали желающих.

— Как и где вы собираете этнографический материал для выступлений?

Аня: По большей части мы используем экспедиционные записи наших, так скажем, учителей. Почти все мы учились где-то фольклору или занимались, будучи детьми, в каких-то коллективах, собственно, у нас есть наработанные нашими преподавателями архивы, которые мало кто разбирал, мы сами оцифровывали видеокассеты и по ним работаем.

- Как вы готовите костюмы? Берете в костюмерной при Доме культуры?

Илья: Нет, мы все делаем сами. У нас есть в ДК помещение, где мы храним часть имущества, но в основном люди держат все по домам. Костюмерная ДК нам пока не может предоставить то, что нам нужно.

Аня: У нас все свое. Сами шьемся, сами закупаем ткань. Второй вариант, покупка этнографических костюмов. Есть у нас люди, которые ездят по деревням и скупают у бабушек.

Илья: Вот Боря [участник ансамбля], у нас шить не умеет, поэтому он скупает у бабушек.

- Вы стараетесь подобрать костюм под танец?

Илья: Нет, скорее стараемся подобрать танец под костюм.

Николай: Костюм зависит от района, области. То, что мы танцуем должно совпадать с тем, что на нас. Чтобы все было гармонично.

Аня: Сейчас мы представляли культуру Московской области. В женском варианте на мне мог быть сарафан, или как у меня полуплатье, то есть платье без рукавов.

- Этнографическую точно в одежде соблюдаете?

Аня: Есть конечно рисунки или орнаменты, которые сюда не подходят. Мы стараемся, чтобы все более-менее было похоже на то, что бытовало раньше.

Поиск

Журнал Родноверие