Как проходило Рождество в барском доме и в крестьянской избе, можно узнать в есенинском Константинове.

«Чем хорош наш музейный театр? Действо происходит не на сцене, а в самой исторической среде»,

– говорит Наталья Рамнёнак, создатель этнографического театра «Звонница» музея-заповедника Сергея Есенина.

Детский коллектив с таким названием Наталья Викторовна, выпускница Рязанского музыкального училища и Рязанского института культуры, создала в Рыбновском районе еще в 1992 году. Он базировался на разных площадках, в том числе в Константинове, в музее и доме культуры, с 1998 года носил звание народного коллектива Рязанской области.

C 2018 года возобновил работу как театр «взрослый», актеры в котором – сотрудники музея. Конечно, для каких-то спектаклей привлекают детей, приглашённых актеров, но основной состав за эти годы претерпел мало изменений. Подход к созданию репертуара – свобода творчества, но на основе глубокого изучения материала: музейных коллекций, традиций Константинова и Рязанского края, творчества и биографии Сергея Есенина и его современников. Наряды – точные копии одежды из музейных фондов: народные костюмы пошиты благодаря выигранному гранту, дворянские – созданы в мастерских Рязанского ТЮЗа.

Руководитель коллектива Наталья Рамнёнак заведует научно-методическим отделом музея-заповедника. Она же пишет все сценарии, подбирает музыку, озвучивает их, играет и поёт в спектаклях, мастерит характерных кукол для представлений (в её арсенале много технологий, основная – валяние из шерсти)…

– Наталья Викторовна, как пришла идея создать музейный этнографический театр?

Н.Р. – Некоторые участницы детского коллектива «Звонница» сейчас работают в музее. Как-то они мне предложили восстановить, конечно, доработав, одну из наших программ и показать гостям музея… Руководство музея-заповедника нас поддержало, Борис Иогансон сам стал инициатором создания нескольких спектаклей, поездок. Мы показывали свои программы на Сахалине, в Крыму, в Калининграде, в Орле.

– Расскажите о ваших актёрах…

Н.Р. – Виктория Агапова пришла в «Звонницу» в первом классе. А теперь театр стал ее профессией, она окончила режиссерский факультет Московского университета культуры. У нас в коллективе Виктория – помощник режиссёра, отвечает за костюмы, реквизит, организационную работу и играет несколько ролей. Анастасия Архипова тоже пришла в «Звонницу» в начальной школе, она солистка – поёт с детства, характерная актриса, играет главные роли. Наталья Лыгорева не занималась у нас, но она такая творческая натура, что была одним из инициаторов воссоздания «Звонницы». А в новом спектакле будет играть Лидию Кашину.

Надежда Алхимова прекрасно говорит на местном диалекте, знает такие тонкости константиновских традиций, праздников, о которых другие и не догадываются. Артём Кузин играет главные роли: он и Жених, и Бабка Коляда, и Кашин. Он любит перевоплощаться, дает подсказки по костюму. Александр Малахов – характерный актер, у него бархатный голос, и еще он на спектаклях работает со звуком.
Позже к нам присоединились Мария Разумнова, Татьяна Кутычкина и музыкант Ким Очкалов. Теперь не верится, что Мария случайно попала в театр: прекрасный голос, чувство меры, она хорошо вживается в роль. Татьяна много лет занималась хореографией, встречалась с детской «Звонницей» на праздниках и сама захотела в театр. У неё хорошая речь, играет несколько ролей. Ким, студент консерватории, у нас играет на гармони и балалайке, выступает в роли Есенина.

Наш театр отличается тем, что большинство участников из Константинова, Федякина, Кузьминского, местные традиции для них – своё, родное. Если в театре десять человек, то у каждого своё направление, своя роль, а главное – неповторимый голос. Если одного какого-то голоса не будет, то всё зазвучит не так… А без песни в праздники нельзя.

– У вас в театре такой сплав этнографии, истории, литературы…

Н.Р. – Обо всём репертуаре рассказывать долго. Есть целые циклы программ, есть те, что были сыграны пока один раз, хотя прошли хорошо.

