Ведущий российский египтолог Виктор Солкин впервые осмотрел коллекцию древностей в краеведческом музее Ставрополя. О том, что произвело на него впечатление, культурном и научном наследии Древнего Египта, а также своём пути в профессию, он рассказал в интервью «Победе26».

Голова знатной дамы и ожерелье с кошками

— Виктор, что в ставропольском музее-заповеднике вызвало у вас наибольший интерес?

— Из десятков артефактов, которые мне удалось осмотреть в Ставрополе, выделил бы голову мумии. Голова женская, хранится в музее с начала XX века. Поскольку у неё нет саркофага, нигде не указаны имя и титул, её нельзя опознать. Но качество ткани, в которую она завернута, — фантастическое. Это тончайшие льняные пелены, похожие на виссон, в который оборачивали только очень знатных особ в Египте. Есть определённые признаки, по которым можно утверждать, что эта дама была очень знатна.


Амарнская принцесса на выставке «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Если исследовать органические материалы — бальзамические масла, ткани — можно будет установить, сколько лет она прожила, от каких болезней страдала. Можно сделать реконструкцию её лица.

Я готов попросить своих московских коллег, антропологов и медиков, подключиться к её изучению, чтобы они сделали анализ ДНК.

— Каков возраст древнеегипетских предметов, которые хранятся в музее?

— В основном они датируются второй половиной I тысячелетия до новой эры (до н. э.) и IV–VI веками новой эры (н. э.). То есть это уже достаточно поздний Египет. Есть вещи рубежа I века до н. э. – I века н. э. — эпохи Клеопатры VII. Одна из самых древних вещей в музее — красивая небольшая бронзовая статуэтка Осириса — бога вечной жизни и бессмертия, сделанная примерно в VII веке до н. э. Ну и, конечно, надо исследовать голову мумии. Она может быть старше статуэтки.


Фотофиксация скульптурного портрета Сенусерта III в музее Н.С. Голованова

— Увидят ли ставропольцы когда-нибудь эту коллекцию, в частности голову мумии?

— В музее к декабрю готовится новая экспозиция отдела археологии. Возможно, на этой выставке появится и голова. В фонде музея много бронзовых и фаянсовых изображений божеств. Есть статуэтка Тота — бога мудрости, есть фрагмент фаянсовой ритуальной трещотки с ликом богини любви Хатор, ожерелье из фигурок кошек, есть архив старинных фотографий, когда-то привезённых из Каира, ещё представлены статуэтки ушебти и их два надсмотрщика.

Ушебти с древнеегипетского переводится как «ответчик». Их помещали в гробницу, чтобы их сущности оживали в ином мире и помогали умершему — например, работали за него на полях загробного мира. Статуэтки надсмотрщиков, кстати, являются очень редкими.


Лекция Виктора Солкина в Ставрополе

Для чего нужны эти надсмотрщики? Египтяне изобрели древнейший в мире 365-дневный календарь, который лёг в основу григорианского. У них не было недель, были декады. Один ушебти по египетским представлениям в ином мире работает десять дней — одну декаду — и эту декаду за ним надзирает надсмотрщик.

«Алкимия» и три цветка папируса

— Что ещё изобрели египтяне?

— У них очень были развиты науки, например астрономия. Учитывая, что начало древнеегипетской цивилизации датируется серединой IV тысячелетия до н. э., они знали как минимум о пяти планетах, о том, что Земля имеет форму шара.

— Есть мнение, что астрология зародилась в Древнем Египте и там же появились карты Таро. Это так?

— Древнейший египетский гороскоп датируется III веком до н. э. До этого периода классической астрологии в Египте не было. Это индо-вавилонское учение, оно пришло вслед за Александром Македонским, которого воспринимали как царя–освободителя, потому что он избавил египтян от персидского нашествия. А вот что касается карт Таро, то их точно не было в Древнем Египте. Это изобретение эпохи Возрождения.


В закрытой для посещений зоне между лапами Сфинкса

— Как занимались наукой древнеегипетские астрономы?

