Тöвшöр — называется эта дата, — рассказывает заведующий музеем в Большой Коче Василий Гагарин. — Переход от периода волка к периоду выдры, который закончится 21 марта — в новый год по коми-пермяцки

Отмечать ночь зимнего солнцестояния в Большой Коче стали с 2012 года. Тогда жители села и города Кудымкара собрались на Курегкаре — древнем чудском городище. Они жгли костер, пели обрядовые песни. Музыка, объясняет Василий Гагарин, это сопровождение заговора на огонь для благополучия на следующий урожай.

В 2015 году переход периодов жители Большой Кочи — активные члены туристического кружка и музейного актива — встретили у родника. Некоторые, говорит заведующий музеем, обливались и просили у духов знойного лета. Но главной просьбой все же, по словам Василия Гагарина, была просьба о мире на Земле.

Трудно сказать, что изменилось в Кочевском районе и Большой Коче с тех пор, как мы начали проводить этот обряд, — добавляет заведующий музеем. — Но, скажем так, катастроф не было. Да и кризис обходит стороной. А лето, хотя и было плохое, без урожая не оставило

Село Большая Коча — одно из немногих в Коми округе, где активно возрождают и сохраняют древние коми-пермяцкие обряды.

«Большая Коча — это место, которое, по всем правилам развития цивилизации, должно исчезнуть с лица земли, но пока еще существует, связывая между собой христианство и язычество, чудь белоглазую и Академию Наук, прошлое и будущее»,

— написал о кочевском селе московский фотограф Александр Сорин

В 2015 году благодаря Александру Сорину и Светлане Кольчуриной в интернете появился фото-проект «Большая Коча: последний угол».

Согласно интернет-энциклопедии «Википедии», ночь зимнего солнцестояния отмечали не только коми-пермяки, у большинства народов это событие расценивалось как возрождение, в эту ночь устраивались праздники, встречи, ритуалы и другие торжества.

Поиск

Журнал Родноверие