Исландский композитор, музыкант, годи общины Ásatrúarfélagið.

Северный Ветер: Хильмар, добрый день! Начиная наш журнал десять лет назад, мы и представить не могли, что доживем до десятилетия. Но еще больше мы не могли себе представить, что когда-нибудь нам выпадет честь взять у вас интервью. От редакции и всех наших читателей и последователей Асатру — огромное спасибо за такую возможность!

Хильмар: Здравствуйте все, и большое спасибо за оказанную мне честь. Меня радует, что вам помогает моя давняя подруга Ольга Маркелова.

- Насколько мы поняли, вы выступаете за сбалансированный подход к Традиции и Эволюции, иронизируя над так называемыми «твердолобыми традиционалистами»: «Эти люди хотят ударить вас Эддой по голове. Они цитируют поэзию, как священное писание» ((с) интервью Pagan Poetry, 2022). Разделяя ваш подход, все же должны спросить: ко всем ли нововведениям следует относиться философски, считая их неотъемлемой частью развития? Существуют ли какие-то критерии, позволяющие определить, что действительно является эволюцией Традиции, а что — непозволительный новодел? Например, пустая руна Ральфа Блюма. Может ли она быть рассмотрена как доказательство естественного развития Традиции, или это совершенно неадекватная фантазия отдельного автора?

- Если кто-то пытается ввести «секретные знания», требующие посвящённости в какие-либо тайны, то на 99.9999999999999999% это вздор. Если ты собираешься для изучения скандинавского язычества прибегнуть к Юлиусу Эволе (Julius Evola) или традиционалистам, таким как Рене Гвенон (René Guenon) и Ананда Кумарасвами (Ananda Coomaraswamy), то у них вздора 100%. Книги Эдреда Торсона — это в немалой степени плагиат из сочинений Völkisch «оккультистов» («dulspekingum») , таких как Йёрг Ланц «фон» Либенфельс, Гвидо «фон» Лист и Рудольф «фон» Зеботтендорф (Jörg Lanz «Von» Liebenfels, Guido «Von» List, Rudolf «Von» Sebottendorf). (Дворянское происхождение, обозначаемое приставкой «фон», у них вымышлено, точно так же, как и у моего приятеля Ларса фон Триера! Студентам Датского института кино он напоминал Эриха фон Штрохайма из «Сансет-бульвара» и Йозефа фон Штрохайма, режиссёра «The Devil is a Woman», которого Ларс всё время цитировал и, наверно, цитирует до сих пор. Я пытался заставить Бьёрк сказать Ларсу: “Mister DeMille. I am ready for my Close Up” — во время съёмок “Танцующих в темноте”. У неё хватило ума меня не послушать). Все тайные учения о «сейде» как северной тантре в основном базируются на «secret initiated teachings», которые я прислал одному американскому священнику voodoun (sic!), также являвшемуся епископом гностиков с Apostolic Succession Апостола Петра. Он в 1981 произвёл меня в епископы гностиков Исландии, Гренландии и Фарерских островов. Эту забавную чепуху я сочинил полушутя, и она изобилует вымышленными этимологиями, например, будто слово «ergi» того же корня, что греческое «aergos», что означает «пассивный», — и это до сих пор ходит на правах древнего тайного знания. Вышеупомянутый Эдред Торсон (наст. имя Стефен Флауэрс/ Stephen Flowers) создал скандинавскую мистику на основе собственных мазохистских наклонностей, рассматривая в её свете понятие «ergi». Он указывает на то, что богов называют словами «höpt» и «bönd», а Локи сексуализируется в немецких иллюстрациях XIX века, где он изображён в голом виде, привязанным к камню, и змея (кундалини) выпускает на него слюну, а рядом с ним находится полураздетая Сигюн — «госпожа». Никогда не верьте подобному вздору. У песней Старшей Эдды достаточно содержания, и полезно ознакомиться с гипотезами Берты Филпотт (Berthа Philpott) и Терри Ганнелла (Terry Gunnell) о театрализированном исполнении эддических песней. Гипотеза Свавы Якобсдоттир о «Hieros Gamos» в сюжете о Гуннлёд из «Речей Высокого» поражает воображение. Исландские филологи Гисли Сигюрдссон, Аурманн Якобссон и Хёйк Торгейрссон (Gísli Sigurðsson, Ármann Jacobsson, Haukur Þorgeirsson) взорвали рамки скандинавской филологии, что хорошо, потому что её центр начал смещаться с Исландии. Например, дротткветы в основном изучают в Австралии, но лучше об этом высказываться как можно меньше. Невежество в той области порождает людей вроде шарлатана Ральфа Блума (Ralph Blum). Я с ним близко знаком, и он казался мне эдаким весёлым пьяницей, который рассказывает интересные истории (как это нередко у мифоманов его типа). У него было интересное происхождение: мама — знаменитая актриса голливудского немного кино, детство он провёл в Лос-Анжелесе. Он охотно признавался, что сам ничегошеньки не смыслит в рунах, а свою систему придумал, когда его бросила жена. Он писал научно-фантастические романы и книги про НЛО, не имевшие коммерческого успеха, и, по его собственным словам, изучал историю советского кино в Ленинграде в 1961–1964. Но к самим древним текстам ничего нового пока не прибавилось, за исключением крошечных фрагментов, обнаруженных с помощью инфракрасного и ультрафиолетового излучения: ведь Codex Regius подвергался правкам. Например, слово «íviðja» (троллиха) «исправлено» на «í viði». А ещё есть фрагменты вроде шутливой неприличной поэмы «Grettisfærsla», которую пытались вымарать из текста. Изучение текстов в основном сменилось изучением археологических находок. В последние годы мы всё больше узнаём о вёльвах из вновь найденных вещей, бусин и одежды. Короче говоря, фантазия и шаманские откровения в нашем случае не помощники.

