Хотя в XXI веке волшебству, кажется, уже давно нет места, еще остаются языческие сообщества, где верят в магию и называют себя ведьмами и жрецами. Считается, что самое многочисленное течение в современном язычестве — это викка, которую основал в середине XX века ученик Алистера Кроули, английский госслужащий Джеральд Гарднер.

По мнению религиоведа Станислава Панина, викка привлекает людей своей экзотичностью — так же в своё время европейцев и американцев восхищали даосизм, буддизм и другие восточные религии. Как и многие другие неоязычники, виккане почитают природу, празднуют смену времен года, изучают лекарственные растения и астрологию. Другая причина состоит в том, что викка — это либеральная религия, которая открывает возможности для личного творчества. В викке нет жёстких правил и возможны разные точки зрения: в ней можно сочетать практики из разных религий, её адепты используют любой пантеон по своему выбору, от древнеегипетского до кельтского. Многие из виккан также не отрицают науку и используют рационалистическое мышление для познания мира. Российские виккане отмечают 8 апреля День викканского разнообразия, на который собираются представители разных сообществ — за время существования религии в ней появилось около 15 традиций, от более популярных Гарднерианской и Александрийской до менее известной. Фотограф Екатерина Перфильева поговорила с последователями разных традиций в Москве и Санкт-Петербурге о том, почему с верой в магическое жить комфортнее и интереснее, чем без неё.

Александр Айтварас, 27 лет

01 2
Александр Айтварас

Во время учебы на религиоведа я понял, что христианство мне не близко, но оставаться атеистом я также не смогу. Я делал доклад про викку и решил познакомиться с местным сообществом «Виккане Северной столицы». Потом их жрец не смог принять участие в ритуале, и нужно было его заменить — я прошел обряд посвящения, меня натаскали, и я провел свой первый ритуал. Четыре года подряд я был жрецом в этом сообществе, а последние два года организовал своё и жречествую там.

Я верю, что магия — не про энергию и материю, что эта тема больше психологическая. Когда ты делаешь ритуал на здоровье или деньги, возможно, сами по себе манипуляции никакого эффекта на реальность не оказывают. Ты зажег свечу, прочитал заклинание. Слова и свеча денег не прибавят, а наоборот, убавят. Но сама атмосфера творения магии может сдвинуть что-то где-то глубже уровня сознания и направить твою мотивацию в сторону заданной цели. С этой точки зрения магия может работать, хотя с этой стороны её почти не изучают. Но магия не исчерпывается только этим. Я занимаюсь религиозными ритуалами не для того, чтобы себя психологически настроить. Я занимаюсь ими ради них самих, ради божественного присутствия. Они не подразумевают какого-то эффекта, поэтому трудно сказать, работают они или нет. Хотя я проводил ритуал весны, весна пришла. То есть эффект есть.

Викка — она про циклы, про колесо года и движение по кругу. Я не люблю зиму, но викка учит нас, что за зимой будет весна. Это движение от точки к точке очень структурирует жизнь, ты её воспринимаешь как нечто цельное, твоя жизнь становится более оформленной. Ты не ждешь весны и не грустишь.Когда ты долго практикуешь, у тебя вырабатываются свои личные паттерны, которые ты воспроизводишь раз от раза. Так в России появляются свои традиции. Я решил написать книгу про викканскую теологию, чтобы мое образование не пропадало даром.

Викка учит, что все свободны, что нужно принимать человека таким, каким он хочет быть сам, никого не пытаться переделать и наставить. Это полезный навык, об этом сейчас любят говорить все психологи. Ты учишься уважать других людей, потому что они делают то, что хочется им, а не тебе.

Ди, 26 лет

01 10
Ди

С детства не верила, что есть один бог, который успевает за всем следить и которому до всего есть дело. Я верила во всех божеств. Если я была в Египте, то обращалась к египетскому пантеону. В Греции — к греческому. Славянский во мне никогда не отзывался, поэтому в России я общалась не с богами, а с духами леса — я росла в Подмосковье рядом с ним. Когда мне было плохо или я ссорилась с родителями, то уходила туда и отдавала весь негатив лесу.