— Обсерватории располагались на крышах храмов. При помощи специальных приспособлений древнеегипетские учёные наблюдали за звёздным небом. Особый интерес у них вызывали Орион и его «супруга» — Сириус. С её восходом обычно совпадал разлив Нила. Для египтян эти звёзды были священными.

— Какой след древние египтяне оставили в мировой науке и культуре?

— Там были разработаны основы физики и химии. Средневековые арабы назвали последнюю «альмия», «алкимия», «аккеме». То есть наша с вами химия — это та самая алхимия или алкимия, к которой в средние века добавились эзотерические тайные учения, но от которых она потом очистилась.


В погребальной камере пирамиды царя VI династии Тети, Великий некрополь Саккара

Через Грецию и Византию в русскую культуру из Древнего Египта пришла иконография и представления о некоторых святых. Так, Георгий Победоносец, который побивает на коне змея, — это образ, восходящий к знаменитому мифу о великом солнечном царе Хоре Бехдетском. Изначально он стоит на ладье с копьём и побеждает змея или крокодила. А уже в римское время ладья стала конём.

Любопытно, что больше 30 имён, считающихся славянскими, на самом деле древнеегипетские — например, Пахом, Ануфрий, Таисия и т. д. Сказка о Златовласке тоже пришла из Древнего Египта. Там этот сюжет впервые прозвучал в середине II тысячелетия до н. э. Буква «ш» — это иероглиф трёх цветков папируса, поднимающихся из озера. В древнеегипетском языке был такой звук, произносился почти как наше «ш».

А если говорить о памятниках материальной культуры, то очень многие египетские вещи считались магическими оберегами — например, фигурки богини Исиды, держащей на руках младенца Хора. Их часто находят в России на всей территории — вплоть до Урала и на Северном Кавказе. Попадали они сюда через торговые контакты.


Среди святынь города Ахмима — голова колосса Рамсеса Великого

— Вы про Великий шёлковый путь? А что насчёт скифов, живших на территории Ставрополья — бывали ли они в Древнем Египте?

— Да, я имел в виду в том числе Шёлковый путь. А по поводу скифов — такой информации в сохранившихся египетских источниках нет, как нет каких-то предметов, это подтверждающих. При этом на египетские источники смело можно в этом вопросе опираться — они точные, потому что древние египтяне любили детали.

«Сердце трепещет, как рыба в пруду»

— А какими были древние египтяне?

— Они считали, что мир не развивается, а деградирует и с течением времени отходит от царившего когда-то золотого века, а человек погрязает в материальном и теряет ощущение предков, течение мира богов. И задача человека и человечества, по их мнению, — вернуться к истинам предков, наслаждаться произведениями искусства, постоянно обращаться к мудрости, чтобы поддерживать в человеке человечность, чтобы, как они говорили в своих текстах, «не утомилось сердце». Ведь томление сердца — это почти что смерть, по их убеждению.

При этом они были весёлыми людьми. Например, в XII веке до н. э., в эпоху правления Рамсеса Великого II, в одну из деревень на западном берегу Нила, где жили строители царских гробниц, переехал сын одного из чиновников. Один из мастеров, Неферхотеп — такой древнеегипетский Рафаэль своего времени — пожаловался на него визирю: тот вёл себя неподобающе, был пьяницей, насильником, драчуном. Неферхотеп в своём письме в том числе написал: «А ещё он пьяный сидел на незавершённом саркофаге фараона и кидался в прохожих глиной».


В гробнице царя Сети I в Фивах, Долина царей XIII в. до н.э.

У египтян была прекрасная любовная лирика. Например, юноша пишет письмо девушке и говорит о том, что его сердце при виде неё трепещет, как красная рыба в пруду, и он молится золотой богине любви Хатхор, чтобы та построила мост с его берега реки на её, чтобы их чувства стали взаимными.

Кроме того, у древнеегипетской женщины был довольно высокий для Древнего Востока социальный статус. Она могла получить образование в храме, сама распоряжалась в случае развода или смерти мужа своей частью имущества, которое было её приданым, или тем, какая часть имущества перейдёт детям. В Карнакском храме бога Амона была ассоциация жриц, и решение главы ассоциации превалировало над решением мужа.

