Несмотря на сильный северный ветер, впечатления от Визимбиря остались только самые теплые. Зацепило даже не то, что здесь находится марийский вариант мировой здравницы Швейцарии, а, скорее, причина ее создания – крепость семьи и дружба деревенских жителей.

Признаюсь, никто так нас с коллегой не встречал, как основатель «Марийской Швейцарии» Иван Антонов – пригласив за стол после дороги, накормив горячим супом прямиком из деревенской печи и поставив перед нами две стопки с самогоном. Поговорили о дороге, событиях в мире, а потом как-то сам собой завязался разговор о семейных ценностях. Я все хотела спросить про отцовскую славу – каково быть сыном человека, благодаря которому о марийской глубинке узнали за пределами России? Но тут все оказалось проще: «корону» никто не делит, смысла делать этого нет, поскольку отдых на Каменной горе давно уже стал семейным бизнесом, да и сам хозяин дома мечтает: через десятки лет его дети, а потом и внуки «раскрутят» нашу Марий Эл так, что и заграницы никакие не понадобятся.

45

Объединение семей

Началось все, как ни странно, с комбайнеров. После посевной надо было где-то устраивать для работников общий сбор, и отец Ивана, Роберт, занялся его организацией. 40 дворов в деревне, на пороге гости из других населенных пунктов. У родника, конечно, хорошо, но вот бы баньку… И как-то незаметно вырос целый туристический комплекс, как говорит наш собеседник, «по запросам отдыхающих».

− Нужно уметь отдыхать семьями, отвлекаться от дел и уделять время близким. Родители наконец-то узнают своих детей ближе, разговаривают с ними, играют. Кто-то даже радуется, что нет мобильной связи – доставать по мелочи не будут. А я знаете, что думаю? Только на природе можно понять, что внутри человека! – запальчиво произносит Иван.

Я вновь в раздумьях: а как же в городе? Там бы поспорили! Наш собеседник тем временем объясняет: здесь, в Визимбире, дети с родителями в походы ходят, еду на костре готовят вместе, изучают мир вместе. Вот муравей тащит огромную соломинку, это как, почему? И начинается такой своеобразный урок жизни. Разве в городе он бы получился таким полномасштабным? Не отвлеклись взрослые бы на повседневные дела-заботы?

46

Маленькие сыновья Ивана мечтают быть как папа. Рвутся из Куженера в Визимбирь, вспоминая, как вместе ходили в баню и на улице делали шашлыки. Антонов улыбается: его отец дал большой задел на будущее, вот бы остальные родители не забывали проводить время со своей семьей! Приучать к труду, любви к природе, почитать предков.

Я телевизор включаю и мне оттуда говорят: люди испортились. Плохие стали. Живут только для себя. А выхожу на улицу, говорю с соседями, общаюсь с отдыхающими и понимаю: ну не так же все, не так! Хорошие у нас люди, что ни говори! Нельзя по одному-двум случаям на всех ярлык вешать,

– продолжает свой рассказ Иван

47

Жизнь без излишеств

У печи, конечно, тепло, вкусно пахнет побелкой, да и кот хозяйский время от времени просит погладить. Но как это побывать в Визимбире и не погулять по деревенским улицам?

А там – красота. Деревянные домики, кое-где украшенные резными узорами, завораживают естественностью и ощущением чего-то родного. Пока мы любуемся, Иван рассказывает, что раньше двери даже не закрывали, а сейчас приходится: много незнакомых людей появляется, за всеми не углядишь. Просим рассказать смешной случай и он тут же вспоминает, как прямо перед ним голые девки бежали в баню и зазывали с собой, а он, будучи обычным деревенским парнем, жутко стеснялся.

У нас тут все просто, − смеется он. – В 5 часов утра встаешь, в 9 вечера ложишься. И спишь как убитый, потому что весь день на работе проводишь. У нас и еда не покупная, а своя, домашняя, все выращиваем в своей деревне

48

Пока гуляем по деревне, близ родника Иван спрашивает, знаем ли мы, как правильно умываться. На удивленное «Нет» учит: трижды ополаскивать лицо и благодарить Мать Воды. Позже объясняет: в старину марийцы, как язычники, относились к воде как к сакральному, отсюда и взялось множество примет и запретов. Этакая связь с Вселенной.

Люди, когда отсюда уезжают, меняются, − говорит Иван. – Пишут потом, что по тишине скучают, устают в городе от громких звуков. На природе и жизнь по-другому течет. Нам недавно газ провели, мы это как чудо воспринимали: надо же, никаких дров теперь не надо!

49

Шумит лес «Каменной горы». Из-за облаков выходит солнце, которое почему-то в тот момент кажется настоящим чудом. И думается: из таких простых вещей и складывается счастье. Только в стремительности жизни не всегда его разглядишь.

Поиск

Журнал Родноверие