Своей целью в книге «Язычники крещеной Руси» автор Л. Прозорова, называющий себя историком, поставил восстановление «Правды о Предках» русских. В книге приводится немало интересных фактов и событий на основе обширного списка использованной литературы.

Но автор, Инязора независимой Эрзянь Мастор – Страны Эрзян Пургаза, ничтоже сумняшеся в «правде», записал в число своих предков, в русские.

Л.Прозоров о Пургазе пишет следующее:

-« В Лаврентьевской летописи упоминается, что некий Пургас вместе с мордвою напал на Нижний Новгород в ответ на нападение владимирского князя Юрия Всеволодовича на мордву, а Муромского Юрия Давыдовича – на «Пургасову волость», но был отбит. (1229г., прим. Э.В.) Однако воины Пургаса спалили монастырь Богородицы и стоявшую вне городских стен церковь. В том же году Пургас был побеждён мордовским князьком Пурешем, объединившемся с половцами, «изби мордву всю и русь Пургасову, а Пургас едва в мале оутече» (то есть убежал с небольшой частью войска). Итак, у истребителя православных церквей и монастырей Пургаса в подданных ходила некая «русь»… Сам Пургас вроде бы действует заодно с мордвою – но и враждует с мордвином Пурешем, а с его именем связывается именно «русь»… Очень вероятно, что перед нами очередной анклав некрещеных руссов, на этот раз – в мордовских землях. Со следами языческих русов Пургаса мы ещё столкнёмся в нашем повествовании». (Курсив Э.В.)

Такова «Правда» (?) Л.Прозорова о выдающемся военном и политическом деятеле Эрзя народа, который в народных легендах и преданиях называется не иначе, как Инязор, что в переводе на русский (Ине/Великий + Азор/Владетель) звучит как великий князь.

Поэтому, прилагательное некий, толкуемое в словарях как весьма неведомый, мало известный, которым автор книги характеризует Пургаза, одного из самых известных эрзянских князей, здесь явно неуместно, если не невежественно.

О личности Пургаза и его роли в эрзянской истории написано немало, как в исторической, научно-популярной, так и в художественной литературе, причём в России, как на эрзянском и мокшанском языках, так и на языке межнационального общения – русском.

К примеру, вот что пишется в о Пургазе в двухтомной академической энциклопедии «Мордовия», 2004г.:

- «ПУРГАЗ» (по русским летописям Пургас), эрзянский князь (инязор). Национальный герой. В начале 13 века возглавлял одно из княжеств (независимых! Э.В.), которое русские летописцы называли Пургасовой Русью (сравните: Киевская Русь, Белая Русь, Червоная Русь. Каким сильным должно было быть княжество Пургаза, чтобы наряду с хорошо известными и изученными княжествами называться Русью, то есть государством! Э.В.).

Читаем далее здесь же:

Пургаз «впервые упоминается в 1229 году в связи с походом владимиро-суздальского князя Юрия в мордовские земли» (Эрзянь Мастор, прим. Э.В.).

2

В январе 1229 года эрзянские воины под руководством Инязора Пургаза нанесли удар объединённому войску (нескольких русских княжеств!, прим. Э.В.) русских князей Ярослава Всеволодовича, Василия Константиновича и Всеволода Константиновича.

Вскоре в сражении с Пургазом потерпел поражение и мокшанский князь Пуреш, примкнувший в походе на Эрзянь Мастор к русским князьям. Война за независимость Эрзянь Мастор продолжалась всю снежную зиму 1229 года.

В апреле 1229 года Пургаз осадил Нижний Новгород, построенный владимиро-суздальским князем на захваченной эрзянской земле на месте сожжённого эрзянского города Обран. Сил для освобождения Обран ош от захватчиков оказалось уже недостаточно. Сказались потери в живой силе в ходе нескольких зимних кровопролитных сражений, недостаток в провианте и, можно полагать, наступившая весенняя распутица и половодье Оки и Рав (Волга). Был сожжён посад Нижнего Новгорода, располагавшийся вне стен укреплённого города.

Через несколько месяцев, Пургаз, решивший наказать Пуреша за союз с русскими князьями, совершил поход в южные земли Пуреша. Но этот поход оказался неудачным.

Вскоре к границам Эрзянь Мастор подступила ещё более сильная угроза – монгольское войско. Летом 1237 года, по свидетельствам венгерского монаха Юлиана, Инязор Пургаз «направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил» от монгольского нашествия. Только во время второго похода в Поволжье, в том числе на Эрзянь Мастор, в 1238-39 годах, монголам удалось сломить сопротивление эрзянского войска.

