pinflix 300mbmovies profi-news.ru clipsage.com kashtanka.mobi javshare.pro sexyindians.mobi 1dom.info amateurporntrends.com zbporn.net xxx vedio justindianporn similarpornsites.net sakurajav.mobi myxxxbase.mobi

Ой, Калёда, есть на улице шатёр.
Ой, Калёда, соломою защищён.
Ой, Калёда, там три девицы сидят,
Ой, Калёда, монисто куют,
Ой, Калёда, на тарелочку кладут.

Вот такие, казалось бы, простые слова на незатейливый мотив. То, что в старину называлось «колядкой», «калёдой», и служило добрым пожеланием здоровья, благополучия, семейного счастья.

– Колядки пели исключительно под Рождество, – рассказывает профессор, заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств Галина Сысоева. – В сёлах в святочный вечер молодёжь собиралась и шла колядовать: петь особые песни и получать за это от добрых хозяев угощение.

Колядовщиков ждали.

К их приходу готовились.

Считалось, если они обошли твой дом, то и удача в новом году от тебя отвернётся.

– Я выросла в Богучаре, хохлячьем городке, – делится Галина Яковлевна. – И с детства помню, как мы готовили для колядовщиков разные подарки – конфеты, пряники, мелкие деньги. Помню шутки, ряженых, как кутью носили… Жили бедно, но в старинном доме с потолками под четыре метра. Как сейчас вижу яркую картину: высоченная, под потолок ёлка-красавица, вокруг которой я хожу и всю ночь пою песни. Колядок, к слову, тогда не слышала. А песни звучали в новогоднюю ночь, когда люди высыпали из домов и шли на главную площадь Богучара, к главной ёлке. Там было столпотворение! Гармошки, смех, маски, ряженые… Никаких массовиков – люди сами затевали игры, затягивали песни. Настоящая стихия веселья!

Профессор, известнейший специалист по южнорусскому фольклору Галина Сысоева

Галина Сысоева рождественские традиции вместе со студентами изучает много лет. Силами кафедры этномузыкологии неоднократно ставилось рождественское вертепное представление о том, как Рахиль спасала своего ребёнка от царя Ирода.

– Давали представление у нас в институте, вывозили его в сёла, – продолжает наша собеседница. – Выучили со студентами колядки на русском и украинском языках. Слова «калёда», «коледа» произошли от славянских слов «круг, колесо, коло». Исполнялись колядки в дни солнцеворота, когда в честь дневного светила было принято спускать с горок колёса. В нашем репертуаре количество колядок исчисляется сотнями. Они по напевам отличаются, по сюжетам, по текстам. И у каждой местности они свои. Обычные русские колядки звучат как детские припевки. А в воронежских и белгородских сёлах пели многоголосные колядки, которые живы и по сей день.

Тем и интересна традиция, что требует не только изучения, но и воспроизведения. Душа наша готова откликнуться – только дай ей волю.

– И вот несколько лет назад вместе с ансамблем «Воля», в котором поют студенты, мы ехали на фестиваль в Питер, – рассказывает Галина Сысоева. – В Воронеже мы всегда под Рождество готовили знакомым сюрприз – приходили, никого не предупредив.

Профессор Галина Сысоева рождественские традиции вместе со студентами изучает много лет. Силами кафедры этномузыкологии неоднократно ставилось рождественское вертепное представление о том, как Рахиль спасала своего ребёнка от царя Ирода.

Звонок в дверь, человек её открывает, а на пороге толпа ряженых с колядками, шутками. Веселье продолжалось порой до 4 часов утра. А тут 6 января, и мы в поезде. Что делать? Колядовать! Студенты надевают народные костюмы, идут по вагонам. Нет ребят час, два… Наконец возвращаются, приносят полные пакеты угощений. И тогда мы в плацкартном вагоне накрыли настоящий праздничный стол, за который пригласили всех, кто ехал с нами в ту ночь.

А в Санкт-Петербурге «Волю» ждало настоящее рождественское чудо.