Самый масштабный спектакль «Времен связующая нить» – длительностью полтора часа. Он включает в себя весь календарный народный цикл: Рождество, Святки, Масленица, Троица, Покров. В нем актёры не говорят: поют, танцуют, показывают обычаи – не только Константинова, потому что здесь мало что сохранилось, но и соседних сел, в целом Рыбновского района и Рязанской области. Отдельные части этого спектакля мы дополняем и показываем на праздниках, например, на Масленицу представление идет сорок минут. При подготовке использовали книгу краеведа Анатолия Панфилова «Константиновский меридиан», воспоминания – в том числе сестёр Сергея Есенина, произведения самого поэта…

– А у актёров какие спектакли любимые?

Н.Р. – Один из самых первых, «Константиновская свадьба», его мы играем на Красную Горку и на Покров. И маленький пятнадцатиминутный спектакль «Время, ушедшее навсегда», возле дома родителей Сергея Есенина, в который мы вложили частичку своей души. Там показана жизнь семьи, крестьянской усадьбы, взросление поэта… И рядом с мемориальными амбаром, ригой у нас были лошадь, коза с козлятами. Зрители с ними фотографировались.

– Как вы придумываете новые спектакли?

Н.Р. – Когда решено было один из праздников посвятить кавказским поездкам Есенина, я сначала взяла сценарий Татьяны Шестаковой «Где жила и пела Шахразада». Но увидела, что нам не подходит. А по телевизору шел сериал «Золотой век»… И подумала: а не рассказать ли историю как Есенин попал на Восток, в атмосферу тех сказок – и родились «Персидские мотивы». Сочинила диалоги поэта и других героев, но не хватало музыки… Случайностей не бывает. Я долго жила и работала на Кавказе, где познакомилась с творчеством великого армянского композитора Комитаса (Согомона Согомоняна). И поэзия Есенина хорошо легла на его музыку. Но скоро спектакль «Там жила и пела Шахрезада» обретёт второе дыхание.

– А повлиял на ваши представления обретенный в 19-м году архив стереослайдов – кадров из жизни имения Кулаковых-Кашиных?

Н.Р. – Да. Когда мы их увидели, то сразу подумали: костюмы есть, сад на месте, дом Кашиной – вот он. Почему бы не повторить сцену со слайда на летнем празднике? Все господа выходят пить чай… Звук затвора фотоаппарата – и вот она, ожившая фотография из экспозиции в мезонине. А потом от простого воспроизведения снимка перешли к целой картине усадебной жизни. Герои не только пьют чай, они гуляют, играют в шахматы, шашки и крокет. В прошлом году поодаль, в яблоневом саду, варили варенье.

– Перенесёмся из лета в зиму. Скоро новогодние каникулы, и вы по традиции будете показывать, как отмечали праздники в Константинове…

Н.Р. – Программа «Забежала Коляда на село» зародилась еще в детской «Звоннице». А в музейном театре мы добавили новые эпизоды: таусень, танец половицы, святочные гадания, настоящий вертеп с куклами, со свечами и другие… Сначала колядуем у дома родителей поэта, в доме показываем народные обычаи, гадаем, появляется Бабка Коляда, потом переходим в дом священника Ивана Смирнова и там славим Христа, поем кондак, показываем вертепное представление, угощаем пирогами.

– Вы в разговоре упомянули премьеру, главная героиня которой – Лидия Кашина.

Н.Р. – Да, 2 и 3 января в её доме мы покажем, как проходило Рождество в дворянской усадьбе (эта программа, как и «Забежала Коляда…» – по предварительной записи). При написании сценария использованы фрагменты произведений Фёдора Достоевского, Александра Островского, Валентина Катаева. Спектакль назван «В усадьбе тихой над Окою» – это строчка из стихотворения, которое посвятил Лидии Кашиной друг дома, профессор зоолог Григорий Кожевников, который часто приезжал сюда поохотиться. Тут будет стоять ёлка, зрители увидят гостей имения, узнают, какие подарки дарил детишкам рождественский дед. Приглашаем вас в Константиново в новогодние праздники!

Поиск

Журнал Родноверие