Об идее романа о наших славянских корнях мы беседуем с писателем и преподавателем литературы в Лодзинском университете


Фото: собственный архив

Славянское фэнтези — литературный жанр, в котором нашла себя Пабианича.

В "Голоборже" описаны верования и обычаи народов, проживающих в районе Свентокшиских гор. В романе показано начало христианизации и судьба людей, которым пришлось в одночасье отказаться от традиций, культивировавшихся десятками поколений. Главная героиня романа — Навойка. Ее судьба, вплетенная в фантастический мир славянских верований, показывает жизнь женщины в разные эпохи и в разных ролях. Действие происходит в сельском поселении под Лысой Горой, в легендарном месте встречи ведьм.

- Откуда взялась эта идея?

- Все началось с романа Мэрион Циммер Брэдли "Туманы Авалона". В нем автор рассказывает артурианские легенды с точки зрения женщин. Она также подчеркивает поклонение языческим божествам. Кроме того, это тот момент в истории Великобритании, когда христианство только зарождалось, а простые люди все еще придерживались языческой религии. Я подумал, что с удовольствием прочитал бы нечто подобное, показывающее период столкновения двух разных религий в польских землях. И поскольку я не мог найти такую книгу, я просто обязан был ее написать.

- В романе вы показываете перспективу людей, которые, чтобы выжить, вынуждены были отказаться от своих убеждений.

- Тех, кому пришлось забыть о том, что они исповедовали на протяжении многих поколений. О том, что они могли думать, какое сопротивление рождалось в них. Как таких людей запугивали, убеждали, затаскивали в христианство. Я начал читать об этом и проявлять академический интерес к этой теме. Меня удивили две вещи. Как много обрядов перехода, отмечаемых до сих пор, таких как свадьбы и дни рождения, имеют языческое происхождение. Меня также удивило, что чистое язычество в наших краях продержалось до XV века.

- Ваше любимое божество из славянской мифологии -.....

- Это богиня Мокошь, связанная с материнством. Она является своего рода славянской Матерью-Землей. Люди молились ей о плодородии и изобилии. О здоровье детей и будущих матерей. Ее праздник отмечался 15 августа. Сегодня католики отмечают в этот день праздник Богоматери Травницы. Как бы иконоборчески это ни звучало, но язычество проявляется и в этом католическом ритуале в деревнях.

В сельском культе Девы Марии очень много поклонения богине. Людям нужно божество — мать. Если она была исключена из официальной веры, общине приходилось искать ей эквивалент. Наша фигура Девы Марии обладает множеством таких атрибутов, способностей, о которых нет упоминаний в Библии. Это фигура, созданная народной религиозностью.

- Существует устойчивое мнение, что после Крещения Польши мы просто стали католиками.

- Это был процесс, который занял не несколько десятилетий, а несколько столетий. Христианство на польской земле изначально было религией элиты. Прошли столетия, прежде чем его принял простой, необразованный народ. Информация о том, что некоторые польские сельские центры были языческими до XV века, — это немного "скрытых" знаний на этом ведущем пути школьного образования. Историю, к сожалению, пишут победители.

- А магия тех времен все еще среди нас?

- Конечно. В прошлое воскресенье в моем доме прошел ритуал обувания сына. Раньше его проводили, когда мальчику исполнялось семь лет. Это своего рода магический рубеж вступления в стадию старшего детства, когда уже есть определенные обязательства. До этого момента мальчик суетился вокруг женщин. После "обувания" он переходил под опеку отца, который вводил его в мир мужских обязанностей. Сегодня в этом возрасте наши дети идут в школу. Некоторые свадебные обряды, например, приветствие молодых хлебом-солью, также имеют славянское происхождение. И многое другое, например, не приветствовать друг друга через порог. Мы не всегда были католиками. Славянские верования лежат в основе наших ритуалов. Думаю, многие католики удивились бы, узнав, как много вещей, которые они делают сами, имеют языческие корни. Даже покраска яиц на Пасху или подкладывание сена под скатерть в канун Рождества имеют языческие корни. 12 блюд в канун Рождества — это славянский обычай процветания на следующие 12 месяцев года.

Меня также очень интересует вопрос народной магии, травничества. Я пытаюсь изучать и изучаю его.

- С такими знаниями и научным кругозором можно было бы написать серьезный научный труд. Однако "Голубятня" — это роман в жанре фэнтези. Почему?

- Изначально он задумывался как нравоучительный роман с исторической подоплекой. На ранних этапах написания я советовался со своими идеями с семьей и друзьями. Они посоветовали мне вплести в истории героев фэнтезийные и магические темы, связанные с нашей славянской мифологией. Они пришли к выводу, что книга, изобилующая описаниями и историческими справками, может оказаться не слишком привлекательной для читателей. Это также была возможность показать богатство наших корней и славянских верований. Дети знакомятся с греческой мифологией, но наша славянская мифология тоже очень интересна. Она изобилует легендами и фантастическими персонажами — кошмарами, мумиями и упырями.

- Ваше любимое славянское место поклонения?

- Это Лысая гора, где происходит действие моего романа. Раньше здесь стоял большой храм языческих божеств. По приказу Болеслава Брымута он был снесен с лица земли, а на его месте появился бенедиктинский монастырь. Здесь переплелись история двух религий, различные странные энергии и легенды о ведьмах.

- Третий роман трилогии, следующий за частями "Дева" и "Мать", уже в печати?

- Да. Старуха" появится в книжных магазинах в начале следующего года. Я писала каждую часть около года, они все важны для меня. Каждая из них отличается друг от друга, в них показаны разные характеры и судьба Навойки, главной героини, в разные периоды ее жизни.

Писательство — очень личный процесс для меня, я всегда теряю себя в нем. После нескольких часов работы над книгой мне необходимо на мгновение вернуться в реальность. В течение нескольких секунд я не знаю, как меня зовут и где я нахожусь. В каждом из моих персонажей в той или иной степени присутствует моя черта.

Я уделяю внимание деталям. Хорошо написанная книга — это книга с богатыми описаниями представленного мира, полными деталей, цветов, запахов. Так, что читатель чувствует себя там. И если писатель потратил столько времени на создание этих описаний, ему трудно расстаться с этим миром. Но у меня есть много новых идей, поэтому я был рад, что приключение с Навойкой закончилось.

- Писательские планы на будущее?

- У меня есть контракт еще на два романа. Один уже завершен. Я написал его еще до "Голоборца". Он долго лежал в ящике стола. Это будет история ужасов, но уже не славянских. Кроме того, я собрал десять авторов, которые напишут десять текстов, относящихся к славянской мифологии. Мы вместе создаем антологию текстов. В дальнейших планах у меня — путеводитель по славянским местам силы в Польше. Их много, и в самых крупных из них сегодня находятся церкви или монастыри. Самые известные — Ченстохова и Ясна Гура, Лихен, само название которого отсылает к Лиху, славянскому демону, Острув Тумский во Вроцлаве, Гура Сленжа. Я также слышал об одном, связанном со славянским культом в окрестностях Пабьянице, но пока не могу точно определить его.

Поиск

Журнал Родноверие