Что такое предварительная цензура коллектива и почему этот термин важен для изучения фольклора.

На главном фото: Ловец жемчуга. Фотография Якова Лейцингера. Онега, 1887 год.

Почему фольклорное творчество называют коллективным, если все равно кто‑то должен был первым произвести на свет ту или иную былину, песню или частушку? И почему мы никогда не знаем имен этих людей? Может быть, фольклор — творчество не коллективное, а попросту анонимное?

Для ответа на этот вопрос был придуман термин «предварительная цензура коллектива». Лингвист Роман Якобсон и фольклорист Петр Богатырев ввели его для описания основного принципа функционирования фольклора:

«Допустим, что член какого-либо коллектива создал нечто индивидуальное. Если это устное, созданное этим индивидуумом произведение оказывается по той или другой причине неприемлемым для коллектива, если прочие члены коллектива его не усваивают — оно осуждено на гибель»

Петр Богатырев, Роман Якобсон. «Фольклор как особая форма творчества» (1929)

64
Рыбаки в костюмах из тюленьей кожи. Фотография Якова Лейцингера. 1887 год

Термин был нужен, чтобы отграничить фольклор от литературы: так, если один коллектив отказывается принимать что-то в письменном, напечатанном произведении (например, пропускает скучные описания природы в романе), то следующему поколению эти элементы, сохранившиеся на бумаге, могут показаться ценными. В фольклоре неприемлемое для коллектива попросту не передается устно, а потому утрачивается навсегда.

Представление о предварительной цензуре коллектива развеивает миф о невозможности коллективного фольклорного творчества (оппоненты Якобсона и Богатырева считали, что у каждого народного произведения все равно был первый «автор-аноним», имя которого не дошло до нас). Ученые уподобляют создание фольклорного текста «производству на заказ» (характерному для деревни), а литературного — «производству на сбыт» (побеждающему в городской среде).

65
Женщины Кандалакши. Фотография Якова Лейцингера. 1887 год

Источники

Богатырев П., Якобсон Р. Статья «Фольклор как особая форма творчества».

Поиск

Журнал Родноверие