nedelya musko osh 11 11
Финно-угорские топосы Москвы

Концертами, посещением музея и проведением автобусной экскурсии «Москва финно-угорская» отпраздновали московские мари Неделю родственных финно-угорских народов. Неделя была приурочена ко Дню родственных народов, который по традиции отмечается ежегодно в третью субботу октября.

Празднование Недели родственных народов открыл вечер-концерт, проведенный 14 октября в Венгерском культурном, научном и информационном центре Землячеством Марий Эл в Москве. Открывая вечер, директор центра доктор Андраш Бараньи отметил, что славная традиция празднования Дня родственных народов была заложена в 1928 году, когда он впервые был отмечен в Финляндии. С тех пор этот День празднуется во всем финно-угорском мире, знаменуя собой межрегиональное и международное сотрудничество во имя сохранения родственных культур.

nedelya musko osh 11 01
На могиле марийского композитора Якова Эшпая

Одним из примеров такого сотрудничества стала презентация на вечере брошюр «Вейся, вейся, «Серебряная веревочка»!» и «Кандра», автор которой – представитель башкирских мари, кандидат философских наук Александр Ямурзин стал гостем вечера. Презентация брошюр сопровождалась показом телефильма о проведенном в этом году в Башкортостане I Открытом региональном фестивале-конкурсе «Ший Кандыра» по традиционному марийскому танцу «Кандыра» («Веревочка»), в котором участвовали московские мари и делегация Московского Дома национальностей. Символика танца «Кандыра» — единение и сплочение народа актуальна для всех финно-угров России, отметил председатель московского общества мордовской культуры «Масторава» Антон Тултаев.

nedelya musko osh 11 07
Марийские гуслярши в Венгерском культурном центре

Концерт «Новые имена» открыл страницу творчества молодых финно-угров столицы РФ: прекрасные выступления певиц Елены Афанасьевой, Ирины Чупровой, Агаты Смирновой, гуслярш Ирины Синяковой и Эльзы Яковлевой оставили неизгладимое впечатление. Вечер завершился совместным исполнением «Кандыра» и других традиционных марийских танцев под зажигательные мелодии гармониста Владимира Ермакова.

17 октября члены Землячества Марий Эл стали гостями Государственного Кремлевского Дворца, где проходил фестиваль мастеров искусств Приволжского федерального округа. Феерическое зрелище, в котором наряду с русскими, башкирскими и татарскими артистами принимали участие и коллективы из Марий Эл, Мордовии и Удмуртии, вызвало чувство огромной гордости за посланцев финно-угорских регионов.

nedelya musko osh 11 02

Интерактивная экскурсия «Финно-угорский след в истории Москвы» в Музее археологии, прошедшая 19 октября, открыла удивительные факты. Дьяковская – финно-угорская культура I тысячелетия до н.э. — VII в. н.э. в бассейне Москвы-реки предшествует всем последующим культурным слоям, а это значит, коренными жителями Москвы были финно-угры. Всего на территории Московского региона известно около 40 поселений Дьяковской культуры, распространявшейся по всему Волго-Окскому междуречью.

nedelya musko osh 11 03
Восхождение к Дьякову городищу

Дьяковцев принято считать предками народов меря и весь (вепсов). Существует мнение, что и название Москвы происходит от мерянского слова «моска» — конопля, а окончание «–ва» практически на всех финно-угорских языках означает «вода». Москва-река в своих верховьях так и называется – Коноплянка. Названия Коломенское, Кукуй (Немецкая слобода), речка Сара – левый приток Москвы-реки, Шаболовка также содержат в себе явственную финно-угорскую основу.

nedelya musko osh 11 08
В Музее археологии

nedelya musko osh 11 10
Женщина-дьяковка. Реконструкция образа

nedelya musko osh 11 09

Живой и увлекательный рассказ руководителя отдела Музея Г.Л. Новиковой сопровождался показом экспонатов, найденных при раскопках на Манежной площади, на территории Боровицкого холма в Кремле, в Кунцевском и Дьяковом городище. Костяные и первые железные ножи, ручная «текстильная» керамика, глиняные куклы-обереги, «грузики» для ткацких станов и орнаментированные «рогатые» кирпичи – подставки для полочек возле открытых очагов воочию рассказывали о долгом и многотрудном пути, пройденном нашими далекими сородичами. Первые поселенцы Москвы были прекрасными охотниками, земледельцами и ювелирами: знаменитые бронзовые шумящие привески с «утиными» лапками (по финно-угорской космологии Утка – космотворец) составляют гордость экспозиции.

nedelya musko osh 11 04
С Николаем Кренке

Исторический экскурс подытожила автобусная экскурсия «Москва финно-угорская», состоявшаяся 23 октября, где в сопровождении историка, этнографа Сергея Михайлова и кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института археологии РАН, автора обширной монографии «Дьяково городище. Культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э.» Николая Кренке мы посетили древние городища Дьяковской культуры.

Эта экскурсия стала первым этапом по подготовке путеводителя «Москва финно-угорская». Помимо исторических памятников мы посетили памятные места, связанные с именами славных представителей финно-угорских народов, внесших заметный вклад в историю развития российской науки и культуры. С каждым из них связана отдельная страница национальной памяти и гордости. Из представителей марийского народа это Йыван Кырла, творческая династия Эшпаев, Павел Тойдемар, Василий Мосолов, Иван Ямбердов и Сергей Алдушкин, Валентин Колумб, Александр Юзыкайн, Яныш Ялкайн. Коми: Питирим Сорокин, Николай Фролов, Геннадий Юшков, Василий Лыткин, Василий Налимов, Евгений Чазов. Коми-пермяки: Екатерина Плотникова, Михаил Вавилин, Александр Клещин. Удмурты: Кузебай Герд, Игнатий Гаврилов. Эрзя: Степан Эрьзя, Михаил Ерошкин, Лидия Русланова. Мокша: Василий Шукшин, Олег Табаков. Финны-ингерманладцы: няня Александра Пушкина Арина Родионовна. Поморы: Михаил Ломоносов. Эстонцы: Петр Юргенсон, Арво Метс.

Несомненно, имен этих значительно больше и составление путеводителя непременно продолжится. Важно, что благодаря этой поездке мы ощутили свою связь с духовной работой предыдущих поколений финно-угров, живших и трудившихся в Москве с глубокой древности и до наших дней.

Поиск

Журнал Родноверие