Классические виккане считаются белыми и пушистыми. Но это не совсем так. Есть, конечно, классические феечки, которые за мир и любовь. Но викка — про природу и про естественный цикл вещей. А это и смерть, и секс, и охота. Для некоторых допустимы и проклятия. Лет в 13 я случайно прокляла своего отца. Была семейная ссора, он пытался меня придушить, и я очень эмоционально заорала, что проклинаю его. Когда я от него уехала, то через пару дней узнала, что у него перевернули квартиру. Причем замок не был вскрыт, дверь не была взломана, ничего не было украдено. После этого дочка его новой жены каждый раз, когда мы ссорились, слезно просила, чтобы я молчала.

В подростковом возрасте я этим пользовалась, когда моих друзей кто-то обижал. Я была маленькая, слабая и не могла эти проблемы решить сама, а просто наговаривала и желала людям кучу плохого. Сейчас я могу решать это другими методами.

Люди делают проклятия, потому что Вася посмотрел не на меня, а на Машу. Или кто-то не вернул деньги, и вместо того, чтобы сказать ему в лицо, она сидят дома и наводят порчу. Если ты можешь сделать что-то человеческими методами, не нужно устраивать такое.Сейчас я солитария . Совместные практики сложны, часто взгляды на одну и ту же практику расходятся. Например, существуют типично викканские страдания и трагедии на Самайн. У большинства это классический мрачняк, работа с предками, с мёртвыми, проработка горя и страхов. Для меня Самайн больше про отсечение ненужного, про начало чего-то нового.

Иногда на праздник Колеса года хочется чего-то красивого, позажигать специальных трав и благовоний. Но в повседневной жизни мне не всегда хочется раскладывать алтарь с особыми штучками. Мне гораздо ближе вульгарная, условно деревенская магия. Как бабушка учит: поговорить на воду, умыться ей. Хотя мне нравятся красивые атамы и столики, мне проще заговорить веревочку и повязать её куда-то, чем рисовать круг, зажигать свечи. Некоторые считают, что это слишком просто и банально, и без атрибутики не работает. Круг и свечи помогают сохранить настрой, но если я хочу чего-то конкретного, и у меня есть сильное желание, это будет работать и без атрибутов.

Я не отрицаю науку. Наука с магией в некотором роде сходятся. То, что сейчас объясняется наукой: молнии, гром, торнадо, — раньше считалось гневом богов. То, что сейчас объясняется магией, например, воздействие воли одного человека на другого, возможно, лет через сто получит научное подтверждение.

Полина Par Nada, 31 год

01 1
Полина Par Nada

Когда мне было 12 лет, я пришла к маме и сказала: «Буду ведьмой!» Она: «Кошек резать не будешь, наркотики принимать не будешь? Ну, пожалуйста». Мама выделила мне место в шкафу, там был мой алтарь. Она позитивно к этому относилась, ведь я вместо того, чтобы бухать в подворотне, книжки читаю, травки изучаю. Я считаю, что викка очень мне помогла. Я была из бедной семьи, могла стать алкоголичкой или раздвигать перед кем-то ноги... Я не считаю викку самым правильным путем для всех, но он лучший для меня.

Я работаю в архиве страховой компании. Я пришла на сложный участок, откуда все увольнялись. Читала тогда «Ритуалы в помощь городскому человеку». Там описывался дух города, дух района. И я почувствовала дух архива и подумала, что можно с ним договориться. Я буду наводить порядок, стараться изо всех сил, а ты мне будешь помогать. Это можно объяснить с психологической точки зрения: работа перестает быть обезличенной, ты работаешь с сущностью, которую уважаешь, делаешь работу более ответственно. Я не унывала в архиве и результаты стали лучше. С другой стороны, я всегда говорю: «Может быть, это аутотренинг?» Но мне всё равно, если это работает. Я получаю повышение, деньги, возлюбленного. Так веселее жить: виккане, истории, клевые алтари.

Главное в этом учении то, что оно поощряет рефлексию. Большинство книг о викке не говорит: у вас есть проблемы, сейчас мы их решим. Мне не нравится пользовательский подход: богиня, дай мне это! Это превращается в попрошайничество. А что отдается обратно? Я начинала проект Pagan Mercy, чтобы объединить язычников и виккан, которые занимаются экологией и благотворительностью. Мы ходили кормить бездомных вместе с протестантами, сдавали кровь, убирали мусор в лесу, ездили в приют к бездомным животным.

