В Кудымкаре собрали дохристианские артефакты, среди которых есть камень от сглаза и знаменитые деревянные боги. Выставку в Коми-округе приурочили к 550-летию прихода православия.

Жительница Кудымкара Елена Николаева ни к одной религии мира себя не относит, но с уважением и интересом относится и к православию, и к коми-пермяцкому язычеству. Как считает женщина, сегодня культура этого народа проявляет себя либо в праздниках, либо в глубинке. Собирается женщина посетить местный музей, где открывается новая экспозиция, приуроченная к 550-летию православия у коми-пермяков. В 1463 году состоялось их крещение в Чердыни.

Экспонаты в хронологии: от языческих амулетов и магических камней до утвари православных церквей. По словам работников музея, до христианства коми-пермяки были знамениты «звериным стилем», после пермская деревянная скульптура стала заменой идолам, а веру в разных богов можно встретить и сегодня.

«Коми-пермяки все еще веруют в нечистую силу, лешего, водяного, думаю, и в этом проявляется язычество», — считает Екатерина Ведерникова, заведующая отделом информации Коми-пермяцкого краеведческого музея им.П.И.Субботина-Пермяка

Фольклорист Василий Гагарин из Большой Кочи уверен, что верование коми-пермяков претерпело изменения, получился некий синтез двух культур. Многие в Кудымкаре все же считают, что язычество, вера в множество богов сегодня остались только на страницах истории, а в современности это просто часть культуры. Фольклор, не больше.

В местном храме объяснили, если язычество существует в виде истинной веры, то это грех, а если как сохранение традиций, фольклор и часть истории, то ничего в этом предосудительного нет.

С начала 90-х годов в Коми-Пермяцком округе, начиная с Кудымкара и заканчивая деревнями, один за другим появляются фольклорные коллективы, проводятся обрядовые праздники, начинается возрождение именно самобытной культуры, но не веры. Елена же считает, что верить во что-либо — это личный выбор каждого человека. А что касается язычества коми-пермяков, считает, что по крайней мере как часть истории и культуры оно имеет право существовать, даже спустя 500 лет.

Поиск

Журнал Родноверие