Ещё они очень любили детей, стремились к науке, были невероятно трудолюбивы. И сами развивали свою элиту. Известно много случаев, когда жрецы видели среди детей, приходящих к ним в храм, способных или одарённых и обучали их. Те потом становились чиновниками, писцами, известными архитекторами и т.д.


Лекция о египетском собрании Лувра в библиотеке имени М.А. Волошина

— Почему так мало информации сохранилось о других представителях древних цивилизаций?

— Египтяне уделяли большое внимание имени и памяти о человеке, его истории. Это и дало фантастический материал для изучения. Благодаря этому мы знаем, например, художников, скульпторов, живописцев, резчиков из Древнего Египта больше, чем из всего остального Древнего мира. И зачастую мы даже знаем авторство той или иной работы.

Например, создателя самого известного бюста Нефертити звали Тутмосом. Известны имена астрономов или изобретателей водяных часов, которые дошли до нас из XXVII века до н. э., и имя архитектора, придумавшего египетскую ступенчатую пирамиду, — это был Имхотеп — придворный мудрец, близкий друг фараона, жрец бога солнца Ра, астроном и автор календаря. Его имя помнили и через 2600 лет после его смерти, в I веке до н. э.


Статуя богини Сехмет в музее египетского искусства в Луксоре

— А какие негативные черты были у древних египтян?

— Неприятие иной культуры и представителей других народов. В египетском языке человек — это египтянин. Не приветствовались межнациональные браки. Сохранилась дипломатическая переписка Египта и Месопотамии XIV века до н. э. Вавилонский царь отправлял в Египет своих дочерей, чтобы те становились жёнами царя Минхатпа III. В какой-то момент царь Вавилона попросил у египетского «коллеги» его дочь в жёны. В ответ он получил: «Никогда ещё дочь египетского царя не выходила замуж за иноземца».

«Хранитель смыслов»

— Как вы решили стать египтологом? И что для этого нужно?

— Моя семья военно-артистическая: мама — балерина Большого театра, папа — военный. И дома любили культуру Древней Греции. Мама часто водила меня в музеи. Однажды на очередной экскурсии, когда мне было семь лет, я совершенно случайно заглянул в египетский зал. У меня тогда было ощущение полнейшего восторга, как будто через меня прошёл электрический разряд. Я походил по залу, посмотрел каменные саркофаги, потрогал сфинкса. Семья мне прочила другую карьеру и боролась со мной. Но в 11 лет я написал письмо директору Эрмитажа Борису Пиотровскому. Попросил совета, как быть в этой ситуации и что делать, чтобы стать египтологом. И при всей его занятости он ответил мне. Дома прочитали это письмо и, поражённые, что сам директор Эрмитажа мне ответил, сдались.

Чтобы стать египтологом, нужно в совершенстве знать английский, хорошо владеть французским и немецким языками. Знать египетское иероглифическое письмо. Конечно, разбираться в истории. И обязательно надо получить опыт музейной работы, опыт взаимодействия с памятниками древнеегипетского культурного наследия. Следует понимать, что работы будет очень много. Как говорил Марк Аврелий, необходимо «постоянство усилий». В студенческие годы я учился в университете, работал в музее и изучал египетские иероглифы на базе Российского института востоковедения в Российской академии наук.


Публичная лекция в Министерстве по делам древностей Египта

— В книге Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний» есть аллюзия на вас, персонаж Солкинд. Как к ней отнеслись?

— Положительно. Есть даже небольшая история, с этим связанная. В Москве живёт коллекционер Кирилл Данелия — сын кинорежиссёра Георгия Данелия. В свою галерею он однажды привёз с одного из зарубежных аукционов уникальный египетский костяной магический жезл. Я проводил экспертизу этой вещи и часто потом комментировал всё, что связано с этим артефактом. И история профессора Солкинда в романе начинается с этого магического жезла. Пелевин буквально до цитаты взял очень важные блоки из моих лекций, которые касались, например, сновидений или магического пространства Древнего Египта. Да, его герой со мной не совпадает — я, например, не байкер, но в образе, который создал Пелевин, я увидел то, что мне польстило. Он меня написал как «хранителя смыслов». Мне это очень близко.

Поиск

Журнал Родноверие