- «Мы рождаемся, взрослеем, стареем и умираем. А потом все начинается сначала» (с) интервью Pagan Poetry, 2022). Правильно ли мы понимаем, что помимо известных вариантов посмертия души (Вальхала, Хель, Фолькванг), здесь идет речь о реинкарнации? Если да, то в каком случае нам даётся возможность вернуться после смерти именно в Мидгард? Имеет ли душа «пол», или она может перерождаться и в мужском, и в женском обличии? Расплачиваемся ли мы за ошибки «прошлых» жизней?

- Реинкарнация — одна из многих возможностей посмертия, как мы видим из «Песни о Хельги убийце Хундинга». С тех пор, как Елена Петровна Блаватская (которую я обожаю) опубликовала через Теософское общество эдакую «диетическую» реинкарнацию и «диетическую» карму (в книгах «The Secret Doctrine» и «Isis Unveiled»), об этом писали много всякого вздора. Я предпочту ничего к этому не прибавлять. Лично я сам верю в реинкарнацию по причине воспоминаний из детства. Но я не знаю, является ли моя теперешняя жизнь на земле наградой или наказанием…

- Давайте представим себе общепланетарный саммит, на котором собрались представители всех религий и традиций. Все участники сидят за огромным круглым столом, и напротив каждого стоит табличка с названием религии и одной фразой, наиболее точно описывающей ее основной принцип. Что, на ваш взгляд, должно быть написано на табличке с именем «Асатру»?

- Решайте сами.

- Для многих (если не всех) русскоязычных последователей Асатру приход в Традицию — это сложный Путь поиска ответов и смыслов, часто сопровождаемый серьезными внутренними и внешними конфликтами. В наших странах мы не рождаемся асатруа, но приходим в Традицию, следуя зову, который невозможно игнорировать. В Исландии и других Скандинавских странах всё, вероятно, должно происходить иначе, верно? Намного естественней и проще. Или мы не правы в наших представлениях? Как проходил лично ваш Путь в Традицию?

- Я увлёкся мифологией, когда в детстве жил в Германии, где мой отец изучал архитектуру. На конкурсе сочинений я выиграл в качестве приза книжку «Deutsche Heldensagen» («Немецкие сказания о героях») — Дональд Трамп наверняка назвал бы такую ситуацию «rigged» («фальсификацией»). Эти немецкие сказания оказались исландскими! Кроме «Беовульфа». (К фильму по нему я потом написал музыку). А ещё на меня сильно повлиял учёный Эйнар Паульссон (Einar Pálsson), который выдвинул теорию о Корнях Исландской Культуры (Rætir Íslenskrar Menningar). Он был и остаётся дискутабельной фигурой, — но со мной он общался как со взрослым, давал мне почитать книги, и я питал к нему самые тёплые чувства. Языческой общины Исландии в ту пору не существовало, но многие из её основателей также находились под влиянием Эйнара. В то время быть асатруа было непросто, т.к. академикам казалось, что это глупости и в это нельзя верить всерьёз. К счастью, это больше не так, и мы оказали в этом смысле положительное влияние.