Алиса, 27 лет

01 4
Алиса и Юрий

Первые успешные попытки колдовать были в 14 лет. Я экспериментировала с невидимостью. В тот непростой период мне хотелось исчезнуть, слиться с пейзажем. Конечно, невидимкой я не становилась. Меня просто переставали замечать. За счет своего нового навыка я часто ездила в трамвае зайцем и экономила таким образом деньги. Я не считаю, что магия обязана быть бескорыстной.

Викка — как Линукс, что захочешь, то и соберёшь. Она совершенно честно говорит: «То, что мы делаем — новодел. Мы экспериментаторы». Это меня и привлекло. Язычество не может быть застывшим и неизменным, оно живое и меняется вместе с нами.

Юрий, 23 года

Когда я познакомился с Алисой, ни к какой традиции не принадлежал, я метался, все течения чем-то не устраивали. Мне нравилась северная традиция и её пантеон, но течение Асатру накладывает ряд этических ограничений, которые мне не по душе. И тут Алиса рассказала мне про викку, и она стала для меня глотком свежего воздуха. Викка не навязывает табу и жёсткого морального кодекса. Есть только викканское наставление: «Делай, что изволишь, и никому не причиняй вреда», а остальное достраиваешь сам.

Я склоняюсь к северному пантеону, потому что именно от него получаю максимальный ответ, меня «слышат». Иногда обращаюсь к некоторым божествам из греческой и египетской традиции. К египетскому пантеону пока только подступаюсь.

Викка дает возможность обращаться к каким угодно божествам. Так почему бы не расширить «круг общения»?

Людмила, 21 год

01 6
Людмила

Еще в раннем детстве я начала рисовать женщин с кошачьими головами. Когда я видела кошек, то понимала, что чувствую с ними связь, которую нельзя объяснить. Мои родители, ветврачи по образованию, обратили на это внимание, дали почитать что-то про котиков, про Египет. Сначала я ушла в кеметический реконструкционизм (современная политеистическая египетская религия — Примеч. автора). Мне не удалось найти общего языка с теми, кто казался единомышленниками, и не очень вдохновили остальные боги Древнего Египта. Я поняла, что мой путь — это одна богиня в двух ипостасях, Баст и Сехмет.

Каждый раз, когда я обращаюсь к богине, я предлагаю ей что-то взамен. Я исхожу из того, что божеству важно увеличение своих поклонников. Мои творческие работы, фотосеты, стихи и рассказы посвящены ей. Ещё у меня есть «котоходный» налог. Если я продаю культовые атрибуты: папирус с гимном, монетку, расклад на таро, некоторый процент уходит на поддержку приюта. Сейчас я поддерживаю «Наследие Бастет» из Новосибирска.

Илларион, 31 год

01 5
Илларион

Всю школу я был изгоем, друзей не было. Вырос в районе, где гопники, наркоманы, и мне нужна была хорошая отпугивающая «маска». Поизучав тёмные искусства, я эту маску приобрел. Приходил в школу на высоких ботфортах, в черном плаще, чем пугал весь преподавательский состав. Учитель ОБЖ подходит: «Я слышал ты магией увлекаешься. Расскажи, чем я болел». Я сказал, что у него были операции на аппендицит, ничего серьезного. Он руку пожимает, уходит. Потом всем преподам растрепал, что я чернокнижник, пошли слухи.

Моя мама была свободно верующая, а впоследствии стала ведьмой. В трудный период жизни, когда она переживала проблемы в личной жизни, я подсунул ей книжку Натальи Правдиной «Я привлекаю в свою жизнь любовь». И понеслась. Мы собирали кучу книг, вместе досконально всё разбирали. И из неё получилась отличная ведьма. Она любит вязать — я называю это узелковой магией. Она не делает это за деньги, но к ней приходят подруги, чтобы она им помогла.

