Первое стабильное поселение на территории Ладоги на площадке т.н. Земляного городища связано с выходцами из Северной Европы. В их числе могло оказаться и, вероятно, было какое-то число аборигенов или выходцев из более южных районов Восточной Европы, но их роль явно не доминирующая. На этом поселении с древнейшей дендродатой 753 г. (I ярус) открыты три жилища каркасно-столбовой конструкции, с очагом в центре . Очаг делил внутреннее пространство дома на три поперечные, а ряды столбов поддерживавших кровлю на три продольные части. Зафиксированы привходные настилы и настилы в передней трети жилища. Вероятно, что это культовое сооружение, подобное храмам-континам Щецина.

Однако точных аналогий ладожским жилищам пока не найдено. К северу от жилищ находилась "кузнечно-ювелирная мастерская", впрочем, вполне возможно, не составлявшая хронологически абсолютно единого комплекса. Срубные сооружения в I ярусе неизвестны.

Крайне трудно будет объяснить, почему общебалтийские вещи, производство и распространение которых хорошо известно и на юге Балтики во многих случаях до сих пор выдавались за «исключительно скандинавские». Более того, этим вещам нередко пытаются придать вид «этнического маркера», отличающего северного германца от славянина. Присутствие же балтийских славян в северной Руси в ранний период зачастую ставится под сомнение, вопреки всем фактам.

43
Ральсвик это на Рюгене

Равноплечные фибулы конца VIII-IX вв. являются частыми находками на юге Балтики, известность идентичных (Дирков-Менцлин), как и схожих с ними типов «масочных» равноплечных фибул (Ральсвик) с одинаковыми датировками позволяет предположить их местное производство, хотя доказательств этому пока и не было найдено. Местное, южнобалтийское производство «скандинавских» фибул типа «Терслев» в то же время подтверждается в районе расселения южных лютичей – в достаточно далёком от моря и не связанным напрямую с морским торговым путём славянском поселении из местечка Грамцов, недалеко от города Пренцлау, примерно на южной границе расселения племени укрян, где была найдена формочка для отливки таких фибул.

Скандинавско-фризские гребни

Именно так зачастую называют находимые в северо-западной Руси гребни для волос с геометрическим или циркулярным орнаментом. Совершенно идентичные гребни в то же время производились мало не во всех торговых городах южной Балтики. Указания на местное изготовление (заготовки, инструменты и т.д.) подобных костяных гребней известны из Любицы, Гросс Штрёмкендорфа, Росток-Диркова, Ральсвика на Рюгене, Менцлина, Волина. В Германии традиции происхождения таких гребней в некоторых случаях связываются с германцами, однако, признаётся их местное производство. Многие типы при этом считаются и «древнеславянскими», хотя они и едва отличимы от «фризско-скандинавских». Ниже приведу подборку археолога М. Дульнича типов гребней, найденных в основном на юге Балтики (некоторые – из других западнославянских земель) в раннеславянский (до X века) период:

44
45
Подборка раннеславянских гребней западных и балтийских славян

46
47

Набор индивидуальных находок характеризует культурный облик первопоселенцев определенным образом. получаетя, что поселенцами были западные славяне, поселенцы из числа представителей племен лютичей и ругов, что первыми обитателями Ладоги были люди именно из западно-славянских племен.

Представляется, что она была немногочисленна и достаточно монолитна. Наряду с мужчинами в ней были женщины и, вероятно, дети. Носители иных культурных традиций если и были в ее составе, то занимали далеко не ведущее место. Создается впечатление, что перед нами поселение одной общины. Полукруговая (может быть и круговая) схема застройки с включенной в нее мастерской, отсутствие обособленных жилищно-хозяйственных комплексов, малое число домов, а соответственно и их обитателей позволяют рассматривать Ладогу 750-760-х гг. скорее как отдельную единую усадьбу, чем как поселение — зародыш города.

Миграция западных славян на восток, особенно после опустошительных походов Карла Великого , Карла-Карлика, подтверждается и обилием находок западно-славянских височных колец.