- Говоря о последователях Асатру из других стран. Нам часто приходится держать ответ: почему мы следуем Традиции скандинавов, а не славян, которая, по логике, должна быть нам ближе и понятнее. А как в вашей общине относятся к последователям Асатруа не из скандинавских стран, поддерживаете ли с ними какие-то контакты? Считаете ли возможным, что зов Северных богов может быть громче, чем зов богов родной земли? Как думаете, почему это происходит?

- Я встречал людей, возрождающих славянское язычество, и был очарован. Я рекомендую вам также изучить и собственные корни и народные верования, из которых многому можно научиться. А я предвкушаю чему-нибудь научиться от вас. Марийские верования и верования многих народов Крайнего Севера сейчас исчезают, и вы можете помочь их сохранению! Я не верю в зов богов, на мой взгляд, это понятие подходит только для монотеистических религий. Вообще говоря, от мессий много проблем, ср. иудейские пророки в наши дни. Например, некий Махди (Mahdi) или люди вроде Джоанны Сауткотт или Джерри Фолуэлла (Joanna Southcott, Jerry Falwell), которые утверждают, что пришествие Христа вот-вот настанет (например, Сауткотт считала, что сама родит Иисуса № 2). Я верю в склонность, тенденцию, т.к. она в принципе отражает нашу личность и способности. Я не верю, будто боги — это что-то, что у нас «в крови», что-то генетическое. Я скептически отношусь к представлению К.Г. Юнга о национальном бессознательном (которое следует отличать от коллективного бессознательного). Его произведение о Вотане как немецком архетипе опасно, т.к. является оправданием роста нацистских настроений и войны. Последователи Юнга предпочитают не афишировать, прячут эту статью, а также книгу «Wandlungen und Symbole der libido». Книга вышла в английском «диетическом» издании под заглавием «The Transformation of Symbols». Внутреннее переживание можно воплотить посредством искусства — как мой любимый А. Скрябин, который мечтал изменить человечество к лучшему музыкальной композицией «Мистерия», в начале которой два цеппелина раскачивают гигантские колокола над Гималаями. Это было бы самое грандиозное в мире зрелище!

- А как насчет единомышленников из скандинавских стран? Проводите ли совместные блоты? Выезжаете ли на фестивали исторической реконструкции?

- Некоторые из нас связаны с такими группами, и мы всегда хорошо принимаем тех, кто приходит к нам. Однако у меня вызывают отвращение люди, прикрывающие северной верой свой фашизм и расизм. Поэтому я никогда не ходил на блоты, пока жил в Дании. Там всё было хорошо, но в последнее время там стали задавать тон американские язычники. Как я уже говорил, я терпеть не могу, когда религией становится личный фетиш. Например, как когда Джералд Гарднер захотел раздеться догола и дать себя выпороть. А сейчас это часть Викки — религии, которую он создал между 1940 и 1950 гг. Стефен Флауэрс наряду с северными богами почитает египетского Сета и смешивает эту веру со своими личными фетишами. Ну и на здоровье — хотя мне это кажется, в лучшем случае, смешным.

- Сразу несколько этических вопросов. Как Асатру способно изменить человека изнутри? Какие качества оно формирует, по вашему мнению? И, на ваш взгляд, что для асатруа должно быть совершенно неприемлемо?

- В «Речах Высокого» сказано, как жить хорошей содержательной жизнью. Они оказались для меня полезны. Аналогичные произведения о правильном поведении можно найти у даосов, стоиков, сюда же относятся и «Размышления» Марка Аврелия. А есть и местные изречения, советы, проистекающие из определённого окружения, вроде: «Не входите в эту реку в сентябре, когда тают снега». У вас есть множество таких полезных советов, связанных с местными условиями от Сибири до Чёрного моря. Полезные советы, проистекающие из местных условий, удачны и логичны. Скажем, в Исландии было бы глупо воздвигать Медного змея посреди Центрального высокогорья для прекращения нашествия змей, как в Ветхом Завете. И нам не прожить без свинины, которая во многих восточных религиях запрещена, потому что крайне плохо хранится при жаре в пустыне. Запреты и предписания не являются частью асатру. Это не «религия откровения», как монотеистические религии. У нас, в принципе, есть такие вот полезные советы: «Лучше не быть другом врагу своего друга»», «Не говори много о том, что знаешь мало или совсем не знаешь».

