В историко-художественном музее «Новый Иерусалим» до 16 июня проходит выставка, посвященная образу допетровской России в искусстве Серебряного века. Forbes Life разобрался, как и из чего складывается «Формула Руси 17/20»


Фрагмент экспозиции «Формула Руси»

В экспозицию проекта «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века» вошло более 240 работ из 19 музейных и частных коллекций, включая собственные фонды «Нового Иерусалима», а также Третьяковскую галерею, Русский музей. Среди экспонатов есть работы Аполлинария Васнецова и Ивана Билибина, Наталии Гончаровой и Кузьмы Петрова-Водкина. Их сопоставление с памятниками искусства XVII века позволяет понять, как на заре ХХ века художники переосмысляли искусство русского Средневековья.


Музей «Новый Иерусалим»

Фридрих Дрегер по оригиналу Федора Солнцева, лист из альбома «Древности российского государства»

Проект «Формула Руси» словно обрамляет собой постоянную экспозицию «Нового Иерусалима». Выставку открывает зал-предисловие, рассказывающий о том, как менялся интерес к истории и искусству XVII века на протяжении последующих столетий. Затем идут постоянные залы, в которые «вкраплены» отдельные работы, маркированные специальными метками в соответствии с четырьмя элементами «Формулы Руси»: «Дерево», «Серебро», «Золото» и «Огонь». Подробнее узнать о них можно только в самом последнем зале.

«Для нас это первый опыт, когда временная выставка вступает в диалог с собственной коллекцией музея, — говорит Анна Антипенко, директор государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим». — Замысел в том, чтобы, проходя залы постоянной экспозиции, посетитель погружался в эпоху, напитывался искусством того периода и затем смог иначе посмотреть на работы художников Серебряного века»


Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Иван Билибин, эскиз декорации к опере «Садко»

Динамику использования образов допетровской Руси в монархических, оппозиционных, военно-патриотических, революционных и эмигрантских изданиях можно проследить на примере творчества Ивана Билибина. Его работы представлены в зале постоянной экспозиции, посвященном сценографическому искусству. Работая над оформлением постановок «Снегурочки», «Золотого петушка» и других сказок, художники выстраивали визуальные параллели между «некоторым царством, некоторым государством» и Русью XVII столетия.


Государственный музей А. С. Пушкина

Павел Филонов, разворот «Изборника стихов» Велимира Хлебникова

Василий Успенский, искусствовед, куратор выставки: «В случае с иллюстрациями Филонова связь с древнерусским искусством не слишком очевидная, но если присмотреться к тому, как выполнены буквицы и орнамент, то они напоминают книжные иллюстрации XVIII века».


Государственная Третьяковская галерея

Наталия Гончарова, «Архиерей»

Самой яркой интеграцией в разделе постоянной экспозиции «Особая кладовая» стали работы Наталии Гончаровой, в частности ее полотно 1911 года «Архиерей», в котором эстетика XVII века, лубка и народных ремесел соединилась с языком фовизма и кубизма.

«Когда говорят о связи авангарда и иконы, в первую очередь имеются в виду ранние памятники вроде работ Андрея Рублева, — отмечает Василий Успенский. — Они начали расчищаться на заре ХХ века, но настоящих памятников древности мало, а икон и фресковых росписей XVII века было гораздо больше. Понятно, что XII или XV век больше похож на авангард, но влияние искусства XVII века на него пока недооценено, и наша выставка пытается восполнить этот пробел»

Рядом с «Архиереем» Гончаровой выставлен хранящийся в «Новом Иерусалиме» бархатный саккос конца XVII века, который можно увидеть в первой серии «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна. Картина снималась в Алма-Ате в 1940-е годы, куда во время войны был эвакуирован фонд церковных тканей из «Нового Иерусалима». На выставке фильм полностью транслируется в отдельном зале, отделяющем постоянную экспозицию от выставки «Формула Руси».


Музей «Новый Иерусалим»

Складень трехстворчатый конца XVII — первой половины XVIII века

Раздел «Дерево» с хештегами «тьма», «корни» и «смута» отсылает не только к образам бревенчатых теремов и частоколов, но и к самым разным ассоциациям с бытом средневекового русского города от юродивых и скоморохов до мрачноватых интерьеров крестьянских изб. В живописных работах раздела, таких как «Старая Москва» Аполлинария Васнецова, преобладает вязкая палитра темных, коричневато-охристых тонов с редкими всполохами красного цвета. Особняком стоят образцы самобытной деревянной скульптуры, которая к XVII веку уже отделилась от византийской традиции и была гораздо ближе к народному ремеслу. Некоторая наивность придавала ей особую выразительность, к которой впоследствии апеллировали модернисты.

«Помимо деления на разделы экспозиция также состоит из двух частей — темной и светлой, в соответствии с двумя типами мифов о Средневековье, — отмечает Василий Успенский. — Темный миф — это как в фильме Германа: грязные люди, которые умирают в 20 лет, темнота и безнадега. Светлый миф, если говорить о западном Средневековье, — это рыцари в блестящих латах на фоне прекрасных дам»


ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Аполлинарий Васнецов, «Старорусский город»

Самый сказочный раздел выставки — «Серебро», в котором картины с заснеженными пейзажами соседствуют с образами Леля и Мизгиря, выполненными из майолики Михаилом Врубелем. Главное цветовое сочетание секции — красное на белом — выразительный лейтмотив картин Андрея Рябушкина, для которого цветовое решение было важнее сюжета. Эта же черта отличала и многих других художников Серебряного века, даже представителей старшего поколения, которые, с одной стороны, ориентировались на традицию, а с другой — всеми силами приближали наступление модернизма.


Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Кузьма Петров-Водкин, эскиз грима к спектаклю «Борис Годунов»

«Золото» — еще один элемент «Формулы Руси», который объединяет эстетику власти и духовности. Собранные в этом разделе работы служат визуальным воплощением концепции «Москва — Третий Рим»: золотом здесь украшены как одеяния царей, так и нимбы святых.


Собрание Игоря Сановича

Павел Филонов, «Поклонение волхвов»

Главное понятие раздела «Огонь» — «узорочье». Любовь русского искусства XVII века к пестроте, яркости и порой избыточному орнаменту с райскими птицами, диковинными цветами и другими фантазийными элементами. Необычным отзвуком этой эстетики в ХХ веке на выставке стала ранняя картина Павла Филонова «Поклонение волхвов». Яркие краски и внимание к деталям будут отличать и более поздние работы Филонова, которые сам он называл «формулами».

«По сути, авангард, обращаясь к древнерусской традиции, разложил ее на элементы, из которых и создавалось новое искусство, — говорит Арина Гундрова, ученый секретарь музея «Новый Иерусалим».— Наш проект призван примирить разные эпохи: XVII век не существует отдельно сам по себе, он продолжает свою жизнь в наследии ХХ века. Эта выставка не столько про искусство, сколько про мировоззрение и преемственность»

Поиск

Журнал Родноверие