47

Где-то во второй половине 760х гг. колония прекратила существование. Сокрытие набора инструментов и вотивного изображения Одина говорит об экстраординарном характере этого события. Его следует считать первой катастрофой в истории Ладоги VIII-X вв. и связана она с притоком нового населения или захватом в Нижнем Поволховье господствующего положения носителями восточноверопейских культурных традиций — славянами (формирующимися словенами). Вероятно, с приходом этих людей следует связывать серию украшений из оловянистых сплавов, имеющих аналогии на памятниках Северо-Западной Руси последней четверти I тысячелетия н. э. (городища Псковское, Изборское, Камно, Надбелье, Еськи, длинный курган в Лоози и др.). Они принесли с собой развитую технику строительства наземных срубных домов, отапливавшихся печью-каменкой, располагавшейся в углу.

Именно в это время происходит становление путей из стран Балтики на Арабский Восток. Встречены салтовские лунницы синего стекла, бусы из сердолика, "фиксируется начало активного проникновения арабского серебра, синхронизирующееся с выпадением здесь древнейшего монетного клада 786 г. Открыты свидетельства местного стеклоделия (в 780х гг. появляется и до конца 830х гг. действует стеклодельная мастерская, быть может, единственная на Северо-Западе в тот период), базирующегося на восточной технологии и привозном сырье. Воинственный облик славянских обитателей поселения характеризуют обломок боевого топора и фрагмент кольчужного плетения. В 810-830-х гг. славянами застраивается вся исследованная часть площадки Земляного городища. "Большой" дом по данным дендрохронологии сооружен около 811 г. Его окружение составляют "малые" срубные дома с печью-каменкой в углу. Создается впечатление, что застройка обретает если не регулярный, то, по крайней мере, упорядоченный характер.

Около 840 г. мирная жизнь поселения нарушена, и оно гибнет в пожаре в результате норманнского вторжения. Это был первый тотальный пожар и вторая катастрофа в истории Ладоги. Часть поселения превращается в пустырь; уничтожается и стеклодельная мастерская.

Спецификой застройки стало появление в северной части раскопа «большого» дома каркасно-столбовой конструкции с очагом на центральной оси, выделяющегося размерами и расположением, его площадь достигала 120 кв. м. Пропорции и конструкция стен позволяют говорить о новом проникновении в Поволховье носителей традиции североевропейского халле. С этим сооружением связана находка палочки с руническим текстом. Строятся еще два больших дома, отличные по ориентации от упомянутого выше. В своей конструкции и интерьере они сочетают североевропейскую и восточноевропейскую традиции. С ними связаны «малые» срубные дома с печью-каменкой в углу. Можно уверенно сказать, что какая-то часть славянского населения, как мужского (судя по домостроительству), так и женского (судя по украшениям), осталась на поселении, но его социальный статус переменился.

Следует заметить, что в отложениях предметы однозначно связанные с западными славянами составляют специфический набор (шашки, фрагменты обкладки игральной доски, культовые предметы). Это элементы мужской субкультуры, женские украшения отсутствуют. Ассортимент бус беднее. Но самым любопытным фактом является высокая концентрация деревянных игрушечных мечей.

Итак, на рубеже 830-840-х гг. Ладога была захвачена группой западных славян. Вряд ли стоит сомневаться, что они заняли в ней доминирующее положение. Несмотря на частичное уничтожение или изгнание, носители культурных традиций лесной зоны Восточной Европы (восточные славяне) остались существенным компонентом среди обитателей поселка и его округи. Кроме материалов домостроительства об этом свидетельствуют некоторые украшения.

Между 863 и 871 годами (около 865) поселение вновь подвергается тотальному разгрому, сопровождавшемуся мощнейшим пожаром. В его военном характере не приходится сомневаться, драматичность этого события подчеркивают обгоревшие останки женщины и ребенка, обнаруженные в заполнении дренажной канавки в раскопе А. Н. Кирпичникова. Видимо, поселению пришлось вновь поменять не только хозяев, но и подавляющую массу обитателей — славяне вернули себе власть над Ладогой. В рамках рассматриваемого периода произошло формирование сети славянских поселений вдоль волховского участка системы речных путей с Балтики на Восток. Особая их концентрация наблюдается в зоне Гостинопольских и Пчевских порогов, находящихся выше по течению Волхова. Явно неординарную роль играло городище и селище Любша, расположенные на правом берегу Волхова ниже Ладоги.