- «Среди варваров все спорные вопросы, относящиеся к частным делам, принято решать жребием, а в делах общественных они обыкновенно требуют ответа богов» (Адам Бременский). А как дела обстоят сейчас? Используете ли Вы предсказательные практики на блотах общины? Советуетесь ли с рунами, принимая важное решение, как для общины, так и для ее участников?

- Вкратце, я мало считаюсь с мнением бременского христианского епископа, который считал всё язычество дьяволопоклонничеством. Но его описание статуи Фрейра из Уппсалы интересно. Из нас лишь немногие используют руны или занимаются рунической магией. Это в основном происходит от недоумков из движения «Völkisch», например, вышеназванных фон Либенфельса и фон Листа, которые не могли читать по-древнескандинавски и заполняли лакуны вздором собственного сочинения.

- Исторически так сложилось, что существуют два порядка следования рун в старшем Футарке. В первом случае футарк заканчивается руной Дагаз, а во втором — Отал. Какой вариант используете вы?

- Деление футарка на старший (норвежский) с 24 знаками и младший (датский) с 16 знаками — гипотеза XIX века, которая совсем не подтверждается. Исландских рунических надписей сохранилось всего две. Они христианских времён, и в них используется алфавит, содержащий от 23 до 29 рун. Считать «Фе» и «Отал» языческим вариантом Альфы и Омеги (или «алефа» и «тау» в еврейском алфавите) чревато вымученными теориями, в которых перемешаны разные традиции. В итоге это кончается теорией об «утарке», в которой «Фе» перемещается, а первой руной выходит «Ур», что значит Uxi — «Бык», (ср. Auros), совсем как еврейский «алеф»…

- Насколько тесно связаны магия и традиция, и есть ли место магии в современном исландском обществе? Чертите ли каупалоки перед покупкой дома, заглядываете ли в исландские гримуары, чтобы найти потерянное?

- Как я сам когда-то сказал, магия — для отдельных индивидуумов, и в этой связи она может обладать очень большим влиянием. Когда одни и те же магические действия становятся достоянием больших масс, они превращаются в религию и быстро теряют своё очарование. Мы настолько практичны, что относительно новые гальдраставы, почерпнутые из третьего тома собрания исландского фольклора Йоуна Ауртнасона, почти ничего не значат. Мне стыдно за все те татуировки, которые я придумал или срисовал, как, например, «Vegvísi» Бьёрк и её подруги, поэтессы Дидду. Я уж молчу про кошмарную руническую татуировку на руке Кифера Сазерленда или на причинном месте Дженезиса Пи-Орриджа… Лично мне несказанно везёт в том отношении, что я нахожу книги в самых неимоверных местах. Может, причиной этому — магическое действие, которое я осуществил в 1976 году, когда мне были нужны определённые книги — и они появились чудесным образом. Но я настолько утончённая натура, что черчу колдовские знаки только для других, а у меня самого их нет.

- Как вы относитесь к термину «Ванатру»? На ваш взгляд, имеет ли смысл выделять внутри асатру какие-то разные движения или, напротив, лучше держаться «единым фронтом»?

- В термине «Vanatrú» точности ровно столько же, сколько в слове «ásatrú», которое придумал один датский пастор ок. 1850 года. Сами язычники говорили о «Sið» — «обычае». А эти два семейства богов объединились после бессмысленной войны. Человек выбирает себе бога или богиню, подходящих к той или иной ситуации. Я сам курсирую от Одина и Тора к Фрейе, Фрейру и Ньёрду.

- Почитаете ли вы какого-то определенного бога более, чем остальных? Насколько вообще имеет право на существование фраза «Мой бог — Один (Тор, Фрейр, Локи…)» Не является ли стремление к выделению какого-то одного бога из пантеона следствием монотеистического мировоззрения?

- Меня больше всех восхищает Один, но я могу менять свои предпочтения богов и богинь как перчатки.

- Э.О.Г. Турвиль-Петер в своей книге «Миф и религия Севера», рассуждая о природных святилищах, говорит: «Мы имеем дело не с культом природы, то есть не с поклонением природным объектам как таковым, а с культом богов или сверхъестественных существ, обитающих в водопадах, камнях или рощах». Вы согласны с автором, что древние скандинавы действительно не поклонялись природе как таковой, а чтили ее больше как место обитания священных существ?