Но! Среди глав покорённых народов, приезжавших в Орду за ярлыком на княжение, имя Инязора Пургаза не упоминается.

Вильгельм Рубрук об эрзянском Инязоре Пургазе и мокшанском Оцязоре Пуреше писал так: «Один из мордовских царей со своим народом (мокшанский князь Пуреш, прим. Э.В.) ушел с Бату ханом к последнему морю, другой же (эрзянский князь Пургаз, прим. Э.В.) ушел к тверди (в крепости, прим. Э.В.), чтобы защищаться до коле хватит сил…»

Вот так, сначала русский меч, а затем кривая монгольская сабля, определили дальнейшую историю Эрзя и Мокша народов.

Образ Инязора Пургаза замечательно выведен в поэме «Возмездие» В.Ф. Егорова (1978) и в замечательном историческом романе «Пургаз» эрзянского народного писателя К.Г. Абрамова (1988), переведённого и на русский язык.

А вот как скромно, можно сказать, даже стыдливо, но всё же говорит о Пургасовой Руси – Эрзянь Мастор в той же энциклопедии известный саранский учёный Н.Ф. Мокшин:

«Пургасова Русь («Пургасова волость»), территория(?) в конце 12, начале 13 веков с подвластным мордовскому (эрзянскому, прим.Э.В.) князю Пургазу населением. Центр Пургасовой Руси не установлен. Есть предположение, что им могло быть Пургасовское городище».

Где располагалась возможная столица Эрзянь Мастор?

Краткая статья энциклопедии сообщает:

«Пургасовское городище («Кладовая вершина»/эрз. «Казнень пря», «Утомпря»/), археологический памятник железного века и раннего средневековья у с. Полянки (РМ). Расположено на мысу, образованного двумя оврагами. С напольной стороны – два оборонительных вала высотой 1,8-2 м и рвы. Длина площадки 75 м, ширина до 35 м. Название («Пургазонь ошпандо», прим. Э.В.), по-видимому (?), связано с именем Пургаза. Упоминается в документах 17в. (1628, 1630): «…от Пургасовского городища по оврагу Арге..» (Арге овраг = Оргодема латко?)

В книге «Мокшэрзятне умонь шкасто ды ней» (Эрзя и Мокша в древности и современности» (1999) В.А. Юрченков пишет:

- « пек стака шкакс ульнесь 13 пингень ушодксось…эрявсь истямо ломань, конанень кемевельть, арсеманзо, мереманзо топавтовольть, мельганзо куш ков сыргавольть. Самай истямокс кармась улеме Пургаз – превей, сюбав ойме, кеме обуця, икелев неиця». ( Очень тяжёлым (для Эрзя народа) был период начала 13 века. Требовался такой человек, которому бы верили, его идеи и поручения выполнялись бы, за ним бы шли на любое дело. Именно таким человеком стал Пургаз – мудрый, богатый душой, крепкия характером, предвидящий будущее.)
И далее автор отмечает (даю в переводе на русский):
- Пургаз был талантливым полководцем. В 1228 году он разбил дружины русских князей Ярослава Всеволодовича, Василька и Всеволода Константиновичей.
- Пургаз был мудрым дипломатом. Для совместной защиты от набегов русских князей он заключил союз с Волжской Булгарией.
- Пургаз был умным и толерантным правителем Эрзянь Мастор. Он разрешал селиться в Эрзянь Мастор беглым крестьянам из русских княжеств.
- Пургаз был храбрым и полководцем и человеком. Он не сдался монгольским войскам сам и не сдал им свою страну Эрзянь Мастор, хотя понимал, что противостоять такой мощной силе будет очень трудно.

В заключение В.А. Юрченков пишет:

- «Весе ёвтазесь ливтизе-аравтызе Пургаз Инязоронть…раськень васенце героекс». (Всё выше сказанное ставит Инязора Пургаза первым национальным героем).

Вот такова Правда о Герое Эрзя народа Инязоре Пургазе. Эту Правду знают и чтят эрзяне, чтит весь Эрзя народ, покуда он будет жить в подлунном мире под благословением Инешкипаза-Творца. Как видим, она весьма отличается от «Правды» Л.Прозорова.

Это ещё раз подтверждает, инонациональный историк далеко не всегда может быть объективным даже в освещении явных исторических фактов и, походя, запросто причислить эрзянского Инязора в число предков русских, путая, или неверно толкуя значение всего лишь одного слова «русь».

Эрзянскому народу нужны свои историки, способные защитить эрзянскую историю от подобных ошибок.

Пургазонь тевтне – мельсэнек! / Мы помним имя и дело Инязора Пургаза!

Поиск

Журнал Родноверие