После этого пожара никакой преемственности в застройке не наблюдается. Практически полное отсутствие строительных остатков в северной части раскопа в период около 865-890-е гг., возможно, свидетельствует о запустении поселения.

Ситуация меняется в период правления "исторических князей" — Олега и Игоря, оставляя за скобками вопрос о этнической принадлежности данных правителей, можно констатировать факт бурной застройки поселения в славянских традициях домостроительства.

В VII ярусе (890-е — 920-е гг.) залегали остатки двух строительных комплексов, представляющих особый интерес. Сложный жилищно-хозяйственный комплекс в южной части раскопа В. И. Равдоникаса состоял из сруба с печью-каменкой в углу и примыкавшего к нему трехстенного прируба с печью производственного назначения в центре. Прируб с трех сторон окружало какое-то сооружение со стенами и кровлей легкой конструкции, а основной сруб был связан настилом с небольшим рубленным амбаром. Этот комплекс может рассматриваться уже в контексте становления городского домостроительства Северной Руси. В 1950 г. В. И. Равдоникасом была открыта, а Е. А. Рябининым исследована большая постройка. Размеры, развитая архитектура и некоторые находки явно выделяют данный комплекс из рядовой застройки. Учитывая историю дальнейшей судьбы строительства на данном участке можно с известной долей вероятности предполагать в ней хоромы ладожских правителей.

В 920-х гг. стремительно застраивается вся площадка Земляного городища (VIII ярус). В раскопе В. И. Равдоникаса насчитывается более десятка срубных жилищ с печами-каменками в углу. Некоторые из них имеют привходные тамбуры-сени, а одна постройка входит в состав сложного жилищно-хозяйственного комплекса. Застройка вытянута по линии север — юг. Анализ расположения входов в жилища позволяет выделить на участке исследованном В. И. Равдоникасом три "гнезда" застройки. Они состояли из 3-5 жилых домов и нескольких полифункциональных неотапливаемых клетей. Очевидно, "гнезда" связаны с группами населения, некоторым образом обособленным в хозяйственном и социальном отношениях. Интересно отметить, что постройка VIII-3 совмещала жилые и культовые функции: помимо обычной печи-каменки в углу, в центре ее находился очажок для жертвоприношений, а ряды столбов внутри выделяют ее из серии обычных "малых" домов.

Среди находок этого периода присутствуют как предметы круга славянских древностей лесной зоны Восточной Европы так и вещи североевропейского круга древностей эпохи викингов. Факт проживания в Ладоге скандинавов в данный период подтверждает норманнский могильник в урочище Плакун (датируется 900 — 950 гг.). Курганы Плакуна оставлены обособленным коллективом, представители которого (вместе с семьями), видимо, непродолжительное время проживали в Ладоге. Что интересно захоронения оказались с нехарактерным для скандинавов бедным погребальным обрядом. Можно предположить, что это останки представителей торгово-ремесленной западно-славянской группы ремесленников обслуживающей интересы правителей славянской Ладоги.

Как видим, археологическая история Ладоги лишь подтверждает историю миграции западных славян на земли Руси. В результате военных действий поселение несколько раз переходило из рук в руки и в итоге осталось за местными славянами.

Переселение же имело место- поляне Польши, Смольняне, Волыняне из Волина, Укряне и множество иных, поселевсишихся на линии водорозадела Днепра. С этим связано и множество находок балтийского происхождения в Районе Гнездова. Дальше им прйти не дали.

Был конунг по имени Вилькин, славный победами и храбростью. Силою и опустошением он овладел страной, что называлась страной вилькинов, а теперь зовется Свитьодом и Гуталандом, и всем царством шведского конунга, Сканией, Скаландом, Ютландом, Винландом (Vinland) и всеми царствами, какие к тому принадлежат. Так далеко простиралось царство Вилькина-конунга, как страна обозначенная его именем. Та­ков и прием рассказа в этой саге, что от имени первого вождя принимает название его царство и народ, им управляемый. Та­ким образом, и это царство названо страной вилькинов от имени конунга Вилькина, а народом вилькинов люди, там обитаю­щие, — все это пока новый народ не приял владычество над той страной, отчего вновь переменяются имена.