- Культ природы очень глубоко присущ нам. Мы чувствуем священность, ощущаем нечто возвышенное и божественное (англ. numinous) в некоторых местах. Красивое место автоматически становится священным в синтоизме, потому что в нём легко почувствовать присутствие местных духов (lat. Genius loci). Тацит в своей «Германии», в частности, говорит, что жители северной Европы воспринимают божество как нечто настолько огромное, что оно не вмещается в здание — а только во всю природу. Вероятно, это у Тацита риторический приём, чтоб противопоставить «прекрасных дикарей» испорченным римлянам… В Законах Гулатинга, записанных уже после христианизации Норвегии, запрещено сидеть у водопадов и гадать. В начале эпохи народовластия в 930 г. на Полях Тинга никакого водопада не было. Первое большое преобразование природы в стране — когда реку на Полях Тинга направили в другое русло, чтоб сделать там водопад. Топор, секира — знак тинга и закона. Есть легенда, что на лёд этой реки упала с небес секира, и реку назвали Öxará — «Секирная река», а водопад на ней — Öxarárfoss. Это, очевидно, аллегорическое изображение религиозной церемонии. В «Прорицании Вёльвы» водопады обозначаются словом «forsar» ( См. Völuspá 58: falla forsar/ flýgu örn yfir / sá er á fjalli / fiska veiðir. За Fossbúi (Обитателем водопада) в скандинавских сказках может стоять бог Forseti. См. различные образцы норвежской живописи XIX века). Исландский учёный Хельги Гвюдмюндссон (Helgi Guðmundsson) выдвинул гипотезу, что бог Форсети — это тот, кто сидит у водопада и передаёт знания, мудрость, вероятно, пророчества.

- Несколько вопросов об общине Ásatrúarfélagið. Какой вы видите роль альсхерьягоди в общине? И какова роль годи в общинах поменьше? Это организаторы и координаторы или нечто большее?

- Годи — это прежде всего уполномоченные по религиозным делам, проводящие такие ритуалы, как наречение имени, инициации молодёжи (coming of age ceremonies / rite of passage), свадьбы и похороны. Годи разделяют радость радующихся и поддерживают переживших горе и утрату.

- Может ли попасть на праздник Ásatrúarfélagið любой желающий?

- Все мероприятия общины открыты для всех. Мы — не тайный орден.

- Проходят ли через какого-либо рода инициацию новые члены вашей общины?

- Если сами захотят. Это обсуждается с годи.

- Выпускает ли община какие-либо журналы, информационные брошюры? Или, например, сборники стихов или музыкальные альбомы с творчеством её участников?

- Мы собираемся опубликовать собственное издание «Речей Высокого», а потом издадим эддические песни, описывающие картину мира: «Прорицание Вёльвы», «Речи Вафтруднира», «Речи Гримнира». Члены нашей общины, в том числе и я, занимаются различными видами творчества. Это связано с личностью того или иного человека, а «правильных» музыки, живописи, литературы или кино не существует.

- Нельзя отрицать тот факт, что Асатру имеет в своей основе достаточно жестокие традиции, например, кровавое жертвоприношение. Как лично вы относитесь к такой практике, и как обычно происходит обряд жертвоприношения в общине?

- Кровавые жертвоприношения — это часть кулинарии прошлых эпох. Тогда мясо было удобнее всего употреблять в свежем виде, и животных забивали быстро и верно, как это по сей день делается в исландской и, несомненно, в русской сельской местности. В юности я и сам забивал овец, когда работал летом на хуторах; даже если стараться делать это как можно чище, крови при этом много. Пачкать кровью моё парадное облачение годи было бы непрактично, ведь его чистка влетела бы в копеечку. Лучше покупать мясо у мясника или в недорогих магазинах типа супермаркета «Бонус». (Его эмблема — Поросёнок, т.е. Вепрь — что обладает глубоким значением для многих почитателей Фрейра).

- В 2020 году наш журнал печатал вдохновляющую новость о том, что согласно статистике язычество было признано самой распространенной нехристианской религией в Исландии (на тот момент 4 870 человек относили себя к последователям Асатру). Как бы вы охарактеризовали интерес к язычеству в исландском обществе в настоящее время?

- В первые годы существования нашей общины она была малочисленной: где-то между 30 и 40 человеками. Через несколько лет нас стало 100, и это количество (примерно 97–105 человек) много лет оставалось неизменным. Но когда в 1993 умер Свейтнбьёртн Бейнтейнссон (Sveinbjörn Beinteinsson), наш первый алльсхерьяргоди, это обратило на себя внимание, и о его похоронах много писали в прессе. Тогда в нашу общину записалось много новых членов. В 2000 году, когда отмечалось тысячелетие крещения Исландии, наша община также заметно подросла. Когда я вступил в должность алльсхерьяргоди в 2003 году, община начитывала 540 членов. А сейчас нас уже почти 7000!