– В ту поездку мы жили в Александро-Невской лавре, где и проходили рождественские праздники, – продолжает Галина Сысоева. – Выступали в их красиво убранном концертном зале. А на следующий день, когда пошли в храм, там замироточила икона. Она лежала на престоле, и я видела, как по лику катились слёзы.

На вопрос, что сегодня дают людям рождественские обряды, в том числе и молодым людям – студентам, изучающим фольклорную традицию, Галина Яковлевна ответила просто:

– Конечно, мы – не язычники, и этот обряд, идущий от дохристианских обычаев, выполнялся для того, чтобы изобразить желаемое как действительное. То есть мы величаем хозяина, говорим, какое у него богатство, какая у него жена, какие детки… А у него-то, может, и нет ничего такого. Но в этом и заключается благопожелание: чем больше человеку пожелаешь, тем больше он счастлив. И мы в это верим! Надеемся, что всё в нашей жизни будет хорошо.

Где русская песня, там и хоровод, и пляски

Красивый обычай отражён и в традиционном русском костюме. Современные вышивальщицы, ткачи научились воссоздавать его невероятную красоту. Такой традиционный элемент женского костюма, как юбка-понёва, в старину вначале ткали, а потом долгое время вышивали ковровым настилом. Подобные трудоёмкие костюмы наши прабабушки передавали по наследству. И когда девушка выходила замуж, то она должна была иметь не менее двенадцати понёв.

– Мы носим подлинные костюмы, хотя и есть мнение, что их место в музее, – заметила Галина Сысоева. – Но часто ли мы ходим в музей? Тем более, в краеведческий? Поэтому рассматриваем свои выступления не только как музей песни, которые мы реконструируем, но и как музей костюма. Рассказываем о каждой детали, наполненной символикой и знаковостью. Поясняем, что одежде для любого события, любого праздника полагался свой особый узор.

Самые богатые костюмы носила замужняя женщина, потому что все орнаменты на её рубахе, на понёве служили оберегами – оберегали как всю семью, так и труд земледельца.

– Интересовались и тем, когда же перестали носить понёвы, – делится Галина Сысоева. – И выяснили, что ещё до войны они были в ходу. И рубахи выбеленные конопляные тоже. Раньше-то коноплю выращивали именно для этих целей, а ещё и на масло. Рядом с каждым селом простиралось конопляное поле. Но сильно удивили нас в селе Новая Ольшанка Нижнедевицкого района, где поверх конопляной вышитой рубахи принято было надевать ситцевую красную. Не удержались и спросили, почему скрывают за ситцем такую красоту. Оказалось, потому, что в давние времена в селе сложно было удивить кого-то вышитой рубахой, которая была у каждой девушки. А вот заработать денежку и купить на ярмарке фабричного ситцу, могла позволить себе далеко не каждая семья.

Специально для корреспондентов «Коммуны» ансамбль «Воля» исполнил рождественские колядки и вместе с ними пожелал газете и всем нашим читателям:

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом –
Туда жито кустом.
Куда коза рогом –
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!

Минувший год был для ансамбля «Воля» юбилейным – коллектив отметил тридцатилетие. Подготовил в честь этого большую программу, которую показал в сёлах Пчелиновка, Верхний Мамон, Оськино, Россошь. Был с выступлениями в Москве, Волгограде, Пензе, Казани.

– Начиная с сентября и до Нового года дали около тридцати концертов, – отметила Галина Сысоева. – Кроме того, восстановили два спектакля.< Один – «Гуленка» возили по всем городам. Второй, посвящённый Марии Пещерокопательнице из Белогорья (Подгоренский район), показывали здесь, в институте, и для этого собрали наших выпускников, которые живут далеко за пределами Воронежа. И сейчас готовим новые программы, с которыми обязательно проедем по сёлам. Мы возвращаем традицию туда, откуда она выросла.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 01.09.2009

Велеслав - Славянская волшба

Лекция школы "Русская Традиция" от 19.12.2009

Велеслав - Язычество и сатанизм

Поиск

Журнал Родноверие