После того как конунг Вилькин некоторое время пра­вил этим царством, он снарядил свое войско и пошел с несчет­ным множеством рыцарей и других военных людей на Пулиналанд (Pulinaland), что находится рядом с царством ко­нунга Гертнита, и были у него там многие и великие битвы. Тогда вышел против него Гертнит-конунг, правивший в то вре­мя Русциаландом и Аустррикией (Ruzcialande i Austrriki) и большой частью Греции и Венгрии, почти все восточное цар­ство было под властью его <...> и его брата Гирдира. Было у них много больших битв. Конунг Вилькин всегда побеждал русских, опустошил Пулиналанд и все царства до моря, <...>а после по­вел свое войско на Русь и завладел там многими большими горо­дами, Смоленском и Палтиской (Smalenzkiu ос Pallteskiu; Smalisku, Kiu ok Palltaeskiu и не прежде остановился, как въе­хал в Гольмград, что был главным над городами конунга Герт- нита. Там была большая битва, и Гертнит обратился в бегство; там пал брат его Гирдир и большое войско русских, множество людей было полонено и содержалось для выкупа; конунг Виль­кин добыл там так много золота и серебра и разных дра­гоценностей, что никогда еще не доставалась ему такая победа с тех пор, как он впервые стал воевать. Некоторое время спустя конунги согласились на том, что конунг Гертнит удержит за собой свое царство и станет платить конунгу Вилькину дань со всей своей земли. После того войско вилькинов осталось на Руси, а конунг Вилькин отправился восвояси в страну Вилькинланд

Вилькины- это тоже Вельсунги, сыновья Велеса.

Герои из рода гуннских королей Вёльсунгов:

Сиги сын Одина.

Рери сын Сиги.

Вёльсунг сын Рери.

Сигмунд сын Вёльсунга.

Итак, Рюриковичи- это потомки Вельсунга но считались от Рори, Рюрика.

Кроме того о борьбе между между западно-славянскими переселенцами и местными, кого немецкие мифы называют гуннами, говорит Вилькина-Сага, и "Слово о Славене и Русе". В "Слове о Славене и Русе" описан поход саругров на славян и разорение Славенска. Это была месть северян за нашествие венедов. И, очевидно, эти войны продолжались до воцарения династии Рюрика, также венда, но сумевшего породнится с местными Вельсунгами из династии Белый Царей, правивших в Керчи-Царьграде и Чернигове. Угры подчинялись северцам, и именно они разорили Ладогу.( Но интересно название городо, особенно в скандинавскойм произношении- Альдьборг. Имеется Альтона на Эльбе,имеется Альта на Эльве Норвегии. И везде жили венды. Ранее норвежский язык, не будучи онемеченным был ближе к славянским)

Первое запустение Словенску. А великий Словенеск и Руса опустеша до конца на многия лета, яко и дивиим зверем обитати и плодитися в них. По некоих же временех паки приидоша з Дунава словяне и подъяшаскифи болгар с собою немало, и начаша паки грады оны Словенеск и Русу населяти. И приидоша же на них угры белыя, и повоеваша их до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение.

Литература

Кирпичников А. Н. Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв.

Кузьмин С. Л., Волковицкий А. И. Пожары и катастрофы в Ладоге: 250 лет непрерывной жизни?

Кузьмин С.Л. Ладога в эпоху раннего Средневековья (середина VIII — на- чало XII века).

Соловьев С.Ю. Русь, сложение государства в IX веке. Венеды и северяне, часть гуннов, ставшие основой новой общности.

Сергей Соловьев 2019, ВЕЛЬСУНГИ-ЭТО ДИНАСТИЯ ГУННСКИХ И БУРГУНДСКИХ КОРОЛЕЙ, ТАК ЖЕ И ДИНАСТИЯ СЕВЕРСКИХ (САВИРСКИХ) КНЯЗЕЙ. РОСЫ (РОСОМОНЫ)-ЗНАТЬ ГУННОВ(САВИРОВ-СЕВЕРЯН) [ссылка]

Сергей Соловьев 2022, THE SIGN OF THE RURIKOVICH, MEANING, MEANING AND CLEAR PARALLELS IN INDO-EUROPEAN CULTURE SINCE ANCIENT TIMES. URDHVA-PUNDRA, OR KOLYUMN, KOLOMNA [ссылка]

Поиск

Журнал Родноверие