Как бы я ни относился к церкви, я её безумно люблю. Многие язычники меня бы не поняли — это все равно как в стан врага идти. Мне нравится тамошнее состояние. Церковь умеет создавать мистерию. Я безумно люблю всякую красоту, книги, розы. Но не люблю священников. Не всех, только городских. Плохо отношусь к церковным лавкам. Библия декларирует, чтобы не было продаж, и тут же этим торгует. Я иногда там что-то покупаю, но это не мешает мне к ним плохо относиться.

Анастасия, 29 лет

01 7
Анастасия

Я разделяю веру и религию. И к учению Иисуса отношусь положительно. Изначально я крещеная и в детстве была довольно верующая. Но мне не нравится церковная система, не нравятся фанатики-христиане. Не люблю любое проявление фанатизма в религии или чем бы то ни было.

В юности мне нравилось эпатажно выглядеть, поэтому помимо нетрадиционной одежды я дополняла свои образы знаками отличия в виде подвесов-символов. Когда я приезжала на дачу, маленькие дети видели, что я странно выгляжу, и кидали в меня камнями. Прямо как в кино. В школе хихикали: «Выйди наколдуй нам что-нибудь у доски». Потом это подхватывали младшие классы. Возвращаешься домой, слышишь: «О, ведьма, ведьма!». Было неприятно и непонятно, что в этом такого. Ведь каждый может этим увлекаться и интересоваться.

На практике начинаешь с примитивных ритуалов. Я просила и получала. Но в какой-то момент пришла к тому, что если где-то что-то прибывает, то где-то и убывает — закон сохранения энергии. Очень многое построено на законах физики. Для меня выше всего стоит Вселенная, как творец, и её законы. Я не персонифицирую богов, боги — это проявление разных сил Вселенной. Меня удивляет, почему наука до сих пор не объединилась с религиями, чтобы сложить полную картину о мироздании.

Александра Нэа, 28 лет

01 8
Александра Нэа

В детстве я мечтала стать католическим священником. Но в католичестве женщины не проходят ординацию. Поэтому я стала заниматься виккой, где женщина может священнодействовать. Викка дала тот элемент религиозности, которого мне не хватало, но который был чересчур жёсток в официальных религиях.

Я пытаюсь построить свою собственную традицию. У меня практически отсутствует магический элемент, я не творю заклинания, в отличие от остальных виккан. У меня когда-то был инсайт, что правильно составленный магический ритуал меняет не ткань реальности, а самого человека. И сама реальность начинает ему отвечать. То есть, мы меняем реальность, не переставляя в ней вещи, а переставляя самого человека в ней: его взгляды, эмоции, самоощущение. Магия — это способ сказать миру, чего ты хочешь.

Виктория, 29 лет

01 9
Виктория

У меня с детства были способности, я их отрицала и боялась. Я видела умерших людей наяву или во сне. И начала закрывать от страха. Мама говорила: «Это дар, развивай». Я считала, что это проклятие. И довела себя до того, что впала в депрессию в 20 лет. Если ты закрываешь возможности подобного рода, у тебя начинаются шаманские болезни. Когда я пришла к викке, то паззл сложился. Это было такое счастье. Есть направление, где можно изучать всё и уважать всех богов. Есть люди, которые думают так же, как и ты.

Маг — это исследователь, он не может ограничивать себя догмами. Вижу виккан, которые бросают викку и возвращаются к ней. Им очень стыдно. Я говорю им: «Вы настоящие виккане». Викка — это путь. Это не церковь, куда ты пришел и осел. Христиане говорят, что если ты бездомный, то получишь свой дом в церкви. А если ты путешественник, то тебе нужна викка.

Как любая эклектика, викка сейчас очень актуальна. Любое направление, которое говорит не о догматизме, а о познании, о собственном пути будет актуально.Другие языческие направления направления очень узкие и многое теряют от этого. Сейчас другое время: никто не слушает один стиль, люди одеваются в разное. Виккане не ходят только в балахонах. Есть образ недалёкого ряженого викканина, который прикалывается по остроконечным шляпам и стаффу. Это правда, но как будто это что-то плохое. С этого у некоторых всё начинается.

01 3
Ритуал Имболга

01 11 2
Ритуал Йоля

01 11 1
Ритуал Самайна

Поиск

Журнал Родноверие