- А если посмотреть чуть шире, чем Исландия, на ваш взгляд, какие перспективы развития существуют у Северного язычества во всем мире?

- В целом, взгляд на развитие политеизма в мире у меня оптимистичный.

- Не можем не спросить о «Проекте Мечты» — Храме Ásatrúarfélagið, за строительством которого, как абсолютно верно заметила Jóhanna G. Harðardóttir, наблюдают, затаив дыхание, все язычники мира. «Сначала я немного переживал из-за того, что представители Асатру, возможно, хотели бы видеть храм в каком-нибудь «стиле викингов», но очень обрадовался, обнаружив, что это не так. Намерения перенести былые времена на тысячу лет вперёд у них тоже не было, а вот моя концепция храма вне времени, но с современными технологиями пришлась всем по душе», — это слова Магнуса Йенссона, архитектора храма. А ведь и правда, почему «какой-нибудь стиль викингов» не победил среди концептов строительства? Все ли члены общины единодушно проголосовали за проект «вне времени»?

- На этот счёт существовали и существуют разные мнения. Я убеждён, что наши праотцы и праматери, будучи технически продвинутыми в кораблестроении и сооружении построек, поступили бы примерно так же, как мы сейчас.

- Как вы относитесь к лавинообразной популяризации эпохи викингов в массовой культуре в последнее время. Благо ли это или вред для Традиции? Например, в редакции до сих пор не утихают яростные споры по поводу фильма по поводу фильма «The Northman» Роберта Эггертса. Смотрели ли? И если да — понравился ли вам этот фильм, наделавший столько шума? И уж если мы заговорили про шум, то как вы относитесь к сериалу «Викинги»?

- Вот здесь я оказываюсь в затруднительном положении, ведь речь идёт о моих друзьях. И если уж что-то пошло не так, значит, они не вняли моим мудрым советам. А всю «аутентичную» музыку, исполненную в сериале «Викинги» на старинных инструментах, написал мой друг Эйнар Сельвик. Там звучит одна из наших с Эйнаром совместных композиций — «Sowelu», и это приносит мне небольшой доход. Мой старинный друг, писатель Оулав Гюннарссон (Ólafur Gunnarsson), также работал на этом сериале в качестве консультанта и старался, чтоб всё было как можно более достоверным и аутентичным.

- И последний вопрос: есть ли какое-то напутствие, совет, пожелание, которое вы могли бы дать всем русскоязычным последователям Асатру?

- Конечно, непросто сделать глобальное обобщение обо всех ваших землях. У вас ведь есть и полярные области, простирающиеся до инуитов Аляски, и до севера Монголии. Я очарован этим краем и более 20 лет мечтал создать документальный фильм и заснять в нём ещё существующие церемонии. Мне хочется съездить в те места, которые в своё время исследовал Николай Рерих. И между Исландией и Беларусью тоже есть точки соприкосновения («Бел» — того же корня, что и Baldur, и греческое «Phos»), не говоря уж о том, что с Украиной и Киевом (Kænugarður) связи есть с эпохи варягов. Один из лучших исландских учёных молодого поколения, Сверрир Якобссон (Sverrir Jakobsson), как раз недавно исследовал историю скандинавов на «восточном пути» (í austurvegi) — там для нас всех открыто перспективное поле деятельности! Я шлю вам наилучшие мысли и буду с интересом следить за развитием у вас. И совет напоследок: не черпайте сведения о религии древних скандинавов через т.н. авторов-«традиционалистов», закосневших в воображаемом римском язычестве, как Юлиус Эвола, мистического псевдосуфиста Рене Гвенона и Кумарасвами, написавшую книгу «Rig Veda as Landnámabók» — это такой забавный вздор, что я всегда смеюсь и веселюсь над этой беспардонной псевдонаучностью!

- Hilmar, благодарим вас за интервью! Да подарят боги добрую Удачу вам и вашей общине!

- Спасибо за возможность поучаствовать в вашем историческом издании! Пусть для вас всё будет к радости и удовольствию.

Редакция благодарит Ольгу Маркелову за неоценимую помощь в подготовке и переводе интервью!

Фото: из открытых источников и официальной страницы общины Ásatrúarfélagið.

Поиск

Журнал Родноверие