В библиотеке села Барыкино Тарбагатайского района хранятся уникальные артефакты, предметы для шаманских обрядов с оригинальной символикой и фрагмент стремени всадника времён монгольских завоеваний. Все эти предметы найдены недавно у подножия забытой святыни бурятского шаманизма, сообщает газета «Бурятия».
Артефакт древности?
– Почти все эти экспонаты нашёл мой муж, — рассказывает Екатерина Перфильева, библиотекарь, а заодно и краевед-любитель из села Барыкино. – Самая недавняя находка – ритуальный головной убор шамана, условно назовём короной. Муж нашёл её у подножия горы Горчилон, по-бурятски «Гэр Шулуун», или – гора-Дом. В нашем селе все знают, что эта гора — древняя шаманская святыня бурят.
Муж собирал ягоды у подножия горы и вдруг увидел, что из земли торчит ржавый предмет. Зная о моём увлечении краеведением, мимо таких вещей он не проходит. Принёс домой, выровнял, почистил. Я подняла архивные документы, всё, что смогла найти по истории бурятского шаманизма, и пришла к выводу, что корона весьма оригинальная. Правда, утверждать это не берусь, поскольку я — любитель, а не специалист. У меня просто есть подозрение, что этот предмет свидетельствует о какой-то ныне забытой традиции. Наши бабушки и дедушки рассказывали нам, что местные шаманы увешивали свои короны лисьими и волчьими хвостами. Продолжить свои исследования, к сожалению, не смогла. Во-первых, источников не так много в социальных сетях, а выехать из деревни всё недосуг – хозяйство, работа.
Легенда о змее
Уже много лет на горе Горчилон не проходят шаманские обряды, но жители села Барыкино, по словам Екатерины Перфильевой, по-прежнему относятся к этому месту с почтением. Живут в Барыкино в основном карымы (потомки смешанных браков), но есть местная легенда о том, как сюда пришли первые крестьяне-переселенцы. Местность здесь лесостепная, и поселенцам понадобился лес для строительства домов. А его и сегодня очень много вокруг горы. Однако кочевавшие рядом буряты посоветовали не ходить к этой горе и не тревожить духов, ведь они оберегают эту плодородную местность.
Крестьяне прислушались, а вот их дети из любопытства решили проверить, правда всё это или нет? Незаметно от родителей они пробрались к горе и обнаружили там костёр, вокруг которого были разложены подношения, и ни одной живой души. Постепенно дети осмелели, начали резвиться и расшумелись так, что не заметили, как из земли вдруг выползла маленькая змейка и уставилась на них сердитыми глазами.
Дети змейки не испугались, начали швырять в неё камнями и даже ранили. Однако чем упорнее дети пытались её убить, тем больше эта змейка становилась и, в конце концов, превратилась в огромного змея. Ребята в панике бросились бежать, змей гнался за ними почти до самой деревни, по другой версии, до тех пор, пока дети не скатились кубарем с вершины горы.
Испуганные ребята обо всем рассказали родителям, те, в свою очередь, бросились искать кочевников-бурят, дабы расспросить их, что это было и как с этим быть? Буряты бросились искать шамана, нашли, и тот сделал обряд подношения, чтобы умилостивить разгневанного духа. С тех пор среди местных крестьян принято обходить эту гору стороной. А в тех местах, где по преданиям, на землю упала кровь змеи, теперь обильно растёт брусника. Так и жили, вплоть до 18-го года прошлого века.
Гора-дом
Коммунисты в 18-м году очень бодро начали строить в селе Барыкино новую жизнь, разграбили сельскую церковь, разогнали шаманов, что проводили свои обряды на горе Горчилон. Свою святыню шаманы покидали, по всей видимости, второпях, думали, что скоро вернутся, и атрибуты прятали в земле неглубоко. Так муж Екатерины Перфильевой и нашёл один из тех атрибутов. Кстати, согласно шаманским (и не только) поверьям, таким образом забытые святыни могут напоминать о себе.
– Несколько лет назад на берегу реки Хилок, недалеко от горы Горчилон, мы нашли фрагмент монгольского стремени, – продолжает рассказ Екатерина Перфильева. – На этом куске железа изображён символ – яростно рвущийся вперёд конь. Здесь же неподалёку люди время от времени находят наконечники стрел различных форм, очевидно, что они принадлежали монгольским воинам. Так у меня появилась версия, что именно здесь происходило немало стычек между воинами Чингисхана и меркитами. Вполне возможно, и гора Горчилон была шаманской святыней уже в те времена. Так или иначе, гора о себе напомнила. Значит, скоро она откроет свои тайны.
Фото из архива Валерия Елбаева