Лента режиссера Алексея Федорченко участвовала в конкурсе Венецианского кинофестиваля и получила сразу несколько наград, в том числе «Озеллу» за операторское мастерство Михаила Кричмана.

Критика единодушно симпатизировала фильму — он лидировал в фестивальном рейтинге.

Кто-то из российских журналистов рассказывал о случайно подслушанном разговоре двух французских коллег:

«Наконец-то можно по­смотреть настоящее чудесное русское кино»

У директора целлюлозно-бумажного комбината Мирона Алексеевича (Юрий Цурило) умерла жена Таня (Юлия Ауг). Ее предстоит похоронить по древнему обычаю — сжечь и развеять пепел над рекой. Взяв в помощники знакомого, заводского фотографа Аиста Сергеева (Игорь Сергеев), вдовец везет тело из Костромской области в Нижегородскую, где когда-то они с женой провели медовый месяц. В машине кроме двух мужчин и тела Татьяны есть еще и клетка с двумя овсянками — Аист не решился оставить своих птиц одних дома. По дороге мужчины вспоминают свою жизнь и любовь, встречают нескольких эпизодических персонажей. Овсянки в клетке вертят головами.

Мирон будет много рассказывать Аисту о своей любви к жене. В том числе и самые интимные моменты — фильм сделан в жанре эротической драмы. Кстати, государство отказалось финансировать ленту, она была снята полностью на деньги продюсера Игоря Мишина. Рассказы эти неспроста — Мирон знает, что Аист также испытывал к его жене чувства. Но, похоже, делает это не с целью помучить фотографа, а с благодарностью, ощущая в нем понимание и солидарность. Аист будет вспоминать своего отца (Виктор Сухоруков). И все будут много говорить о почти исчезнувшей уже народности меря, к которой они принадлежат. И о воде, в которой умереть — счастье для каждого меря. Но не каждому это счастье даруется.

«Овсянки» такие цельные, что вызывают, может, и не восторженные, но очень теплые чувства. Тут нет ничего, что было бы чересчур. То есть, с одной стороны, чего тут только нет: покойницу омывают водкой, брачные обряды (о которых вспоминает Мирон) предполагают вплетение цветных ниток в волосы на женском теле. Двух проституток, вежливо предложивших себя, непременно так же тепло встретят и с благодарностью воспользуются. Да и сами герои, несмотря на их усталую лысеющую нескладность, производят впечатление людей нездешних.

Ну и что! Все равно кажется, что в этом мире все как-то очень логично и правильно. Чувства людей сильны, но корректны, эротика откровенная, но спокойная, без надрыва. А смерть будет, но покажется вполне естественной. Потому по ходу фильма, несмотря на всю мерянскую экзотику, не покидает стойкое ощущение нормальности. Которая сама по себе, может, и не является достоинством, но иногда человеку просто необходима.

Денис Осокин (по одноименной повести которого и снят фильм) полностью выдумал мифологию меря. Да и Алексею Федорченко привычно заниматься мистификациями. В той же Венеции пять лет назад его уже награждали за фильм «Первые на Луне» о том, как в 1938 году советские ученые готовились запустить на Луну летательный аппарат с двумя космонавтами на борту. «Овсянки» — мистификация другого рода, в этой истории просто необходимы были параллельные люди с их несуществующими обычаями. Живи они в реальном мире, в это сложно было бы поверить — слишком все у них логично устроено. Даже две бессловесные птички, случайные спутники, подумав, в финале непременно исполнят желание двух странников.

Поиск

Журнал Родноверие